Россия не Украина, но Путин – прилежный ученик Кучмы: готовятся фальсификации по украинскому образцу
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Поправки в закон о выборах в эфире радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru) обсуждали глава Совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко и два депутата Госдумы – независимый либерал Владимир Рыжков и коммунист Виктор Илюхин. Стенограмма приводится с сокращениями.
В.РЫЖКОВ: Выборы – это такая вещь, когда люди могут зарегистрироваться кандидатами, агитировать за себя, а потом другие люди приходят на выборы и либо голосуют за этих кандидатов. Либо нет. Сегодняшний блок поправок превращает выборы в России просто в фарс. Поправка 1-я: резко увеличен размер избирательного залога. То есть, если ты хочешь стать кандидатом, ты должен внести огромные деньги – для партии - 2 млн. долларов. Поправка 2-я. Второй способ зарегистрироваться - собрать подписи и сдать в ЦИК. Раньше можно было ошибиться в 25% подписей. Сегодня поправка принята - 10% подписей. Я, как человек, неоднократно избиравшийся в округе, В.Илюхин подтвердит, могу сказать, что подписи собираются с базой данных ЦИК. База данных – несовершенна. Всегда, как бы ты достоверно ни собирал, 10-15% - брак… Эта норма означает…
10% - это та самая грань, которая позволит избиркому любого неугодного кандидата снять с выборов, то есть не допустить до выборов…
Вы хотите стать кандидатом. Вам говорят – либо давай огромные деньги, если у тебя огромных денег нет, собирай подписи, но если ты принес подписи, мы тебя всегда выбросим, потому что у тебя там большой брак.
С.БУНТМАН (ведущий эфира): А доказать наоборот…
В.РЫЖКОВ: Доказать практически невозможно. Значит, уже вход в кампанию затруднен радикально сегодня. Вторая вещь. Что делает власть? Она говорит - через первый механизм она фактически получила право не допустить неугодного кандидата или партию до выборов. Значит, останутся угодные. Что делает власть? Власть понимает, что раз останутся угодные, то народ, скорее всего, на выборы не пойдет – ну, какой смысл идти на спектакль вместо выборов? Тогда принимается вторая поправка сегодня - убрать графу «против всех»…
Сейчас была графа «против всех» на всех выборах. И когда выборы манипулировались, граждане приходили, и в десятках, сотнях случаев – я знаю десятки случаев конкретных – голосовали против всех, выражая свой протест. Теперь дано право регионам убирать графу «против всех». Итак, дальше власть понимает - все равно народ на этот фарс не пойдет. И третья поправка, которая сегодня принята – снижена минимальная явка до 20%.
С.БУНТМАН: Значит, 20%, и выборы состоялись? Любые?
В.РЫЖКОВ: Больше того - принята поправка, что в отдельных случаях можно даже меньше 20% делать.
С.БУНТМАН: Это в каких?
В.РЫЖКОВ: А не оговорено законом. Законодательно – на региональном уровне, законодательный орган на уровне региона решает. И представьте себе – при 3%, при навязанном составе кандидатов, при отсутствии графы «против всех», региональный и местный парламент может быть избран. Но это абсурд. Следующая поправка – барьер. Пропорциональная система. Сейчас 5%. Дума сказала, что максимальный барьер в регионах может быть 7%. Но что такое 7%? Это значит, труднее пройти демократам, труднее пройти оппозиции, проще пройти «Единой России», и самое главное - чем выше барьер, тем больше голосов пропадает, не учитывается при распределении мандатов. Тоже антидемократическая норма. Дальше – наблюдатели. Ну хоть какой-то был механизм – были наблюдатели, сидели на участках, мы все их видели, когда ходим голосовать. Потом они видели, как комиссия считает эти бюллетени, как пишет протоколы. Все, с сегодняшнего дня… точнее, когда Дума окончательно примет закон, от общественных организаций наблюдатели запрещены.
… Только от зарегистрированных кандидатов - смотри пункт 1, только от зарегистрированных партий - смотри пункт 1 - все, больше ни от кого. Эта поправка сегодня принята.
С.БУНТМАН: А международные организации?
В.РЫЖКОВ: Запрещены. Сегодняшняя редакция закона говорит о том, что «по приглашению президента, правительства. Госдумы и Совета Федерации, и Центризбиркома». Кого-то пригласят – например, наблюдателей из Узбекистана, а кого-то не пригласят – например, наблюдателей из Евросоюза. И последнее. Журналисты на сегодняшний день, по действующему закону, имели право наблюдать за всем избирательным процессом: агитация, голосование, подсчет голосов, составление протокола. Сегодня их вышвырнули из процедуры подсчета голосов и составления протокола. Сегодня, 29 июня, журналисты потеряли право наблюдать за подсчетом голосов и составлением протокола…
И еще одна дикая вещь: комиссиям разрешили переписывать протоколы. Написали протокол, отвезли начальству, начальство говорит - нет, плохой результат. Вернули обратно, переписали, снова повезли - прямой путь к фальсификации. Дальше. Украинские технологии: сегодня открыты ворота для фальсификаций. Три украинские технологии сегодня максимально облегчены этими поправками. Первая технология - «карусель». Помните сто составов, когда возили весь день 100 составов железнодорожных с участка на участок. Это называется так – если гражданин пришел в Комиссию, ион тут не проживает, но он говорит – я тут оказался, и хочу проголосовать - его включают в дополнительный список, и он голосует. В Украине это были сотни тысяч голосов – этими «каруселями».
