В отличие от експертов польского журнала WPROST, которые насчитали у главы РНБО Украины имущества на 350 миллионов долларов, сам Петр Алексеевич оценивает свое достояние гораздо скромнее. "Обоз" предлагает вниманию читателей интервью с Петром Порошенко, опубликованное в газете "Сегодня".
Итак, в субботу корреспондент "Сегодня", прихватив с собой диктофон и две поллитровых бутылки водки "Так!", отправился на дачу к экс-секретарю СНБО Петру Порошенко. Около станции метро "Печерская" журналистов загружают в автобус "Богдан" (его производят предприятия, совладельцем которых является Порошенко) и выезжаем в сторону Борисполя. Там около Бортничей в селе Петровское и находится дача Петра Алексеевича. Через полчаса мы добираемся до места назначения.
Через 10 минут около нас останавливается "Порше-Кайена" металлического цвета, из которой выходит радостный и улыбающий Порошенко. Машина принадлежит, кстати, его жене, а у самого Порошенко "Мерседес". Он одет по-спортивному — темно-голубые джинсы, сиреневая футболка, бежевая летняя куртка. Принимаем решение дать ему все-таки возможность доехать первым до дома, а сами снова заходим в "Богдан" и через несколько минут оказываемся около его дачи. Прямо скажем — она не производит впечатления загородного дома миллионера, ставшего 95 номером в списке самых богатых людей Центральной и Восточной Европы...
Напротив входа в дом Петр Алексеевич, повернувшись к саду спиной, дает импровизированную пресс-конференцию. Он представляет свое семейство - жену Марину, высокую, милую женщину, также как и он, просто одетую - белые брюки, синяя футболка без рукавов, белые босоножки на платформе. На шее у нее ожерелье из крупного жемчуга. После жены Порошенко представляет своего отца Алексеея Ивановича — подвижного высокого седого мужчину, одетого в белую рубашку и светлые брюки. Потом к журналистам подошел и отец Марины, который, по словам экс-секретаря СНБО, "все сам тут возвел". Петр Алексеевич держит речь в течение 20 минут. Она касается выступления Юлии Тимошенко на канале "Интер".
— Ничего общего с действительностью все, что говорила Юлия Владимировна, не имеет... Тимошенко ничего не оставалось делать, как выступить с таким заявлениями, поскольку экономические показатели в стране, за которые ответственно правительство, низкие... Тимошенко как политик выступила абсолютно безответственно, не приведя ни одного факта. Давайте создадим общественную организацию, которая бы все расследовала, и выясним, кто отвечает за сложившуюся ситуацию, кто ответствен за возникшие в стране кризисы.
— А Тимошенко коррупционер?
— У меня фактов непосредственного участия Юлии Владимировны в коррупционных действиях по состоянию 15.55 сегодня нет.
После окончания "официальной" части Порошенко начинает показывать дачу. Говорит, что ее общая площадь 24 сотки. На территории четыре постройки из кирпича такого же цвета, что и в ограде — один большой двухэтажный дом (в котором летом живут Петр и Марина с четырьмя детьми), рядом с ним одноэтажный (в нем обитают тесть и теща Порошенко), между ними гараж.
Начав экскурсию по саду, Порошенко зовет Марину на помощь.
— Вы знаете, честно признаюсь — я сюда приезжаю раз в две недели на выходные. В основном летом здесь живут Марина с детьми и ее родители. Я хочу в следующем году построить собственную дачу в Конче-Заспе. Просто нужно дождаться аукциона, чтобы потом не говорили, что я незаконно приобрел землю. Никаких других домов ни у меня, ни у жены нет.
Оказывается дача записана на его жену Марину и ее маму. По словам тещи, землю они получили в 1989 году, а строиться начали только в 1992.
— Вот здесь у нас бассейн, — показывает Порошенко на небольшой водоем три на пять метров, покрытый полиэтиленовым прозрачным настилом, — тут купаются дети. Вот корт. Мы на нем играем иногда в большой тенис с сыном.
— А ульи у вас есть?
— Да нет. Не люблю я пчел. Как-то однажды подошел к пасеке, так пчелы меня покусали.
— У президента дело было?
Порошенко не обращает внимания на вопрос и идет дальше.
Подходим к беседке, где накрывают стол для журналистов. Она один в один похожа на киевские бюветы - композиция из железных столбов, а сверху — выгнутые крыши из прозрачного пластика. Петр Алексеевич смеется и говорит, что это самое нелюбимое им строение и что он очень долго сопротивлялся его постройке именно из-за того, что это ему напоминало бюветы, построенные в Киеве Александром Омельченко.
Заходим в дом. Его общая площадь — 300 квадратных метров. На вопрос журналистов, а сколько в нем комнат, Порошенко теряется и сходу не может дать ответ. Говорит, что пять. На самом деле шесть. Три на первом этаже и столько же на втором. На первом есть еще сауна с небольшим два на три метра бассейном, рукомойником, душем и туалетом. На втором этаже есть также ванная комната и туалет. Комнаты производят впечатление нежилых. Мебель старая — производства начала-середины 90-х годов. В одной из комнат — диван зеленого цвета с тремя креслами и журнальный столик. В другой имеется стенка, в которой ничего нет, кроме восьми томов собрания сочинений Дмитрия Гордона (это редактор киевской газеты "Бульвар"), маленькая брошюрка о Японии, "Доктор Айболит" и еще пару изданий. На втором этаже находится спальня Марины и Петра, в которой стоит двухместная большая кровать, застеленная белым покрывалом, рядом тумбочки и светильники. Напротив спальни детская . Из мебели в ней шкафы с кроватями и полка с детскими игрушками. Третья комната на этаже кабинет. В нем стоит огромный абсолютно пустой письменный стол. Ни бумаг, ни книг, ни ручек с карандашами, компьютера и еще каких-либо признаков жизни там нет.
После экскурсии по дому Петр Алексеевич и Марина приглашают нас к столу. Стол был достойным, правильным — ничего не скажешь. Овощи, фрукты, мясные нарезки, рыба, пирожки, соленья, салаты, соки, газированная вода ("Боржоми" и "Бонаква"). Из дессерта правда только коробка "Птичьего молока", чай и кофе. Торты не подавали.
— Петр Алексеевич, а какие торты вы любите?
— Я их вообще не люблю и шоколад в том числе. Также мне не нравится, когда меня называют шоколадным королем или шоколадным зайцем, хотя отношусь к этому спокойно.
И это говорит человек, которому принадлежит фабрика имени Карла Маркса и еще куча других предприятий кондитерской промышленности!
Хозяева подали к закускам анжуйское вино, крымскую мадеру, молдавские вина. Водки и коньяка на столе не было. Достаю из рюкзака бутылку водки "Так!".
Порошенко берет бутылку, читает на этикетке название производителя
— А...а, "Артемида". Нет, не буду я ее пить — не люблю, когда используют в коммерческих целях помаранчевую символику. Вы знаете, я пью только вино. Меня за последние пятнадцать лет вообще никто пьяным не видел. В этом смысле таких людей мало в стране, — отдает назад бутылку.
Разговор за столом протекает живо. Беседа попеременно касается и политики, и личной жизни экс-секретаря СНБОУ.
— Марина, а как вы восприняли обвинения в адрес вашего мужа?
— Неделя после этого была для меня самой тяжелой из-за этих чудовищных обвинений Петра в коррупции. Когда я приводила своих дочерей в детский сад, мне было стыдно смотреть людям в глаза. Я очень сильно переживаю.
Переводим разговор на другую тему
— А вы, Марина, ревнивая? Не проверяете, красивые ли секретарши у мужа?
Марина смеется: "Не знаю. Это же кто-то другой обо мне должен сказать",- смотрит на мужа.
