УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Черный» пиар в свете «оранжевой» революции

«Черный» пиар в свете «оранжевой» революции

Современная Украина вновь стала ареной для революционных экспериментов. Не прошло и ста лет с тех пор, как после выстрела «Авроры» по украинским степям прокатились тачанки красных, белых, зеленых. И вновь продолжается бой… Борьба стала менее кровопролитной, но не менее жестокой. Изменились цвета, родились новые бойцы, появились современные технологии, но не поменялась суть происходящего, осталась прежней цель борьбы – власть.

Видео дня

«Он шел на Одессу, но вышел к Херсону…». Со стороны может показаться, что те, кто начинал новую битву за власть, не совсем представляли путь, который приведет в светлое будущее. Пожалуй, это верное представление. Если судить со стороны. На самом же деле проблема оказывается в том, что каждый революционер видит светлое будущее и путь к нему по-своему, забывая или не желая вспоминать уроки прошлого. Наступая на старые грабли, лидеры революции убеждают себя в том, что уж на этот раз все будет иначе, не как всегда. Так появляются новые робеспьеры, троцкие, бухарины. Увы, одними из первых жертв революции становятся сами ее организаторы. Но это только видимая вершина айсберга.

На самом деле не менее драматические события происходят в его подводной части. В мутной воде любой революции для людей, далеких от нее, всегда находится возможность кого-нибудь утопить ради того, чтобы всплыть ближе к поверхности, урвать свой глоток власти. Когда-то для этого достаточно было стать председателем комбеда, выселить «буржуев» и переехать из подвала в коммуналку, раскулачить соседа, отправить на Соловки «гнилого» интеллигента. Сегодня масштабы иные, но история повторяется.

Один из уроков революции состоит в том, что ее инициаторы гибнут от собственного оружия, вооружая при этом массы людей, совершенно безразличных к революционным идеям. Под красными, белыми, зелеными, оранжевыми знаменами эти люди получают из рук революционных романтиков лицензию на применение, используя гильотину, револьвер, «ревтрибунал», Интернет в своих собственных целях.

Одним из мощнейших орудий «оранжевой» революции стал пиар. В век информационных технологий человека можно уничтожить, не убивая. Для этого достаточно научиться манипулировать общественным сознанием. И пока вожди все активней «мочат» друг друга новыми методами, у «простых смертных» растет искушение сделать то же самое по отношению к ближнему.

Не будем путать грешное с праведным. Сам по себе пиар – вполне пристойные и безобидные связи с общественностью. А вот «черный пиар» – это ядерная бомба, тротиловым эквивалентом которой является многократно транслированная в информационном пространстве полуправда или вовсе клевета. Как любое изобретение, позволяющее прийти к власти, его использовали вначале политики и окружающие их специалисты-политтехнологи. Показав свою эффективность, «черный пиар» после «оранжевой» революции нашел в Украине применение в других областях – в управлении, бизнесе, на эстраде, в журналистике и даже там, где его и быть не должно.

Конечно, в случае, когда можно обойтись обычными средствами, «черный пиар» как оружие тяжелое и пока дорогое, не используют. Но если противник попадается крепкий, приходится применять весь арсенал. Примеров – масса.

Один из них можно наблюдать в развитии конфликта в украинском самолетостроении, который происходит в тени «оранжевых» событий вот уже около года. По сравнению со свершившейся революцией и скандалами, связанными с реприватизацией, в этот конфликт втянуто значительно меньше людей, потому он и не такой заметный. Однако и к заурядным его не отнесешь – по итогам ноября прошлого года конфликт оказался в рейтинге десяти наиболее скандальных событий месяца. Прямого отношения к политическому олимпу противостояние в отрасли не имеет, но вполне подходит в качестве наглядного примера в контексте распространения современных политттехнологий в не связанные с политикой области.

Формальная сторона конфликта просматривается в несовпадении взглядов руководителей ведущих предприятий и их окружения на сроки и способы интеграции в единую структуру. Сегодня, когда стороны демонстрируют лояльность друг к другу на фоне компромиссного решения о создании государственной корпорации, конфликт, казалось бы, исчерпал себя. Вспыхнувшая перед отставкой украинского правительства пиар-кампания, направленная против одного из главных участников борьбы за влияние в самолетостроении – генерального директора Харьковского авиазавода, приутихла лишь на время. Очевидно, что когда заказчики этой кампании поймут расстановку сил в новом Кабинете Министров Украины, определят, кто в сформированном правительстве может быть союзником, останется нейтральным или будет мешать исполнению задуманных планов, мы станем свидетелями очередного акта борьбы. И подготовка к нему уже идет.

Недавно увидел свет прес-релиз, распространенный юридической фирмой «Ильяшев и Партнеры», представляющей интересы АНТК им. О.К.Антонова. В документе, опубликованном на сайте фирмы, руководителям ХГАПП предлагают «задуматься об уголовной ответственности, которая им грозит по статьям Уголовного кодекса Украины – 219 («Доведение до банкротства»), 220 («Скрытие стойкой финансовой неплатежеспособности») и 382 («Неисполнение судебного решения»)».

