УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Инсулиновый шок

Инсулиновый шок

Если верить заявлениям Президента, новое правительство должно быть в первую очередь командой профессионалов. Исходя из того, что главной функцией министра является управление, предположим, что именно в этом умении и должен проявляться профессионализм.

Видео дня

Зададимся риторическим вопросом: «Можно ли считать профессионалом министра, который с одной стороны не контролирует процессы в отрасли, а с другой не может (или не хочет?) вносить коррективы в порочную практику?» Ответ очевиден, если его подкрепить доказательствами. Они приводятся ниже.

Для несведущих сжато изложим суть проблемы. В 1999 году в Украине с целью выпуска отечественных инсулиновых препаратов было создано ЗАО «Индар», 70,7% акций которого владеет государство в лице ГАК «Укрмедпром». Как основной собственник, государство вложило в закупку оборудования, технологий, обучение персонала и прочие необходимые вещи около 90 млн. немецких марок. В том же 1999 году Указом Президента была утверждена Комплексная программа «Сахарный диабет», которая, в частности, предусматривает бесплатное обеспечение больных инсулином украинского производства.

Схема работы ЗАО «Индар» предельно проста и является недосягаемой мечтой для многих бизнесменов. Государство отдельной строкой бюджета выделяет средства (и не малые, например в 2005 году — 163 млн гривен) на производство и закупку препаратов. Предприятиеимеет плановые показатели реализации (ведь все потребители на учете) и операционных расходов (известно, куда и сколько доставлять). При элементарно налаженном учете и контроле, в подобных «тепличных» условиях чистую прибыль можно планировать на несколько лет вперед, и работать, не особенно заботясь о дне завтрашнем. Но вот с этим, в смысле — учетом и контролем — на «Индаре» далеко не все в порядке. В результате мы имеем дикую смесь социализма (в части производства и реализации) и капитализма (в сфере реализации схем личного обогащения).

Начнем с того, что в Министерстве здравоохранения не знают точного количества больных, нуждающихся в ежедневном лечении. Согласно представлению, направленному в апреле этого года Генеральной прокуратурой на имя премьер-министра, данные чиновников и экспертов разняться почти на 20 тысяч человек. Это приводит к тому, что ЗАО «Индар», фактически завышая данные, получает из бюджета «лишних» 27 миллионов гривен, которые затем в виде не отоваренных остатков пылятся на складах. В том же представлении ГПУ говорится о зафиксированных остатках по отдельным видам инсулина на сумму более чем в 32 млн. гривен. Это, так сказать пережиток социализма: мое дело произвести, а там хоть трава не расти.

Не менее занимательные факты вскрываются, когда начинаешь присматриваться к тому, не мелькнет ли где жадная «акулья пасть» капитализма. Обратимся в начале к показателям финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Индар». Сделаем, так сказать, грунтовку холста для более качественной прорисовки деталей. Итак, по итогам 2004 года выручка предприятия составила 74 412 тыс грн против плановой в 124 950 тыс грн. При этом еще раз напомним, что, к сожалению, инсулиновому рынку не грозит резкое падение потребительского спроса, напротив, он имеет стойкий 10-15% ежегодный прирост своей емкости. Падение выручки удивительным образом совпадает с резким увеличением операционных расходов — 11 173 тыс. грн, вместо запланированных 5 850 тыс. грн.В целом, по подсчетам профильных специалистов ЗАО «Индар» в прошлом году с одной стороны искусственно занизил прибыль как минимум на 5 млн гривен, а с другой, также искусственно (а скорее — искусно) завысил расходы на 7,4 млн грн.