С.БУНТМАН: Как определяет закон теперь дополнительные списки?
В.РЫЖКОВ: А никак. На усмотрение участковой комиссии.
С.БУНТМАН: А открепительные…
В.РЫЖКОВ: Все это разрешено, и разрешены досрочные урны, досрочное голосование.
В.ИЛЮХИН: И достаточно широко – досрочные выборы.
В.РЫЖКОВ: Разрешены досрочные урны, причем не сказано, сколько их может быть. Хоть 100% можно выносными урнами голосовать – разрешено досрочное голосование. Вот сейчас в Питере были выборы местные - там больше половины проголосовало.
С.БУНТМАН: Хорошо, но не может же досрочное голосование определять без условий… то есть, при каких условиях…
В.РЫЖКОВ: Сергей, я же вам говорю, принято: открепительные без условий, досрочные – без условий, выносные урны - без условий, и дополнительные списки избирателей – то есть, украинская «карусель» – без условий. То есть все технологии грязные, которые были отработаны на украинских выборах, сегодня Госдума узаконила. И последнее. Последние 19 выборов в регионах «Единая Россия» терпит крах. Первые места занимают то коммунисты, то «Родина», но чаще всего избирательные блоки. Избирательные блоки, которые объединяют оппозиционные партии. Общая тенденция по стране: «Единая Россия» - 20-30%, оппозиция в сумме 50-70%.
С.БУНТМАН: Причем, бывали удивительные блоки - лево-правые…
В.РЫЖКОВ: Не важно. Люди просто… Все - сегодня блоки запрещены. Это означает, что это еще одна поправка, которая запрещает. Мой короткий вывод, Сергей: сегодня – последний день честных выборов в стране. Тот комплекс поправок, который приняла сегодня Госдума, несмотря на всю нашу борьбу, а мы внесли многие десятки поправок - мы, коммунисты, независимые – мы боролись 4 часа сегодня с Центризбиркомом и с Кремлем. Несмотря на все наши усилия, все это было принято. И это означает, что власть подготовила страну к массовым фальсификациям, к массовым манипуляциям, к массовому не допуску оппозиционных кандидатов и партий на выборы, и снятию их с выборов. К фальсификации протоков, и самое главное – к разрушению государства. Потому что органы власти, избранные при барьере 20% явки, при отмене «против всех», при отсутствии конкуренции, при 7% барьере - не будут рассматриваться людьми как законно избранные, авторитетные органы, выражающие их интересы. Поэтому, с моей точки зрения, сегодня разрушена не только демократическая основа выборов. Сегодня сделан огромный удар вообще по российской государственности. И я говорил сегодня «единороссам» - что вы разрушаете Россию. Не оппозиция, которая борется за демократические права и свободы - вы разрушаете Россию. И я сказал - мы запомним этот день сегодняшнего голосования.
В.ИЛЮХИН: Я хочу сказать, что В.Рыжков достаточно подробно остановился на этих изменениях. Они действительно чудовищны, и я могу сказать, что фракция Компартии РФ в Госдуме не голосовала. Мы подготовили целый пакет, который хотя бы чуть-чуть мог смягчить этот… я абсолютно соглашаюсь в оценках – реакционный закон, достаточно реакционный закон. Я бы единственное еще добавил – наступление на власть народа началось еще чуть раньше. После того, как были отменены, по сути дела, выборы по одномандатным округам. Сегодня только лишь партии, партии и партии. Что это значит? Фактически будет потеряна связь избирателей с Госдумой. Потому что бог его знает, кого закрепят за тем или иным округом? Он житель этого округа, этой области, или края? Но его партия пошлет, и скажет - вот, ты будешь за этим округом, за этой областью. Это проявление огромной бюрократии и безответственности подобного депутата. Ну а если говорить, почему сегодня «Единая Россия», и почему президент идут на подобный шаг – надо откровенно сказать: они теряют свои позиции достаточно серьезно. Я вот недавно был на выборах в Ельце, здесь, в Липецкой области. 5 человек «Единая Россия» выставила. И ни один не прошел в Совет народных депутатов – они сохранили совет народных депутатов. Ни один из «Единой России» не прошел, даже на второе место не вышли. «Единая Россия» и президент сегодня понимают, и достаточно ясно, сколько они натворили через эти реформы, через эти законодательные инициативы - по той же монетизации, по тем же назначениям губернаторов…
Давайте проще скажем – давайте отменим выборы. Пусть президент у нас все назначает, и всех назначает, в том числе, и в Госдуму.
В.РЫЖКОВ: Да, на Тайване президент назначал депутатов – замечательная была система, пока не развалилась.
