Европейское видение
Виктору Андреевичу фантастически везет. Его предвыборные обещания отмирают сами собой. По объективным причинам. Вот посмотрите: одними из главных тезисов предвыборной программы Виктора Ющенко были движение Украины в Европу и вступление в Евросоюз. За пять месяцев новой власти в этом отношении сделаны исключительно серьезные шаги. Было обещано перед каждым зданием госструктуры поставить по флагу Евросоюза (то ли флагов не хватило, то ли времени), проведен «лучший за пятьдесят лет» конкурс «Евровидение».
Кстати, можно в очередной раз поаплодировать вице-премьеру Томенко. Не забывают руки мастера... Вот придумал же человек: лучший за пятьдесят лет конкурс! А в чем он лучший? С чем сравнивать? Да и зачем вообще? Но данный тезис должен укрепить уверенность «маленького украинца» в профессиональности собственного правительства.
Впрочем, я отвлекся. Итак, на руку Виктору Андреевичу в этот раз сыграл народ свободной Франции, показавший европейской Конституции конфигурацию из трех пальцев. Вслед за этим в Италии и Германии начали вестись разговоры о возвращении, соответственно, марки и лиры вместо тормозящего экономику тяжеловесного евро. В общем, сам Европейский Союз не смог выйти на новый уровень взаимоотношений между субъектами. Куда уж тут до наших евроамбиций! Политики и чиновники Евросоюза единодушны: перспектива вступления Украины в ЕС была отдаленной, а стала практически недосягаемой. В общем, с Европой приплыли.
При этом Виктор Андреевич бодр и весел. Практически как у Жванецкого: «А мы, невзирая...» В ходе состоявшегося визита в Турцию Президент заявил, что через три года Украина станет ассоциированным членом ЕС. Казалось бы, каковы мотивации для произнесения такой фразы, которая полностью не соответствует ни политической реальности, ни даже самым смелым прогнозам? Однако если вспомнить, что где-то через три года нас ждет очередная президентская предвыборная кампания, все становится на свои места. Вероятно, уже сейчас опробуется будущий лозунг.
Виктор Андреевич верен своей традиции рассказывать украинцам хорошие новости, пропуская их, как через фильтр, сквозь всевозможных зарубежных друзей. Вот в Турции было сказано очень приятное слово для бизнесменов. Виктор Андреевич пообещал с первого июля «единое окно» для регистрации предприятий и семидневный срок подготовки всех документов. Ну что ж, спасибо родной партии «Народный союз “Наша Украина”». Прям-таки социалистическое детство! Только вот одно «но»: если мне не изменяет память, это «единое окно» уже было обещано с первого апреля. Ну ясно, первое апреля - день дурака, и обещанного на этот день три года ждут...
Так вот, если Виктор Андреевич не знает, мы расскажем ему о том, как сейчас реально работает эта система. Когда надо несколько недель стоять в очереди только для рассмотрения своего вопроса Регистрационной палатой (поверьте, пример личный, а не из серии «я где-то слышал, мне кто-то говорил»). Как чиновники ставят входящую дату на твое письмо только под угрозой немедленного пешего похода в суд. Ну а что там происходит в судах, Виктору Андреевичу лучше не знать... Оптимистичнее будет выглядеть в зарубежных поездках. Скажу коротко: пространственно-временной континуум там очень сильно искривился в сторону прошлого, и помаранчевой революции там не заметили. А впрочем, где ее заметили?
Только не делайте резких движений!
Да, нашему Президенту нужно время от времени куда-то ездить. Потому что, находясь на подмандатной территории, он молчит, как партизан, никаких новых обещаний не делает, чем народ несколько раздражает. На этой неделе Виктор Андреевич конкретно «раздражил» пять процентов народа. Именно столько потерял он в рейтинге популярности. Пусть не такими быстрыми темпами, но сдала и Юлия Тимошенко. Зато Владимир Литвин, по мнению аналитиков, прибавил, да еще как. Что в очередной раз подтверждает старую истину - в этой стране что-то делать - себе в убыток. Или в современной интерпретации - иногда лучше жевать, чем говорить.
Владимир Литвин со Вселенскими Проектами Счастья для украинцев не выступал, в разоблачениях «фашистской клики» не участвовал (глупо было бы), а тихо укреплял свои парламентскую гвардию и партийную армию. Привлекая туда людей в основном, что называется, из бывших. Ну не всех, конечно, а из тех, кто пошел служить новой власти, сменив залитый слезами фальсификаторский пиджачок от Версаче на светлый костюм демократа от Бриони. И видите, как здорово! Уже и рейтинг вверх полез.
Виктор Андреевич, ничтоже сумняшеся, рассказал всем о том, что три политические силы - «Наша Украина», БЮТ и Народная партия Литвина - сделали Майдан и хотят получить от украинского народа справедливую награду на выборах 2006 года. Или Виктор Андреевич случайно перепутал Литвина с Морозом? Или у нашего Президента необычайно короткая избирательная память? Так мы договоримся скоро, что «разом зi мною на Майданi перед вами стояли мої побратими Медведчук, Пiнчук i Ахмєтов». Ну чтобы нас было совсем «багато»...
Конечно, причины охлаждения отношений между властью и народом прозрачны и понятны. Удивительно, но во время революции все герои-антигерои показали высокие организационные таланты, умение работать помногу в сложнейшей обстановке, решать самые, казалось бы, неподъемные проблемы. Так куда же, милые мои, все вышеперечисленные качества улетели после победы?
