УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как обмануть Кинаха

840
Как обмануть Кинаха

По версии Николая Васильевича Гоголя, у России (частью которой во время жизни писателя была и Украина) всего две проблемы: дураки и дороги. Современные дороги уже пролегают и в воздухе. На киевском «Авианте» выпускают «Руслан» — едва ли не самый большой самолет в мире. Последние события на этом предприятии позволяют, однако, предполагать, что наблюдение великого сатирика не утратило актуальности и по сей день.

АРЕНДА У САМОГО СЕБЯ

Генеральный директор «Авианта» Олег Шевченко отправлялся в заграничную командировку. На хозяйстве оставлял своего первого заместителя Николая Подгребельного. Перед отъездом Шевченко попросил зама подписать договоры о продаже нескольких самолетов. Заглянув в документы, Подгребельный подписывать их отказался. Весь «Авиант» знал, что Шевченко совсем недавно был директором завода «Автостекло» в Константиновке Донецкой области. Из «автостекольщика» в «авиастроителя» Шевченко превратился, как утверждают в профкоме предприятия, по личному распоряжению Виктора Януковича. Перебравшись в Киев, он сразу же содействовал созданию ООО «Торговый дом «Автостекло», владельцами которого стали родственники гендиректора. Вот этому-то частному предприятию и продавал государственный завод «Авиант» три заводских самолета всего за 3,5 миллиона гривен. Реальная же стоимость крылатых машин — 10 млн долларов США.

«Генеральный директор решил продать машины «Автостеклу» для того, чтобы потом взять их у своей фирмы в аренду, — рассказывает Николай Подгребельный. — В результате семья Шевченко начала бы неплохо зарабатывать...»

Когда Шевченко вернулся из командировки, договор о продаже самолетов подписал другой работник, и фирма быстренько заплатила за них деньги. А Николай Подгребельный, естественно, попал в немилость. Надо сказать, что в отличие от Шевченко, он — опытный авиастроитель, прошел в «Авианте» все ступеньки служебной лестницы. С должности заместителя генерального директора по производству его пригласили на ульяновский авиазавод «Авиастар» на аналогичную работу. Когда на «Авианте» появился «стекольщик» Шевченко, то занялся он исключительно экономикой, а для конкретной работы по организации производства упросил Подгребельного вернуться в Киев. После того, как заместитель «подвел» генерального, Шевченко сначала специальным приказом поручил опытному специалисту заниматься только обрезкой деревьев, а потом и вовсе уволил его по сокращению штатов.

Сейчас Николай Подгребельный, топ-менеджер высочайшего уровня, (соизмеримых по квалификации с ним специалистов на просторах СНГ насчитывается не больше десяти) зарегистрирован на бирже труда как безработный. Большего позора для авиапрома страны, пожалуй, и не придумаешь.

ПРОФСОЮЗНЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Вскоре «Авиант» вынужден был возвращать «Автостеклу» деньги, полученные за самолеты. Добился этого председатель профкома предприятия Александр Фасоля таким способом. Он созвал президиум профсоюзного комитета и предложил направить во все органы власти обращение с протестом против этой сделки и других злоупотреблений Шевченко. Подписали его десять с лишним профсоюзных активистов. Полностью текст опубликован в газете Киевсовета «Хрещатик» 20 мая с.г. Президиум профкома «Авианта» заявил, что Шевченко и четверо приглашенных им на работу «донецких специалистов» занимались перекачиванием государственных средств в фонд избирательной кампании Януковича. Утверждается также, что гендиректор перевел в ДУСю Игоря Бакая 26 млн грн заводских денег. Заведомо убыточной кажется авторам обращения и одна сделка с российскими авиастроителями, заключенная Шевченко, штрафные санкции по которой на сегодняшний день уже составляют свыше 1 млн грн.