Из чего сложились стольнепредвиденные и баснословные расходы? Например, из очень обтекаемой по формулировке статьи «на гуманитарную и финансовую помощь». Гуманизм обошелся ЗАО «Индар» почти в 2,3 млн гривен. Еще более замечательная статья расходов — «на командировки и зарплату отделу сбыта и маркетинга» — потянула еще на 1 млн грн. За такие деньги можно было бы переписать поименно каждого нуждающегося в инсулине, между тем, напомним, что расхождение в оценке составляет почти 20% от общего числа нуждающихся. Куда ездили «индаровцы» и каким маркетингом они занимались, совершенно не понятно?! Ну и, наконец, безусловный лидер расходных статей — затраты на полиграфическую продукцию — почти 6,8 млн грн. Это у предприятия, «клиентов» которому поставляет сама жизнь, а деньги на производство дает государство!!! Хотелось бы узнать, кто является целевой аудиторией, например, для брошюры о предприятии, цена которой (48 грн) приближается к стоимости новой книги о «Гарри Поттере» на Петровке? И на каком раритетном папирусе отпечатан каталог продукции,стоимость которого потянула аж на 53 с полтиной гривни?

На подобный «качественный» грунт, дающий представление об общей атмосфере царящей на и вокруг предприятия, хорошо ложатся красочные детали, живописующее подробности жизнедеятельности руководства ЗАО «Индар» и «крышующих» его чиновников из Минздрава. Мы опускаем утомительные подробности хозяйственных и арендных отношений между многочисленными «индаровскими дочками», офисы которых подчас находятся на разных этажах «отцовского» офиса. Наверное, для удобства их владельцев, одновременно сидящих в нескольких креслах?!

Поговорим о «роялти» — выплатах авторам используемых патентов. В 2004 годуобщая сумма подобных вознаграждений составила 1,9 млн грн. Собственниками же патентов являются:

г-н Рыбчук (ныне замминистра здравоохранения, курирующий отрасли химико-фармацевтической промышленности Украины);

г-н Стефанов (на момент регистрации препаратов инсулина ЗАО «Индар» — директор ДП «Фармакологический центр Министерства здравоохранения Украины», специализированного учреждения, отвечающего за регистрацию лекарственных средств в Украине),

г-н Тронько (на момент регистрации препаратов инсулина ЗАО «Индар» — сопредседатель экспертной комиссии Госфармцентра Минздрава, которая давала разрешение на регистрацию «индаровских» препаратов),

г-н Корпачев (на момент регистрации препаратов инсулина ЗАО «Индар» — сопредседатель экспертной комиссии Госфармцентра Минздрава, которая давала разрешение на регистрацию «индаровских» препаратов);

И, наконец (почти по М.Задорнову: «Тихо! Собрались»»), специалист в сфере урологии, г-н Возианов-младший (попадание которого в столь досточтимый коллектив обусловлено наличием папы, который на момент регистрации препаратов инсулина был Президентом АМН Украины).

Представляется, что с данным перечнем можно идти в Генеральную прокуратуру с просьбой о проверке фактов коррупции. Кстати, уже открытых уголовных дел в отношении ЗАО «Индар» тоже хватает. Есть, например, дело о контрабанде сырья из России. Есть и по другому факту, который иначе как «беспределом» не назовешь. На ЗАО «Индар» производили переработку просроченных лекарств, которые после снова направлялись больным. Подобная практика категорически запрещена во всем цивилизованном мире и уж тем более она не применима по отношению к препаратам, качество которых изначально вызывает сомнение.

Изложенных фактов достаточно для того, чтобы получить полноценную картину, происходящего в отрасли, которая входит в сферу компетенции Министерства здравоохранения. К сожалению, при желании нечто подобное можно откопать и во многих других «подшефных» министерству областях, что фактически выносит приговор и.о. министра здравоохранения как профессионалу. Увы, но профессионализм врача не может заменить квалификацию управленца. И если сам уважаемый Николай Ефремович не понимает этого, надеемся на то, что найдутся ответственные люди, которые смогут деликатно показать выдающемуся нейрохирургу к чему приводит утрата контроля за работой отдельных органов того, что в принципе должно функционировать как единый организм.