Три заветных желания
Народ ждал, грубо говоря, трех вещей. Первая - открытости власти и понимания того, что происходит в стране, что готовят для тебя, гражданина, власть имущие. Внешние атрибуты этого вопроса (пресс-конференции, заявления, улыбки журналистам и дружеское угощение шампанским и коньячком после брифинга) до последнего момента с грехом пополам исполнялись. Правда, и здесь, в сфере свободы слова, ситуация мало-помалу из радужной переходит в томную.
Что касается реального наполнения, то бензиновый и долларовый кризисы явственно показали - власть еще не готова до конца отказаться от выработанного кучмовским окружением принципа «чем меньше знает народ, тем лучше». То есть сначала мы в поте лица работаем над решением проблемы, а потом она как бомбанет!.. И тут уж извините. Кстати, сейчас источники, близкие к минеральным, заговорили о новом резком падении доллара в июле-августе этого года. Так что держите хвост пистолетом.
Второе: украинский народ хотел получить демократизацию этой самой власти. Я понимаю, конечно, что у чиновника не вызывает дискомфорта его материальное благополучие. А вот у человека, который получает с ним абсолютно одинаковую зарплату, но живет при этом раз эдак в сто хуже, такие вопросы наверняка появляются. И у предпринимателя, которого человек власти с удовольствием потрошит, такие вопросы возникают. Произошла такая демократизация? Нет, не произошла.
О чем первым делом подумал вновь назначенный крымский премьер Анатолий Матвиенко? О том, что по крымскому побережью уже нельзя пройти? А для того, чтобы нормально полежать на пляже, лучше все-таки рвануть в Болгарию или Турцию? О Никитском ботаническом саде, в котором бандиты себе домов понастроили? Нет, он озаботился проблемой передачи Виктору Андреевичу Массандровского дворца под резиденцию.
А помнится, несколько месяцев назад Виктор Андреевич говорил, что хочет приобрести в Крыму шесть соток. И все умилялись. Ничего себе, сказали и мы себе, шесть соток! Ну это понятно, смотря кто считает. У нас с вами сотки одни, у Матвиенко, глядишь, другие. Человек при Кучме-то тоже не в схроне сидел и не в газетке какой-то оппозиционной, а целой областью командовал. Дело свое добре знает.
Милиция у нас с народом? Сто пудов! Милиция у нас с народом может что-то сделать. А в плане дружбы и понимания, так таки пока нет. Это не я придумал, это министр сказал. Который Луценко. Пока, значит, милиция не с народом. Также ничего не слышно про то, с народом ли СБУ или, например, каковы взаимоотношения народа и Генеральной прокуратуры. Как там вообще Пискун?
Вот уж воистину человек-праздник - и на короткой ноге с американским послом оказался, и на коленях перед Пинчуком стоял (хотя отказывается, потому что гордый), и деньги лазаренковские чуть нам не вернул, и дело Гонгадзе чуть не раскрыл. Почти арестовал Смешко, почти открыл, кто отравил Виктора Андреевича. Весь такой почти завершенный человек. Но люди не врубаются в то, что он делает. Со стороны - вроде ничего. Как говорил незабвенный Кирпич, «по замашкам вроде фраер. Но не фраер, это точно...». В общем, с демократизацией власти у нас пока дело обстоит плохо. Взяточники всех форм и масштабов таились недолго: они вновь на тропе войны за денежные знаки.
Денежные знаки или более общо - благосостояние, а вернее, его повышение - третье (а по значению, чего греха-то таить - первое) чаяние народа. И тут как-то совсем по-идиотски получается. Приняли социальный бюджет. Такой, кстати, и Янукович мог принять. Вполне в его стиле. Денег мы вам дадим, но где их сами возьмем - непонятно. При этом малый и средний бизнес не то что на коленях, на лопатках. Объемы реализации у моих знакомых бизнесменов упали не в разы - в десятки раз.
Крупный бизнес, прихваченный в свое время кучмовскими олигархами, тоже стонет по понятным причинам. В крупном бизнесе все не уверены в завтрашнем дне. Нет, не олигархи не уверены. Хотя судьба Михаила Борисовича Ходорковского, получившего на днях девять лет лишения свободы в братской России, наверняка сделает наших богатеев более сговорчивыми. Я имею в виду тех людей, которые пашут на всяких «Криворожсталях» и «Ильичах». Вы же понимаете, куда они пойдут в случае ухудшения ситуации для хозяина. На улицу.
Наше правительство, мне кажется, изначально выбрало не совсем правильную тактику поведения. Министры тимошенковского «пула» (а у нас в правительстве не все министры подчиняются премьеру, вы же это понимаете) изначально начали работать как бы вопреки всему: злая Россия, злые олигархи, злой Порошенко, и т.д., и т.п. Факторы эти в разной степени, безусловно, присутствуют.
И за благосостояние народа надо бороться. Тоже без вопросов. Только вот, похоже, очень много усилий уходит на объяснение своей позиции вместо обдумывания этой самой позиции. То у нас иностранные инвестиции такие, что закачаешься (пока, кроме Депардье, никого не видел), то мы у олигархов всю собственность отберем (реально ничего пока не отобрали), то мы рыночники, то мы социальщики, то мы Россию материм, то целуем. То у нас восемь миллиардов кубов газа исчезает, то появляется в том же самом месте. Ну чуть меньше появляется, чем исчезло, но мы доплатим.
Кто мы? Ну мы и есть. Богатый, но немного легкомысленный украинский народ, который куда-то подевал немножечко газа. Вы лично брали газ? Я - нет.
В общем, пока мы больше платим, чем получаем. Разговоры о том, что быстрой перемены к лучшему ждать не стоит, считаю, надо сократить. Фраза вполне хорошо звучит без слова «быстрой». Хотя и словосочетание «к лучшему» можно убрать с некоторой долей уверенности.
Зато мы все уверены в одном - теперь в Украине будут воровать только честные люди.