А.ИВАНЧЕНКО: По моему мнению, мы имеем сегодня доказательство того, что партия и исполнительная власть потеряла стыд, принимая эти избирательные законы. Я их образно называю еще с того момента, когда состоялось принятие закона о выборах депутатов Госдумы, этот блок законов - это бесстыжие законы, после которых у избирателя не остается ничего другого, как голосовать за резко оппозиционные политические силы. И я, все-таки как человек, профессионально занимающийся этими вопросами, могу сказать - то и пожнут, что записано в этих законах. Избиратели, я убежден, вот тенденция, которая говорит сейчас, особенно на региональных выборах в парламенты, что этой партии уже отказывают в поддержке, результат голосования на выборах депутатов ГД, возможно, эти выборы будут внеочередными – я вижу ту спешку, с которой сейчас принимается весь блок избирательных законов – это говорит о панике на корабле партии исполнительной власти. Они чувствуют, что почва уходит у них из-под ног, они цепляются зубами за последние возможности, административные возможности. Речь уже не идет о легитимной поддержке этой партии власти. Они цепляются, выстилают себе…
С.БУНТМАН: За что? Чтобы зафиксировать ситуацию хотя бы?
А.ИВАНЧЕНКО: Зафиксировать административным путем, при явке в 20%, при абсолютной поддержке 10-15% от потенциального числа избирателей. Но такие выборы не могут считаться легитимными. Я уже говорил неоднократно, что нас с этими законами ждет огромный конфуз перед мировым сообществом, а Россия старается войти в мировое сообщество – и в области экономики, и в области политики.
В.РЫЖКОВ: … Электоральная машина, электронная машина - это очень важный момент. Сегодня мы выносили на отдельное голосование запрет электронных этих машинок. Нам говорят - а в США электронно голосуют. Вы знаете, в Америке система общественного контроля…
В.ИЛЮХИН: Настолько жесткая…
В.РЫЖКОВ: И доверие к выборам за эти 200 лет настолько жесткое и настолько прозрачное, что там хоть электронно, хоть рычажок дергай, хоть в урну опускай – результат будет такой, какой не вызовет ни у кого никакого сомнения. У нас доверие к выборам подорвано катастрофически. На всех последних региональных выборах «против всех» голосуют 20-30% избирателей. Люди не верят в выборы, люди считают, что они сфальсифицированы. И представьте себе – приходит человек на участок, а там какая-то стиральная машина непонятная стоит, которая потом какую-то циферку выдаст, как компьютер. Кто поверит в этот результат? Поэтому мы предлагали - не готова России сегодня к этим электронным машинкам, не поверят люди в эти электронные машинки – нет, «Единая Россия» все равно протащила этот момент.
Сейчас выборы проходят вразнос, по срокам – каждые две недели в одном регионе, потом в другом регион, потом в третьем регионе – это сглаживает общую картину. Экстремистская партия не может прорваться к власти, когда выборы в стране разнесены в течение всего года. Если они сконцентрированы в один день, любой экстремист и популист на волне может прорваться к власти – они этого не понимают.
С.БУНТМАН: Я хочу задать принципиальный вопрос с подачи нашего слушателя, если я не ошибаюсь, Сергея Ивановича: «Только назначения могут спасти сегодняшнее положение России». То есть, назначаем ось власти, если я правильно понял.
В.РЫЖКОВ: На это я Сергею Ивановичу, как профессиональный историк, могу сказать, что один раз назначение, то есть, единовластие и вертикаль спасли страну в 1917 г., когда она развалилась. Второй раз назначаемость и вертикаль спасли страну в 1991 г., когда она развалилась, и сегодня Россия фактически вернулась к границам 17 века. В следующий раз, а сейчас опять власть выстроит вертикаль коррумпированную, неподотчетную обществу, непрозрачную и хамскую по отношению к своим гражданам – это спасение будет, я боюсь, окончательным и последним. И уже Россия не удержится. Я как раз…
Что на местном уровне, что на региональном, что на федеральном - как только один человек получает в руки бесконтрольную власть, начинается воровство, начинается произвол, беспредел, начинается уничтожение конкурентов, и так далее. Не получается у нас в России умная единоличная власть – не получается. Поэтому, как говорил Черчилль, демократия, конечно, паршивая штука. Но ничего лучше никто не придумал.
В.РЫЖКОВ: Подписать, что мы будем брать копии протоколов, что мы в одном месте их соберем, мы их потом подошьем в эти папки, соберем доказательную базу, о чем Александр Иванович говорил. Ведь можно делать мониторинг эфира, государственных СМИ, можно собирать доказательную базу по фальсификациям. После сегодняшнего голосования я хочу сказать определенно – я не сомневаюсь, что на выборах думских, и на выборах президента готовятся массовые, тотальные фальсификации. Готовятся фальсификации по украинскому сценарию. Поэтому изгоняются общественные независимые наблюдатели, изгоняются международные наблюдатели, журналисты, останавливаются оппозиционные партии – тем более мы сегодня должны продемонстрировать волю к сопротивлению и волю к тому, чтобы отстоять права граждан.
«Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru)