В Крыму нашли каннибалов

В Крыму нашли каннибалов

В июле крымская степь ста­новится уныло-желтой, как будто вылинявшей или выцветшей. Солнце хорошо про­жаривает ее уже к девяти утра, а к полудню жара здесь, в цен­тре Керченского полуострова, становится просто невыноси­мой. Ну и зачем забрались сю­да люди два тысячелетия на­зад? Помочь найти ответ на этот вопрос могут заросли ка­мыша. Их сочная зелень дале­ко тянется по ложбинке - рус­лу древней реки. Двадцать ве­ков назад здесь протекала река - большая, судоходная, для Крыма просто огромная.

Конечно, и пейзаж тогда вы­глядел по-другому: поля, ви­ноградники, стада скота. Поселение в урочище Ар­тезиан было одним из форпостов Боспорского царства, где жили потомки греческих колонистов. Они уш­ли отсюда примерно полторы тысячи лет назад. А на развали­нах крепости обосно­вался неизвестный народ, обычаи которо­го могут современного человека привести в ужас.

Его спеленали туго-натуго...

Положили в яму и засыпали камнями и землей. Это не по­хороны - все оседлые народы, какими бы разными они ни были, с близкими прощались на кладбище. Тому, спеленутому, было примерно 25 лет: здоровый, судя по костям и зу­бам, парень. Положили его в яму живым или сначала пере­резали горло, никто уже не уз­нает. А на этом месте поставили дом. Может быть, жертва понадо­билась для того, чтобы здание дольше стояло?

На скелет мужчины, жившего в VIII-IX ве­ках нашей эры, архео­логи наткнулись несколько дней назад, расчищая руины пост­роек поселения в уро­чище Артезиан. Это не первые останки при­несенных в жертву лю­дей, которые находит совместная экспеди­ция двух крупнейших российских вузов - Московского государ­ственного университе­та и Московского госу­дарственного педаго­гического университе­та.

Самой необычной находкой пока остается жертвенная яма в центре городища. В первых веках нашей эры (или уже в раннем средневековье - с точ­ной датировкой специалисты пока не определились) в ней были сожжены останки лю­дей: одного старика, трех женщин, которым было от двадцати пяти до сорока лет, трех детей - младенца, пяти-шестилетнего малыша и ре­бенка десяти лет.

Древние жрецы вместе с людьми кремировали 18 жертвенных животных: ко­ров, овец, коз, свиней, оленя и даже молодого дельфина. На постройках того времени остались следы землетрясения - возможно, что именно под­земным богам было направле­но это жертвоприношение.

Преступление или наказание?

Кости могут очень много рассказать о том, как жили люди в те далекие времена: на них остаются следы болез­ней, переломов. По состоя­нию зубов можно сказать, чем питался человек, досыта ли ел, хороша ли была его пища. Поэтому останки од­ной из обитательниц средне­векового Артезиана, кото­рые сейчас с увлечением изу­чает антрополог экспедиции Станислав Дробышевский, поведали немало интересно­го.

Вряд ли она принадлежала к местной знати - иначе бы не растеряла большую часть зубов к 35 годам. И не носила бы, будь «аристократкой», не­удобную тесную обувь (остались следы на косточках ног) и одно скромное колечко на пальце.

Смерть этой женщины была очень странной. Археологи выдвинули сразу три версии: ее ограбили, убили и зако­пали возле од­ной из пост­роек городи­ща; она сама совершила пре­ступление против людей или их обычаев - поэтому жители поселения выкопали яму и там забили камнями женщи­ну. Но самой убедительной, считают археологи, выглядит история про ритуальное жерт­воприношение.

«Мы отдаем тебе самое дорогое!»

За годы работы археологов в урочище Артезиан найдено немало доказательств того, что здесь приноси­лись в жертву люди - об этом свидетельствуют более полутора десятков ритуальных захороне­ний.

- Мы находили сва­ренные и расчлененные кости младенцев, - рас­сказывает руководитель археологической экспе­диции Николай Вино­куров. - Получается, каннибализм был час­тью религиозного ритуа­ла. Когда я об этом сооб­щил на одной из конфе­ренций, мне сначала не поверили: действитель­но, Крым в раннем сред­невековье - уже террито­рия распространения христианства. И вдруг -народ, сохранивший «во всем блеске» страшные языче­ские обычаи. Но коллегам пришлось поверить своим глазам и предоставленным ма­териалам.

Детская смертность в те вре­мена была страшной, из деся­ти детей хорошо если выжива­ли трое. Поэтому, убивая де­тей, обитатели Артезиана пы­тались сказать своему божест­ву: «Мы отдаем тебе самое до­рогое!» Человеческие жерт­вы приносили во время больших бед - а ведь благо­получный год выпадал ред­ко. И чем страшнее бедствие – тем обильнее было жертвопришение. Так, на городище в одной из ям нашли выложенные в круг черепа пяти детей от полутора до 3-4 лет. На косточках - следы порезов, расчленения. Нико­лай Винокуров уточнил: черепа младенцев были отделены от позвоночного столба до­вольно профессионально, что предполагает большую прак­тику и специальную подготов­ку жреческого сословия.

Яму «охраняла» убитая соба­ка, а в лежащую рядом амфору был буквально вбит трехме­сячный щенок. Иногда в риту­альных погребениях находят вещи, символизирующие пло­дородие, изобилие - например каменные жернова.

Разрубленные пополам под­ростки, убитые ударом камня или палицы дети, детские го­ловы, закопанные рядом с жи­льем, - это далеко не полный список способов, к которым прибегали жители средневе­кового городища, пытаясь вы­просить у богов счастье и бла­гополучие. Может быть, спра­ведливо то, что народ этот, в конце концов, сгинул где-то в череде войн и перемен. Кро­вожадные боги ему не помог­ли.

СПРАВКА «КП»

Урочище Артезиан, где работает экспедиция, находится в нескольких километрах от села Чистополье Ле­нинского района Крыма. Исследован­ная его часть занимает около 7 га: это крепость с мощными башнями, квар­талы жилой застройки. Считается, что в античные времена здесь могло жить до тысячи человек.

На остатках древнегреческих пост­роек в раннем средневековье соору­дил свои жилища пришлый народ - может быть, хазары, аланы или этнос, который не оставил в истории даже своего имени. Новые хозяева урочи­ща считали, что спасаться от стихий­ных бедствий, эпидемий, войн и голо­да необходимо, принося богам чело­веческие жертвы.

Наталья ВАСИЛЕНКО, «Комсомольская Правда»