УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Михаилу Ходорковскому не грозит сума, а вот тюрьма перед ним маячит. Уж очень многим выгодна его отсидка!..

681
Михаилу Ходорковскому не грозит сума, а вот тюрьма перед ним маячит. Уж очень многим выгодна его отсидка!..

Кто хочет посадить Ходорковского?

Видео дня

Сегодня Мещанский суд вынесет приговор Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву и Андрею Крайнову (материал появился, когда еще не было известно о решении суда перенести оглашение приговора на послпраздничные дни – прим. ред.). Ходорковский – а именно его имя в центре событий, Лебедев и Крайнов персонажи второстепенные – может получить десять лет колоний. А в "Политической кухне" сегодня мы предлагаем детально изучить щекотливый вопрос – кому выгодно, чтобы Ходорковский получил срок.

Каждый по-своему представляет справедливый итог уголовного дела Ходорковского. Например, я неоднократно заявлял, что Ходорковский должен сидеть в тюрьме – это справедливо. Многие читатели, судя по поступающим в адрес "Кухни" письмам, согласны с моим мнением. Многие не согласны. Впрочем, большинство мнений представляют собой рассуждения по схеме "с одной стороны, с другой стороны". С одной стороны, Ходорковский вор – воровал же государственное имущество, иначе способ приобретения нефтяного гиганта России не назовешь. С другой, не один он так делал и поэтому воровство как бы и не воровство, а национальный спорт. И так далее. Все доводы имеют свою логику. Правда жизни непроста – она как мозаичная картина состоит из множества маленьких деталей, разных по форме и цвету.

А теперь перейдем к вопросу, кому выгодно, чтобы Ходорковский получил срок.

Всякий взрослый человек знает, что простых ответов на сложные вопросы не существует. Человек, знакомый с миром политики и большого бизнеса, знает также, что сложные вопросы состоят из множества "вложенных" вопросов. Взять вот посадку Ходорковского – там слишком много противоречивых обстоятельств. Линии заинтересованности множества лиц то идут параллельно, то вдруг пересекаются. В общем, давайте посмотрим на ситуацию.

Очевидная выгода

Выгода государства от посадки Ходорковского очевидна. На этот счет предельно логично и недвусмысленно высказался помощник президента Игорь Шувалов. Дело ЮКОСа было в известном смысле показательным. Олигархические игроки рынка должны были вспомнить, что у них есть кое-какие обязанности перед страной, зафиксированные федеральными законами. В том числе обязанности налогоплательщика. На протяжении многих лет наблюдалась парадоксальная картина: крупный бизнес извлекал колоссальные доходы из полученной за бесценок собственности, но платил многократно заниженные налоги. Во всем мире уклонение от уплаты налогов считается одним из самых тяжких преступлений. Логика проста: бизнес обязан через налогово-бюджетную систему делиться с обществом доходами. В противном случае социальные, научные, оборонные и прочие институты разваливаются. (Ну не могут олигархи охранять границы – это может делать только армия, финансируемая из одного источника – федерального бюджета). Было необходимо остановить деградацию институтов государства – российский олигархат получил сигнал о необходимости уважительно относиться к налоговым обязательствам. Сигнал был доведен до завсегдатаев Куршавеля в понятных им терминах. После этого резко выросли налоговые поступления в бюджет – нефтяники, газовики, металлурги и прочие быстренько вытащили свои финансовые потоки из оффшоров на свет божий.

Помимо налогового аспекта выгоды государства есть еще один. Крупный бизнес вспомнил, что такое дисциплина. Буквально вчера олигархи пребывали в уверенности, что достаточно вбросить денежку в нужные комитеты Государственной думы, федеральные и региональные министерства, etc, и любые желания – начиная с отъема собственности у конкурента и кончая назначением министров – воплотятся в жизнь. Дело Ходорковского было жестким, не оставляющим сомнений, сигналом для олигархата. Ребята, игры кончились, никто не вправе манипулировать государством.

Выгода обслуги Ходорковского

У опального нефтяника много обслуги. Речь, конечно, не о домработницах Ходорковского. О людях, извлекающих выгоду из событий, связанных с делом, ЮКОСа и делом Ходорковского. Их много, у них хороший аппетит и высокие тарифы.

Начнем с медийщиков. Наши уважаемые коллеги в десятках изданий в России и за рубежом с делом Ходорковского получили возможность хорошо заработать. Они и раньше неплохо себя чувствовали в компании Михаила Борисовича. Каждая кампания олигарха, будь то направленная против кого-то из политических или коммерческих конкурентов или за выгодные нефтянику законы, сопровождалась валом громких (но далеко не всегда качественных – извините, коллеги) публикаций. С раскруткой дела Ходорковского деньги понеслись к медийщикам и пиарщикам бескрайним бурлящим потоком. У некоторых даже закружилась голова – в ряде изданий количество публикаций "на заданную тему" достигло неприличных высот, затмив остальные темы.