— Ревнивая, ревнивая, — кивает Порошенко.
Тут вмешиваеется в разговор его отец и весело рассказывает:
— А вот мне когда-то жена сказала: "Если узнаю, что с кем-то крутишь, оболью бензином и подожгу, а потом еще раз оболью и снова подожгу".
Все почему-то засмеялись.
— Петр Алексевич, а вы охотник?
— Нет, я был всего два раза на охоте. Подстрелил оленя. Подошел к нему посмотрел, так жалко стало. На этом поставил крест.
— А вы дарите жене драгоценности?
— Не умею я выбирать подарки. На Маринин день рождения мы просто выбираемся куда-нибудь в поездку. Садимся в самолет и летим. Вот были в Барселоне два дня - красивый город.
— А музыку какую слушаете?
— У меня в машине компакты "Океана Эльзы", "Машины времени", "Мандр", "Арии". Люблю "Аквариум". Вот были с женой весной на концерте у Гребенщикова.
— А книги какие читаете?
— Последняя книга, которую читал, принадлежит перу немецкого экономиста. Называется "Эффект кобры". Там рассказывается о том, как британский губернатор Индии приказал выкупать у индусов кобр, которые кусали английских солдат, чтобы уменьшить их "поголовье". Так вот — оно в результате увеличилось в три раза.
Переходим к политике
— Что думаете о работе правительства Тимошенко?
— Скажу так: вот мой отец, революционер, все это время находился к правительству в оппозиции. Он приходил ко мне каждое утро в восемь часов и начинал критиковать власть и ее экономическую политику, как бы говоря "Доколе?"
Тут вступает в разговор Алексей Иванович, живой, прямолинейный человек:
— Знаете, раньше у комсомола был лозунг, обращенный к КПСС "Партия, дай порулить". Так вот, Тимошенко рулит не в ту степь...
Тут его прерывает Порошенко.
— Батя, все, все прекращай, — смеется Петр Алексеевич и поясняет, — я ему не разрешаю вести антиправительственные разговоры, но ведь он прав. Когда Тимошенко говорит, что в этому году был невиданный урожай, так она к этому не имеет никакого отношения. Он вообще получен вопреки ее правительству, политика которого привела страну к столь плачевному положению. Теперь Еханурову предстоят серьезные испытания. Инфляция, плохой инвестиционный климат, Россия... Знаете, мне вот Христенко (российский министр. — Прим.ред.) звонил из Москвы и просил дать им для переговоров любого другого, но только не Терехина. Вообще главная претензия к Тимошенко -- это бензиновый, "мясной" и "сахарный" кризисы. Но теперь все будет поспокойней.
— А как вы все-таки относитесь к ее обвинениям, что вы мешали деятельности ее правительства и к обвинениям в коррупции?
— Я не собираюсь вступать в перепалку с женщиной. Пусть разбирается суд. Кстати, никаких 350 млн. долларов у меня нет. Все мое имущество — это 10 млн. гривен.
По ходу разговора выясняется, что отец Порошенко тоже считает себя миллионером.
— Батя просто свое имущество от моего не отделяет, — смеется Порошенко.
Тут появляются дети Порошенко — две дочки-близняшки пятилетнего возраста — Саша и Женя, сын Мика (Михаил) с длинным хвостиком сзади. Ему четыре года. Дети — любимцы семьи. Петр Алексеевич берет на руки сына — "он у нас самый главный в семье". Позже подъезжает старший сын Алексей. Ему двадцать лет, он учится на факультете международных отношений в Киевском университете. Очень похож на мать.
В шесть часов мы благодарим хозяев за гостеприимство и прощаемся. Петр Алексеевич с Мариной провожают нас до автобуса. Порошенко выглядит очень расстроганным, но о деле не забывает, снова вспомнив об общественной организации, которую он хочет создать для расследования обвинений в коррупции и зазывает туда журналистов.
Видно, сильно это его все достало...
Александр ЧАЛЕНКО "Сегодня"