Глеб Павловский: "Если это будет бизнес, а не пафос, - я приеду на парламентские выборы в Украину
Об этом заявил президент Фонда эффективной политики в интервью корреспонденту "Обозревателя". Об этом политтехнологе в Украине говорят очень много. Его называют сотрудником спецслужб и слугой Кремля, ему приписывают авторство разделения Украины на несколько сортов и обвиняют в том, что он задумал отравление Ющенко. Более того – именно ему, по слухам, принадлежит идея выдвижения на президентских выборах кандидатуры Виктора Януковича. Наконец, на него списывают поражение в избирательной гонке представители провластного лагеря. Сам господин Павловский, кажется, рад всем этим эпитетам.
- Если Вас в качестве политтехнолога или советника какая либо политическая партия пригласит на парламентские выборы 2005 года, вы примете такое предложение?
- Мой интерес к Украине незначителен. Украина потеряла шанс на создание мощного экономического комплекса с Россией на базе ЕЭП с последующим сближением с ЕС и формированием европейского конгломерата, который оказал бы демократизирующее влияние на все постсоветские страны. Этот шанс был утрачен в связи с победой Виктора Ющенко.
- Так все-таки: вы примете гипотетическое предложение?
- Если это будет бизнес, а не пафос, то я приеду в Киев весной 2006 года. Мне задают вопрос, буду ли я лично участвовать в каких-либо политических процессах в Украине. Отвечаю: у меня нет таких денег, чтобы вмешиваться в выборы в Украине.
В то же время подчеркну: если до нынешнего политического кризиса и отставки правительства Украины у России не было никаких идей на предмет вмешательства в украинские парламентские выборы 2006 года, то теперь в "броуновском" движении определились островки предсказуемости. Для России возник фактор ясности - это решение Конституционного суда Украины о конституционной реформе. Теперь ситуация понятна. Но сегодня Россия никакой политической силе не должна оказывать преференций.
- Насколько крепки позиции у президента Украины?
- Президент Украины Виктор Ющенко является успешным президентом. Выиграл ли он выборы - об этом сегодня никто не спрашивает. Он победил. К началу политического сезона в Украине он вышел бесспорным политическим лидером. Это признает и оппозиция.
Виктор Ющенко - хотя он и не является сильным организатором - пошел на радикальную инициативу, для которой выбрал удачный момент. Начало политического кризиса в Украине было спровоцировано самим Виктором Андреевичем. Во всяком случае, его подготовка была ему известна до последнего дня.
Юлия Тимошенко не планировала свою отставку. Она создавала ситуацию двоевластия, в котором правительство превращалось вначале во второй центр власти, а потом в - основной. Она попыталась создать канал перетока популярности и власти от президента к премьеру.
- Какие тенденции возобладают в политических процессах в Украине?
- Номенклатурная политика в Украине на первых порах усложнится, потому что часть номенклатуры ориентировалась после революции на команду Тимошенко. Но впервые со времени Майдана создан центр консолидации в Киеве для всех политиков, которые поддерживают государственные принципы. Революция переходит в сферу государственного строительства. Как ни парадоксально, в этом процессе принимали участие по разным причинам и США, и Россия.
Для России это выгодно, потому что возникает надежный партнер. Есть с кем договариваться по тарифам на энергоносители на следующий год. До сих пор такого партнера не было. Не было одного телефона, одного кабинета, одной персоны, с которой можно было вести переговоры.
Юлия Тимошенко после отставки попадает в очень сложную ситуацию: в качестве премьера она - единственна и уникальна, а в качестве оппозиции - одна из немногих. Сила оппозиционного политика в его номенклатурной позиции.
Режим Ющенко будет более авторитарным, чем это было после Майдана, до ухода Тимошенко с поста премьер-министра. Движение в сторону НАТО будет более интенсивным. Этот вопрос решается не в Киеве, а в Вашингтоне, и причем, решится в ближайшую неделю.
- Россия изменит свое отношение к Украине после отставки Юлии Тимошенко?
