Инвентаризация "наследства" прежнего руководства Министерства транспорта и связи Украины и разработка концепции развития отрасли входят в число главных итогов первых 100 дней работы новой команды менеджеров ведомства. Об этом в эксклюзивном интервью "Новым Известиям" рассказал министр транспорта и связи Украины Евгений ЧЕРВОНЕНКО.
- Приступив к работе на посту министра, вы заявляли о том, что столкнулись с саботажем. Ситуация изменилась или все еще ощущаете сопротивление?
- Ситуация изменилась. Мы научились бороться с саботажниками. С другой стороны, совершенно точно, что существует заказ на мою дискредитацию. Не хочу называть имена, но я знаю его авторов. Из меня хотят слепить эдакого горячего парня с автоматом наперевес и в негативном образе увязать все, начиная с моего еврейского происхождения. Мой ответ на это - улыбка. Ведь чем труднее, тем интереснее. Политика нашего министерства будет такая, какой мы ее задекларировали. Нам поздно становиться олигархами.
- Известны ли вам какие-либо подробности дела о самоубийстве вашего предшественника Георгия Кирпы? И в связи с этим верите ли вы, что на Украине может полноценно работать так называемая программа защиты свидетелей?
- Недавно в одном из телеинтервью я призвал всех тех, чьи имена так или иначе фигурируют в расследовании резонансных дел на Украине, вернуться в страну и дать показания. При этом я отдаю себе отчет в том, что, безусловно, если мы хотим услышать ответы на все интересующие вопросы, то необходимо ввести программу защиты свидетелей. Сделать это в нашей стране вполне реально. Было бы желание. Что касается заказчиков и причин убийства Кирпы или доведения его до самоубийства, то ответ на этот вопрос должны дать компетентные органы. Я не люблю дискутировать с покойными. К сожалению, этот сильный и по-своему талантливый человек своей смертью доказал одно из правил, которым я руководствуюсь в жизни: "В гробу карманов нет"...
- Известно ваше кредо - решать все проблемы по пунктам. Каковы же основные направления, по которым сегодня ведется работа министерства?
- Новая команда министерства определила для себя пять основных приоритетов. Это - наращивание транзитного потенциала Украины, вывод транспорта и связи из "теневого сектора" экономики, увеличение поступлений в госбюджет, выполнение мероприятий, связанных с евроинтеграцией Украины, и решение социальных проблем. Но первым делом мы разрушили преступные финансовые схемы. В самом ближайшем будущем журналисты и общественность будут потрясены цифрами и фактами хищений и махинаций, которые нам уже удалось выявить совместно с компетентными органами. Нами было сказано твердое "нет" коррупции. Приведу один пример. Только на железной дороге благодаря прозрачным финансовым схемам, ликвидации многочисленных льгот и установлению жесткого контроля за использованием средств нам удалось на 57% увеличить прибыль в сравнении с аналогичным периодом прошлого года!
В планах - привлечение иностранных инвестиций, создание национального авиационного перевозчика, достройка магистрали "Киев-Одесса", увеличение прибыльности предприятий. До конца года также собираемся вывести из международного сообщения со странами Евросоюза автомобили, которые не отвечают современным европейским стандартам. А еще хотим реорганизовать министерство по европейским образцам. С тем, чтобы, допустим, смена руководства не влияла на отрегулированную и эффективную систему инфраструктуры страны, которая должна работать без сбоев.
- А что стоит в череде приоритетных планов сотрудничества с Российской Федерацией?
