Нет, все-таки с тоской вспоминаешь президентскую предвыборную кампанию. Сколько огня, решимости, уверенности в победе сквозило в каждом жесте, в каждом действии топовых украинских политиков. Теперь же рецидивы настроения “военного времени” происходят все реже. Блеск в глазах погас, речи стали более длинными, но менее эмоциональными. А поступки наших политиков становятся почти стопроцентно предсказуемыми.
На той войне войска Кучмы шли в бой, распевая мантру “стабильность”. Приверженцы Ющенко отдавались схватке с мантрой “прорыв”. Бандитам - тюрьмы, народу - демократию, экономике - инвестиции, и все в таком же ключе. Подобная лексика сопутствовала первым месяцам новой власти. Так и хочется сказать - кучмовская. Ну, скажут, опять клевета на героев Майдана. Хорошо, пусть будет просто Cтабильность.
Превращение спринтеров в стайеры
Для Кучмы и его друзей-олигархов проблемы начались с того момента, когда многочисленные, но разрозненные островки оппозиции либо встали под знамена Виктора Ющенко, либо так или иначе признали “Нашу Украину” локомотивом протестных настроений в обществе. В тот момент еще не было ясно, сможет ли оппозиция победить власть, но пришло ощущение, что терпеливо выстраиваемая Леонидом Даниловичем система рассыпается. Система, в которой каждый сверчок знал свой шесток, апофеозом действия которой стала вторая президентская кампания Кучмы.
И вот сейчас, похоже, начинают проявляться первые плоды строительства новой системы власти, которая перенимает у старой многие черты. Сейчас, когда стало окончательно ясно, что первые плоды революции оказались недозрелыми скороспелками, бандиты в массе своей по-прежнему не в тюрьмах, коррупционеры - на местах, а инвестиции - на Западе, власть потихоньку переходит со спринтерского бега на стайерский.
В первые месяцы и Виктор Андреевич, и Юлия Владимировна, а также многие лидеры рангом пониже много говорили о тактике быстрых успехов. Теперь они стараются об этом не вспоминать. Не получилось. Наверное, могло получиться, но не получилось... Отсюда и новый интерес к “длинным” программам. Однако понятно, что для их реализации в экономике и социальной политике власти прежде всего нужна политическая стабильность.
С оппозицией что-то не складывается
У Кучмы источников нестабильности было два - собственные олигархи, от которых можно было ожидать заговора, и собственно политическая оппозиция. Еще неизвестно, кого Леонид Данилович боялся и ненавидел больше. У Виктора Андреевича центров гипотетической оппозиции тоже два. Во-первых, это политические силы, проигравшие на выборах и не нашедшие себе места в новой власти. Во-вторых, те, кто голосовал за Ющенко, но недоволен медленной реализацией идей Майдана, а то и частичным их свертыванием.
Но, похоже, на данный момент Президенту волноваться нечего. Практически синхронно об отсутствии у них политических амбиций высшего калибра и претензий на президентское кресло в 2009 году заявили люди, которые могли стать лидерами двух вышеописанных направлений. Юлия Владимировна Тимошенко и Виктор Владимирович Медведчук.
“Старые” не очень жалуют Медведчука. Ударно трудясь на посту руководителя Администрации Президента, Медведчук сделал все, чтобы до минимума свести симпатии к себе. Тем не менее, у “старых” просто нет другого варианта. Нерешительный Тигипко, отдавший партию Коновалюку? Неопытный Коновалюк, кстати, полностью выпавший из лент новостей после избрания лидером “Трудовой Украины”? Янукович, так и не сформировавший теневое правительство, зато активно привлекаемый разнообразными правоохранительными органами для дачи показаний?
Да и особого желания к объединению у израненных, но не поверженных олигархов пока не присутствует. Публичное заявление Медведчука о неготовности бороться за высший пост в стране на следующих президентских выборах это только подтверждает.
Союз нерушимый?