Отдельная группа заинтересованных лиц – юристы. Больше всех в наиболее жестком подходе государства к Ходорковскому заинтересованы его защитники – личные и корпоративные адвокаты. Здесь логика точно такая же, что у медийщиков. Чем жестче наезд, тем выше ставки гонораров. Чем дольше следствие, разбирательства в суде и потенциальные сроки заключения, тем больше заветных часов, месяцев, дней, а еще лучше – лет! – работы юристов. Несколько раз мне говорили, что юристы Ходорковского молятся на наиболее строгий из возможных для Ходорковского исход дела. Это ж какие деньги маячат впереди! Господи, дай Михаилу Борисовичу десять лет строгача с конфискацией! – примерно так звучит интерес юристов уголовного нефтяника.

Есть еще "третий эшелон" заинтересованных лиц. Например, разного рода эксперты околовсяческих наук, пригодные для выступления со своим весомым мнением в проплаченных газетных публикациях. Представим, что какой-нибудь известный шахматист в интервью какой-нибудь известной газете (особенно хорошо, если с мировым брэндом) глубокомысленно рассуждает о безгрешности и прозрачности Ходорковского. Такому не то, что заплатить, такому грех не дать сотенку миллионов на создание собственной партии.

Чем жестче претензии властей к ЮКОСу и лично Михаилу Ходорковскому, тем больше финансовый успех вовлеченных в дело газетчиков, пиарщиков, политиков и политтехнологов, комментаторов, общественных деятелей, etc. Люди сострадают сидельцу "Матросской тишины" и в то же время желают ему "жесткой посадки". Искренне. Потому что это выгодно.

Выгода друзей

Михаил Борисович имеет друзей, близких коллег и соратников. Большинство из них вполне искренне переживают по поводу некомфортных бытовых условий, в которых тот оказался. При этом среди них есть очевидные выгодоприобретатели от дела Ходорковского.

Как известно, бразды правления группой "Менатеп", в которой сосредоточены все активы, ранее подконтрольные Ходорковскому, ныне в руках Леонида Невзлина. По мнению многих наблюдателей, господин Невзлин с точки зрения влияния на дела "Менатепа" выиграл больше других акционеров. Напоминаем, что крупнейшими акционерами компании чуть больше года назад были Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин, Платон Лебедев, Василий Шахновский, Владимир Дубов и Михаил Брудно. Ходорковский и Лебедев сейчас под следствием, остальные объявлены в розыски и находятся за границей.

Небезынтересна такая подробность как сегодняшний состав акционеров "Менатепа". Саму компанию можно представить как мешок, в котором хранятся мешочки помельче, внутри которых деньги и акции компаний – в первую очередь ЮКОСа. Самый большой "мешок" - "Менатеп" - принадлежал упомянутым выше гражданам. Когда в начале 2004 года перед ними замаячила перспектива уголовной статьи с возможной конфискацией, они быстренько перестали быть акционерами "мешка" Теперь "Менатеп" принадлежит восьми трастовым компаниям, бенефициары (выгодоприобретатели – лица, в пользу которых существует траст) которых не раскрываются. Типовой и эффективный механизм ухода в тень: если раньше акции оффшора, которому принадлежат все многочисленные "мешки" и "мешочки", находились в собственности конкретных лиц, то теперь они закреплены за трастами, которые как бы сами по себе (они по закону могут не раскрывать информацию о бенефициарах даже по запросу своего правительства). Команда Михаила Ходорковского хорошо подготовилась к уголовному делу – конфисковывать нечего.

Новый механизм позволяет быстро и тихо переводить право распоряжаться средствами Группы "Менатеп" от одного лица к другому. Согласно сообщениям прессы, теперь Невзлин – человек №1 в Группе вместо Ходорковского. Хотя финансовые потоки от продажи нефти уже, конечно, не пощиплешь. Но все равно приятно порулить.

Послесловие

Единственный логичный конец дела Ходорковского – посадка в колонию на срок пять – семь лет. Это вытекает не только из тяжести доказанных обвинений, но и из исторической логики процесса. Стало быть, коллеги и прислуга Михаила Борисовича порадуются.

Как ни странно на первый взгляд, сам Ходорковский, в конечном счете, тоже много приобрел и еще получит от своей посадки. Потерянных денег жалеть не стоит – их осталось достаточно для долгой безбедной жизни. Зато теперь он политическая фигура наднационального масштаба. У него все впереди. Так что и его не жалко.

Кто по-настоящему заслуживает сочувствия, это близкие родственники опального олигарха. Уж им точно никакой радости или выгоды. Что поделаешь, Михаил Борисович сам избрал свой особый путь. Тем самым окружив себя людьми, которым его трагический путь выгоден.

Игорь Абросимов

http://dni.ru/