На первый взгляд, это звучит парадоксально: в конфликте руководителей АНТК им. О.К. Антонова и ХГАПП юридическая фирма выражает интересы обороняющейся стороны. Со свойственной новым украинским предпринимателям самоуверенностью, адвокаты выбрали активную форму обороны, используя для решения поставленной задачи все доступные современные технологии. Причем главным коньком является сочетание юридической практики с пиар-кампанией.

Методика, в общем, проста. Вначале ищется повод для неких судебных действий, затем уже сами эти действия становятся поводом для разнообразных публикаций. Причем не так важно, что в конечном итоге судебные дела разваливаются, главное, чтобы комментарии к ним были максимально громкими и расходились мощной волной.

Сегодня меньшая часть читающей публики, в том числе власть имущих, знает, что от 170 млн. гривень долга, о которых почти год писали СМИ, осталось только 2,5 млн. гривень, признанных как судами, так и ответчиком. Еще меньше информации о проигрыше киевлян, которые, как признал суд, должны Харьковскому авиазаводу более 100 млн. гривень.

Остались в архивах решения Хозяйственного суда г. Киева, запрещающие под страхом уголовной ответственности объединение ХГАПП с кем бы то ни было в различные концерны, корпорации, ассоциации и т.д.

Как видим, поставленная «заказчиком» задача не выполнена, главный противник остался на своем месте, а его инициативы даже получили развитие. И «подрядчикам» приходится искать новый креатив. И если раньше основной темой публикаций о деятельности юридической фирмы были недоказанные долги ХГАПП, сегодня на первый план буквально натягивается новый ужас со столь же неубедительным банкротством Харьковского авиазавода и уголовной ответственностью его руководителей.

Возможно, в будущем найдутся действительно независимые юристы, которые смогут объективно разобраться в том, насколько умело представители адвокатской конторы балансируют между законом, пиаром и судебной казуистикой. Пока очевидно, что эта фирма нашла свою нишу в области применения политтехнологий в бизнесе, не связанном непосредственно с политикой. К сожалению, этот пример – один из многих.

О распространении соблазна воспользоваться «черным пиаром» вне политики свидетельствует и достаточно нашумевшая схватка между импортерами рыбы и Экспертной комиссией по привлечению инвестиций в рыбную отрасль, выступавшей в тандеме с Ветеринарным департаментом. Этот конфликт также как и противостояние в самолетостроении стал достоянием лишь заинтересованных кругов общественности. В частности, о нем было написано в газете «Зеркало недели» в статье «Если бы мы хоть на йоту отступили от буквы закона, с нами разговаривали бы люди в погонах».

События в этом примере развивались таким образом. Ветеринарным департаментом были внесены некие поправки в Минимальный перечень требований к импортной свежемороженой рыбе, которые не устроили Украинскую ассоциацию рыбопромышленников (УАР). Позже импортерам удалось убедить чиновников в том, что продукция, прошедшая глубокую заморозку, никакой опасности не представляет, но кризисная ситуация на рыбном рынке, тем не менее, продолжала развиваться.

УАР, занимающуюся импортом рыбы, публично обвинили в различных «смертных грехах»: в росте контрабанды на отечественном рыбном рынке, во взрыве около офиса одной из компаний корпорации «Интеррыбторг», в использовании поддельных сертификатов. Мотивом для развертывания пиар-кампании против ассоциации стало стремление некоторых представителей Экспертной комиссии и Ветеринарного департамента монополизировать украинский рыбный рынок. С этой целью они делали все, чтобы убедить правительство в необходимости квотирования рынка. И хотя против квот выступил Совет предпринимателей при правительстве, МИД, Минздрав, Департамент рыбного хозяйства, Экспертная комиссия продолжала выставлять УАР единственным противниками квот.

В конечном итоге УАР отвоевала свои позиции. За распространение ложных сведений об использовании поддельных сертификатов «Урядовий кур’єр» выплатил по иску ассоциации 50 тыс. гривень. Удалось разблокировать и рыбный рынок.

Happy end этого примера сегодня, пожалуй, исключение из общего правила. В обществе, подогреваемом революционной риторикой, остается достаточно теневых фигур, которые не прочь заточить современную гильотину против своих партнеров. Дошло до того, что Президент публично упрекнул министров своего первого правительства в чрезмерном увлечении пиаром в управлении экономикой. Однако остается открытым вопрос, сможет ли новое правительство избавить экономику от влияния «черного пиара»? Одно дело – вершина айсберга, другое – его подводная часть. Очевидно, ответ на этот вопрос мы получим в зависимости от того, как много будет в новом правительстве революционеров, и какие выводы они сделают из уроков недавнего прошлого. Но вернуть общество из состояния пиар-истерии к нормальному развитию необходимо.

Валерий Иващенко