Новая власть отреагировала на обращение вяло. В Минпромполитики «посоветовали» Шевченко договора о продаже крылатых машин расторгнуть. Генпрокуратура перепоручила прокурору Киева проверку остальных фактов, чем там и занимаются до сих пор. Киевский городской голова Александр Омельченко предложил министерству расторгнуть контракт с явно некомпетентным Шевченко и назначить новым генеральным директором Николая Подгребельного. Зато реакция гендиректора на публикацию в газете «Хрещатик» была молниеносной. По его инициативе, с грубыми нарушениями устава профсоюза авиаработников Украины, на «Авианте» провели внеочередную профсоюзную конференцию. На ней людям, которые посмели разоблачать руководителя, выразили недоверие. И сразу же избрали новый профком, полностью поддержавший генерального директора.

Сейчас старый и новый профкомы предприятия выясняют отношения в Святошинском районном суде Киева.

ВРАНЬЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Уволив Подгребельного и разогнав неугодный профком, Олег Шевченко написал челобитную первому вице-премьер-министру Анатолию Кинаху. В письме Анатолию Кирилловичу он преподносит все, что мы уже знаем, как стремление «определенных сил» воспользоваться сменой власти и посадить в кресло генерального директора «своего человека». Далее руководитель «Авианта» рассказывает, что получил он завод на грани банкротства, но сумел навести порядок. В качестве доказательства, в частности, говорится, что темп роста объемов производства товарной продукции составил 400 процентов.

Редакция «ВВ» попросила Николая Подгребельного прокомментировать копию письма Шевченко. Вот что он рассказал: «Последний самолет «Руслан», изготовленный десять лет назад, мы продали в конце 2003 года за 38 миллионов долларов. 26 миллионов из них Шевченко сразу же перевел ДУСе. Весь прошлый год мы просто проедали оставшееся от продажи «Руслана» и те 100 млн грн. бюджетных средств, которые выделило правительство на Ан-70. Благополучная отчетность, которой Шевченко втирает очки Кинаху, создавалась так. Поступающие деньги разбивали поквартально и проводили по отчетам как реальную работу. В результате получились красивые показатели, в том числе и темп роста объемов производства товарной продукции на 400 процентов, совершенно не соответствующие действительности. На самом деле в прошлом году «Авиант»не продал ничего, кроме запчастей. Сейчас деньги закончились, еще одного «Руслана» нет и завод покатился в пропасть. Чтобы выплатить зарплату в феврале и марте, взяли в коммерческих банках кредиты на 40 млн грн. под залог недостроенных самолетов Ан-32. В письме Кинаху Олег Шевченко демонстрирует свою полную некомпетентность в деле, которым взялся руководить. Он, например, заявляет, что к концу года «Авиант» выпустит 5 типов самолетов и 2 типа троллейбусов. Собирается он сделать это всего с 500-ми рабочими, без денег в кассе. На самом деле даже в лучшие года наш завод с 18 тысячами человек, работающих в три смены, мог выпускать всего два типа самолетов за год».

«РАЗОМ ЇХ БАГАТО. ЇХ — НЕ ПОДОЛАТИ»?

На фантастическом (иначе и не скажешь) сочинении Шевченко, Анатолий Кинах собственноручно наложил следующую резолюцию: «Минпромполитики (Шандре В.М.). Учитывая улучшение экономических показателей «Авианта» в 2004 году и исходя из программы на 2005 год, прошу обеспечить стабильную ситуацию вокруг предприятия и его руководителя». Министр В.Шандра прямое указание шефа выполняет добросовестно: в министерстве предпочитают не задавать Шевченко неудобных вопросов по поводу исчезнувших бюджетных миллионов. Почему гендиректор блефует всем понятно — очень хочется и дальше руководить. Зато совершенно не понятно: почему ему безоговорочно верит такой безусловно грамотный и опытный человек, как Анатолий Кириллович Кинах? Для ответа на этот вопрос существуют две версии. Согласно одной, Анатолий Кинах — главный лоббист интересов кучмократов в новой власти. Вторую давным-давно высказал Александр Пушкин: «Того обманывать не трудно, кто сам обманываться рад».

Валентин СМАГА