Правоохранители обеспокоены резким увеличением преступлений против детей

Правоохранители обеспокоены резким увеличением преступлений против детей

Насилие в семье в его различных формах приобрело в Украине такие масштабы, которые угрожают безопасности общества и личности. Всего от разнообразных противоправных действий со стороны взрослых в этом году пострадало около семи тысяч детей, причем за такой же период прошлого года эта цифра была почти вдвое меньше.

Недавнопервый заместитель ми­нистра внутренних дел Украины Геннадий Москаль заявил, что его очень беспокоит тенденция резкого увеличения преступлений против детей. И упомянул случаи, когда в селе Незабудино Днепропетров­ской области местный житель уто­пил в колодце своего трехмесячно­го сынишку, а в Мелитополе отчим убил трехлетнюю девочку и закопал в огороде. Ужасно и то, что нередко родители (изверги!) насилуют своих 4—5-летних детей.

Разумеется, насилие в семье — явление не специфически украин­ское, оно универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлени­ях оно существует во всех без ис­ключения странах, независимо от их общественного и государствен­ного строя.

В нашей державе маленьких со­граждан от рукоприкладства, обид и унижений призваны защищать такие нормативные акты, как Кон­венция «О правах ребенка», рати­фицированная Украиной в 1991 го­ду, Законы «О предупреждении на­силия в семье», «Об охране дет­ства», национальная программа «Дети Украины», не говоря уже о Конституции, Уголовном и Адми­нистративном кодексах. Предупре­ждать насилие В семьях обязаны чиновники из структур исполни­тельной власти, работники учреж­дений опеки и попечительства, центров медико-социальной реаби­литации... Так почему же это зло так густо расцвело? Может, законы плохие? Или хромает профилакти­ка насилия?

— Корни проблемы жестокости в семье далеко уходят в прошлое, в нашу ментальность и усугубляются бедственным положением многих украинских семей, — рассказывает первый заместитель начальника Департамента криминальной ми­лиции по делам несовершеннолет­них МВД Украины Владимир МУЗЫКА.

— Внашей стране из­вестно о существовании около двух миллионов неполных и проблем­ных семей, где взрослые постоянно пребывают в поиске работы, куска хлеба для себя и своих детей, в них проживают более 150 тыс. подрост­ков, официально считающихся не­благополучными.

Всего от разнообразных противо­правных действий со стороны взрослых в этом году в Украине по­страдало около семи тысяч детей, причем за такой же период прошлого года эта цифра была почти вдвое меньше.

Обычно чаще всех страдают от домашней тирании детки в возрас­те до десяти лет. Каждый третий из них не учился в школе — то ли родители не пускали, заставляя бродяжничать и просить милосты­ню, то ли просто не в чем было посещать занятия. Ежегодно в Украине правоохранители возбуж­дают около 300 уголовных дел по поводу насилия над детьми со сто­роны родственников — родителей, братьев, сестер, бабушек и деду­шек. Но эти данные — вершина айсберга, ведь не каждая семья выносит сор из избы.

Да что там говорить о родне, если даже на учителей в милиции заводились серьезные материалы — де­тей преподаватели избивали, за­ставляли их работать на своих ого­родах и стройках, издевались, внед­ряя в школьный быт что-то наподо­бие армейской дедовщины.

— Мы часто проводим рейды, от­работки и нередко с ужасом обна­руживаем, что ребенок, которому 7—8, а то и все 15 лет, не только не ходит в школу, но у него даже нет свидетельства о рождении! — про­должает Владимир Николаевич. — Причем это в Киеве, а что тогда мо­жет твориться в провинции, в глу­хом селе?!

...В одну из августовских ночей на Закарпатье подвыпивший му­жик убил своего пятимесячного сына. Накануне трагедии он весь день пропьянствовал с соседом. Вернулся в хату очень поздно, поднял на ноги уже спящую со­жительницу, которая тут же зака­тила скандал. От шума проснулся малыш и стал плакать. Мужик вспылил и боксерскими приема­ми решил угомонить и жену, и младенца. Мальчик побоев не вы­нес и умер тут же на руках у мате­ри. Осознав весь ужас сотворен­ного, верзила попытался было спрятаться у родичей, но милиция нашла детоубийцу и надела на не­го наручники. Вскоре выясни­лось, что подследственный три го­да назад был судим за растление малолетних.

Кстати. В Украине с начала года было вынесено около двух тысяч официальных предупреждений и 300 защитных предписаний люби­телям поиздеваться над малолетни­ми домочадцами.

Вкратце коснемся темы сексу­ального насилия. В этом году воз­буждено около 30 уголовных дел за половые отношения с несовершен­нолетними и почти 130 — за семейный разврат с участием детей. При­чем средний возраст жертв —12—13 лет. Так, в Фастовском районе сто­личной области за систематическое сексуальное насилие 12-летней падчерицы недавно осудили 36-лет­него тракториста, который в тече­ние длительного периода имел по­ловую связь с приемной дочерью. Но в ходе следствия жертва по не­понятным причинам отказалась да­вать показания, заявив, что... любит отчима и будет ждать, пока тот вер­нется из тюрьмы! Причем сожи­тельница тоже простила своего гражданского супруга и в слезах просила строго его не наказывать.

— Чтобы надругаться над ребен­ком, не обязательно его избивать, — поясняет Владимир Музыка. — Многим детям просто не дают по­есть, не лечат. Иногда диву даешься, когда привозят детишек из притонов —исхудавших, покры­тых язвами и вшами, и думаешь, как они вообще смогли выжить? Уголовный кодекс довольно суров в отношении насильников. Но, ви­димо, он им не страшен. Статья 166 УК предусматривает, что за злостное неисполнение родителя­ми своих обязанностей по уходу за ребенком, что привело к тяжким последствиям, следует наказание в виде ограничения свободы на срок от двух до пяти лет, или направле­ние в колонию на тот же срок. Все­го за семь месяцев в Украине по данной статье в отношении горе-родителей возбуждено около 400 уголовных дел.

Геннадий КАРПЮК, «Киевские Ведомости»

www.kv.com.ua