- Это в первую очередь транзитные направления. Одно из них - "Новый шелковый путь", который предполагает железнодорожные перевозки из Юго-Восточной Азии транзитом через Россию и Украину в Западную Европу. Наш главный тезис - позиция Украины с Россией едина. Другой огромный совместный проект, в который мы надеемся привлечь до полумиллиарда долларов, - это глубоководный порт на Черном море. Перспективными видятся и совместные усилия, направленные на развитие контейнерных терминалов. У нас также наметилось реальное сотрудничество в авиационной сфере. В Москве работает постоянная рабочая двухсторонняя группа, в которую входят представители министерств. Уже состоялось ее первое заседание по сквозным тарифам, а на этой неделе в Одессе пройдет заседание трехсторонней группы - Казахстан-Россия-Украина - по сквозным тарифам на порты Черного моря. Кроме того, с 1 августа планируем запуск скоростного поезда "Киев-Москва". Считаю, что в вопросах сотрудничества Украины с Россией в сфере транспорта мы сняли практически все бюрократические недоразумения, вынесли за скобки политику и работаем в практической плоскости, уважая взаимные интересы. 22 или 23 мая я планирую быть на переговорах в Москве.
- Сколько же времени понадобится, чтобы добраться новым скоростным экспрессом из столицы Древней Руси до Белокаменной?
- Девять часов. Сократить время пути экспресса нам позволят модернизированные с обеих сторон железнодорожные пути. Кроме того, пограничные и таможенные проверки будут осуществляться во время движения поезда. Не будет этого глупого стояния часами на границе.
- Наверняка и цена билета на такой поезд будет намного выше нынешней?
- Не думаю.
- А как обстоят дела с теми украинско-российскими соглашениями, которые были заключены вашими предшественниками?
- Все здравое будет и далее осуществляться. Интеграцию транспортных систем Украины и России я бы назвал одним из приоритетов. Сейчас мы ведем переговоры по привлечению российского инвестора в транспортное машиностроение.
- Входят ли российские инвесторы в недавно созданный при Минтранссвязи Совет инвесторов?
- Безусловно. Уже целый ряд крупных предприятий подали свои заявки.
- С 1 апреля Минтранссвязи повысил тарифы на грузоперевозки по железной дороге в среднем на 50%. Представители Нацбанка Украины заявляют, что такой шаг способствует дальнейшему росту инфляции в стране и похоронит железнодорожные перевозки в Европу. Каковы ваши контраргументы?
- Мы подсчитали, и это утвердило правительство, что влияние повышения тарифов на коэффициент инфляции меньше 0,7%. Перед тем как принять такое решение, мы изучили ситуацию и выяснили, что полтора миллиарда гривен остается в оффшорах. Зачем же дотировать конкурентоспособную отрасль? Мы уходим от такой практики. При этом ведем постоянный диалог с предпринимателями, чтобы никто не мог упрекнуть нас в том, что повышением тарифов мы кому-то выкручиваем руки.
- Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко инициирует разделение Минтранссвязи на министерство транспорта и министерство связи. Вы против. Почему?
- Сделать это сейчас означало бы на определенное время вызвать паралич отрасли. Кроме того, впереди парламентские выборы, и мы бы не хотели, чтобы связь использовали в политических играх. Среди наших главных приоритетов - информатизация Украины. Я буду продолжать защищать свою точку зрения о том, что связь должна остаться в структуре министерства. Однако готов принять то решение, которое вынесет президент. Я передал ему на рассмотрение все документы, в которых аргументируется данная позиция. Так что ныне мяч не на нашей стороне поля. Впрочем, в спорах нет ничего страшного - это поиск истины.
- Многие украинские политики и журналисты издали книги о событиях "оранжевой революции". Не собираетесь ли вы опубликовать свои воспоминания о том, как спасли Тимошенко в Кировограде, или о том, как предотвратили покушение на жизнь Ющенко?
- У меня пока нет на это времени. Хотя друзья и просят. Кроме того, я обещаю, что многое о тех событиях не буду рассказывать некоторое время. Как минимум года два.
- Почему?
- Потому что не надо. Когда будет время, я надиктую. Писать я не люблю. У меня действительно много интересных воспоминаний. Главное, их не забыть, чтобы наши внуки знали, как на самом деле все происходило.
"Новые известия" (Росія)Яна Сергіїва