- Стратегия России на постсоветском пространстве состоит не в том, чтобы восстанавливать недееспособные конструкции 90-х годов, а в том, чтобы реализовать свою стратегию империи. Это стратегия транзита и энергопоставок в Европу. Именно с этим связано подписание соглашения с Германией о строительстве балтийского газотрубопровода. Риски на дне Балтийского моря значительно ниже, чем в любом из государств Юго-Востока и Центральной Европы.
- Кремль собирается изменить расчеты за газ с Украиной?
- Общая позиция, к которой Россия будет стремится в отношениях с Украиной - это полная монетизация тарифов на энергоносители и их подъем до уровня европейских. В Москве понимают, что если сегодня цену поднять в три раза - это будет означать крушение украинской экономики, системную дестабилизацию страны-соседки, которая все-таки остается союзником России. Мне, кажется, что решение проблемы посередине.
С одной стороны, цены не могут оставаться прежними. И, очевидно, в ближайшее время цены на газ могут подняться в два раза. Но если Украина форсирует вступление в НАТО, что означало бы для России крушение сложившейся инфраструктуры нашей безопасности в Европе, то ситуация изменится. И непонятно, сколько средств нужно будет вложить Москве в новую систему защиты национальных интересов, в том числе и в систему обороны страны. Россия готова обсуждать проблемы рыночных цен на газ, но не готова финансировать геополитические и оборонные импровизации Украины. Политики в духе Саакашвили не будет. Но, надеюсь, нас на этот путь не толкнут.
- Если сравнивать политическую жизнь в России и в Украине, где больше реализуется принцип разделения властей?
- Политическая система Украины не претерпела изменений со времени правления Леонида Кучмы. Она является неким идеалом вертикали власти. Украина - более унитарное государство, чем Россия. Для России такая система была бы опасной, слишком тоталитарной. Потому Российская Федерация многонациональна.
Разделение власти в Украине произойдет только после конституционной реформы. В то же время "большинство" в Верховной Раде будет иметь сильную оппозицию.
- То есть Государственная Дума и Верховная Рада не отличаются друг от друга в смысле зависимости от президентов?
- Верховная Рада при Кучме визуально, в смысле драк и блокирования трибуны, была более "демократична", чем Государственная Дума. Думаю, что политическое большинство в украинском парламенте все-таки будет поддерживать Виктора Ющенко, а не другого политика.
- В Украине может произойти разочарование в команде Виктора Ющенко?
- Переоценка ценностей Майдана уже произошла. Оранжевая революция была ничто иное, как номенклатурная сделка, которая была лигитимизирована уличными акциями. Но влияние улицы не имеет никакого значения для политической победы, если нет определенного уровня аппаратной измены. Там, где есть революция, - там всегда есть фракция изменников в аппарате. Такие силы есть во всех странах постсоветского пространства.
- Какого внешнеполитического курса ждет от Украины Россия в связи с отставкой Тимошенко?
- Оптимальный внешнеполитический курс Украины состоит в том, чтобы сохранялась ориентация на ЕС. Она более важна, чем ориентация на НАТО. Вступить в НАТО несложно, но это приведет к колоссальным проблемам, не решив ни одной политической проблемы для населения. Вступление Украины в ЕС в ближайшие годы нереально. Но этот курс может быть полезным, он создает конкуренцию для экономических проектов и экономических предложений со стороны ЕС и ЕЭП. Двувекторность внешней политики Украины не исключает глубоких отношений и с Евровостоком, и с Москвой. А ориентация на евроатлантические институты создаст для Украины проблемы.
- По вашему мнению, нынешний кризис власти может вытолкнуть Тимошенко на президентский пост?
- Может. Но только в случае тотального крушения. Не просто кризиса, а коллапса украинской экономики и политики. Тогда вполне вероятна еще одна революция, которая вбросит на Банковую кого угодно. В ситуации демократических выборов, при относительной успешности экономической политики Ющенко, у нее нет шансов стать президентом. После конституционной реформы сложиться принципиально другая картина, и после очередных выборов президент может оказаться действительно слабой фигурой.
Виктор ТИМОШЕНКО