Случай с Юлией Владимировной гораздо интереснее. Ряд заявлений о походе на парламентские выборы 2006 года единым блоком с «Народным Союзом “Наша Украина”» и Народной партией Литвина, а также четкую формулировку отказа от участия в будущей президентской кампании вряд ли на сегодняшний день можно принять за чистую монету.
Ни в коем случае не подвергая сомнению личную симпатию Юлии Владимировны к Виктору Андреевичу, невозможно не заметить, что два этих наиболее ярких украинских политика пытаются реализовать разные идеи. То ли должен произойти определенный компромиссный диалог, в результате которого эти позиции будут максимально сближены, либо так или иначе пути соратников по Майдану разойдутся.
Естественно, даже при более высоком уровне демократии и более внимательном отношении средств массовой информации к действиям политиков основная часть политического процесса в Украине продолжает оставаться за кадром. И наверняка такой диалог идет и носит перманентный характер. Виктору Андреевичу нельзя терять Юлию Владимировну. Разнообразная социология последних месяцев показывает - блок имеет лучшие электоральные шансы, чем автономный поход на парламентские выборы.
Да и рейтинги популярности Президента и премьера имеют разную динамику. Не очень утешительную для Президента. Но, с другой стороны, и Юлии Владимировне нельзя терять Виктора Андреевича. Как ни странно, некий латентный конфликт, закончившийся знаменитым “сливом” информации о скандале на переговорах с нефтетрейдерами, может в конечном счете закончиться печально и для Виктора Андреевича, и для Юлии Владимировны...
Мне кажется, что политологи, увлекшиеся обсуждением важности нарядов и причесок Тимошенко, проходят мимо простой истины: народ полюбил Юлию Владимировну не за умение носить платье с открытой спиной, а за способность подчинить свою бешеную энергию делу, которое этот самый народ считает своим. И Виктор Андреевич вызывает доверие не потому, что его так любят принимать на Западе, а потому, что он сумел консолидировать все здоровые силы общества для победы дела, которое народ считает своим.
Если консолидатор окажется в итоге склочником и параноиком, а народная героиня - борцом за собственный имидж, народ бросится на поиск новых кумиров. Поэтому заявление Юлии Владимировны как никогда кстати. В условиях, когда многое из обещанного на Майдане выполнить не удалось, такой недвусмысленный призыв к консолидации звучит, по крайней мере, обнадеживающе.
А то по уровню интриг двор короля Виктора уже перещеголял двор короля Леонида, и кто-то должен был сделать первый шаг. Юлия Владимировна в свойственной ей манере заменила шаг прыжком.
Затишье перед тихим часом
В то же время не надо забывать, что в украинской политике близится такой себе “тихий час Х”. Время начала действия политической реформы. Когда президент будет вынужден отдать часть своих полномочий премьеру и спикеру парламента. Что сделает их практически равновеликими фигурами. Так нужно ли бороться за президентский пост в 2009-м? Или Украину ждет очередное десятилетие “стабильности” с неизменными Президентом Ющенко, премьером Тимошенко и спикером Литвином? Ну тогда, как говорится, сам Бог велел - блокируйтесь и размножайтесь...
Как-то утихли разговоры высоких чиновников администрации Ющенко о том, что политреформу нужно переосмыслить, провести референдум по этому вопросу. Или напрячь Конституционный суд на предмет ее несоответствия Основному закону. Затишье перед бурей? Или все же Президент выполнит обещанное? Вопрос, конечно, интересный. Делиться наш человек никогда не умел. Разве что делиться соображениями...
В общем, политической фишкой лета 2005 года стала зима 2009-го. Возможно, на днях об отказе баллотироваться на пост президента заявят Владимир Литвин, Александр Мороз, Петр Симоненко, ну и, естественно, Дмитрий Корчинский.
И будет у нас в Украине счастье. Кучу денег на выборах сэкономим - все же до одного отказались?