Олесь Доний, председатель Центра исследования политических ценностей:
Я не разделяю бытующего среди многих политологов мнения о том, что в будущем парламенте “Нашей Украине” вряд ли будет принадлежать большинство, и поэтому Президент Виктор Ющенко, по-видимому, постарается дестабилизировать политическую обстановку, не даст Верховной Раде сформировать правительство и воспользуется своим конституционным правом роспуска Рады. Разобщенность “оранжевых” делает более вероятным союз Ющенко и Януковича или Тимошенко и Януковича, чем союз Ющенко и Тимошенко. Им легче договориться со своими политическими противниками, чем между собой. Именно это обстоятельство может помешать созданию парламентского большинства, которое бы взяло на себя ответственность за ситуацию в стране, назначило премьера и утвердило новое правительство. Больше всего шансов возглавить парламентско-правительственную коалицию имеют так называемые технические кандидаты вроде Юрия Еханурова или Анатолия Кинаха, т.е. политики с имиджем “менеджеров” и без амбиций, возглавляющие свои собственные политические проекты.
Что касается Юлии Тимошенко, то у нее больше шансов стать президентом на всенародных выборах, чем возглавить Кабмин. Слишком уж она сильная и непредсказуемая личность. Эти качества, скорее всего, напугают финансово-промышленные группы, которые будут стоять за парламентскими фракциями. Таким ФПГ будет проще договариваться с Ющенко (а значит, и с его НСНУ). Когда Тимошенко столкнется с такой перспективой, она направит свою безудержную энергию на инициирование досрочных или президентских, или парламентских выборов.
Предположения же о возможном роспуске Верховной Рады Президентом Ющенко основаны на том, что часть полномочий главы государства с 1 января 2006 г. отошла к парламенту. После гипотетического разгона Рады перед новыми выборами, как считается, сторонники Ющенко оспорят политреформу и выиграют дело в Конституционном Суде. И все вернется на круги своя. Президент сохранит свои полномочия. Можно будет проводить новые выборы в парламент, от которых, как и раньше, мало что будет зависеть. Так, например, премьера и министров по-прежнему будет назначать Президент.
Сторонники версии разгона “неуправляемого” парламента указывают на то, что в списках “Нашей Украины” нет ближайших соратников Ющенко, которые почему-то вдруг решили не идти в Раду. Там нет главы Секретариата Президента Олега Рыбачука, министра внутренних дел Юрия Луценко, министра обороны Анатолия Гриценко, первого заместителя главы Секретариата Ивана Васюника. Не вошла в первую сотню списка давний друг Президента Вера Ульянченко. Это расценивается как знак того, что Президент собирается дискредитировать и распустить новый состав Верховной Рады.
Но, по моему убеждению, роспуска парламента не будет. Вместо этого нас ждет дискредитация парламентской модели управления страной как таковой. Этому, кстати, сегодня способствуют многие политические силы, не только “Наша Украина”, которые по российской модели управления популяризуют веру в доброго батюшку царя и критикуют идеи парламентаризма и местного самоуправления. На этих настроениях и решили сыграть пропрезидентские политики.
Советник Президента Украины политолог Сергей Телешун выдвинул идею проведения референдума по вопросу конституционной реформы. Еще раньше, в бытность свою Госсекретарем, эту же идею запускал Александр Зинченко. Причем Телешун уже пробует на прочность общественное мнение и говорит, что если “Нашей Украине” не удастся создать в парламенте пропрезидентскую коалицию, необходимо будет обратиться в Конституционный Суд и уже с его помощью отменять политреформу.
Независимо от того, чья команда находится у власти — Кучмы или Ющенко, как мы видим, тенденция остается прежней — рост властных полномочий Президента. В общественной жизни усиливается политизация, что закономерно во время выборов. Это означает, в частности, усиление роли местных советов, выборы в которые также пройдут на пропорциональной основе, т.е. по партийным спискам. Я не согласен с тезисом, что это повредит местным советам и они станут хуже. Они станут другими. В них станет больше политиков.
Еще одна новая для Украины ситуация — вне стен Верховной Рады после выборов окажется масса известных политиков. Многие из них сегодня возглавляют ту или иную партию и считают, что преодолеют 3%-ный барьер. Причем я не говорю о тех, кто находится, как говорится, на грани проходного барьера. А это блоки Виталия Кличко, Юрия Костенко, Леонида Кравчука, Инны Богословской, Виталия Кононова. Я говорю о блоках Александра Зинченко, Юрия Кармазина, Валерия Коновалюка, Михаила Сироты, Валерия Пустовойтенко, которые, по моим прогнозам, в парламент не пройдут. Не попав в Раду, эти яркие личности вынуждены будут искать себя в политической жизни: или идти на поклон к Президенту, или превратиться в политиков вне стен парламента.
Потенциальных народных избранников в проходной части списков ведущих политических сил можно разбить на три условные категории — три “Б”.
Первая “Б” — “бюрократы”. Это партийная бюрократия. С пропорциональными выборами ее роль усилится. Как заметил политолог Андрей Ермолаев, выборы будут не в марте 2006 г., они уже прошли во время формирования и оглашения партийных списков, в которые как раз и вошла партийная бюрократия. В дальнейшем она будет следить за голосованием своих фракций в Раде. Напомню, что многие депутаты, нарушая Конституцию, сдают свои карточки перед голосованием. Так вот, партийные бюрократы — это те, кому депутаты сдают свои карточки, и кто потом незаконно голосует.
Вторая “Б” — “балеруны”. Как известно, значительная часть кандидатов в депутаты, представленных в списках партий, — это спортсмены, артисты, другие известные люди, задача которых — привлечь внимание к партии. Но сюда можно отнести и тех, кто не голосует, а сдает свои карточки, каким бы известным политиком депутат ни был.
Третья “Б” — “бизнесюки”. Это те бизнесмены, для которых депутатский билет — такой же символ, каким раньше был Parker или Lexus. Теперь модно быть народным избранником. Они будут в Раде “решать вопросы”. И это будет настолько показательно, настолько ярко и непрофессионально, что Президенту останется только это подчеркивать, и такой парламент ему незачем будет распускать. Наоборот, ему будет выгодно сохранять и как можно дольше всем показывать такую Верховную Раду, которая не сможет сформировать коалицию и о чем-либо договориться. И в это время Ющенко будет не де-юре, а де-факто перетягивать на себя полномочия. Ведь авторитарному президенту совсем не обязательно быть им де-юре. Ему вполне достаточно быть им де-факто.
Если же Ющенко пойдет на роспуск Рады и новые выборы, тогда на фоне разочарования избирателей в распущенном и переизбранном парламенте уже точно образуется антипрезидентское большинство, которое устроит Виктора Ющенко гораздо меньше, чем возможная нынешняя коалиция с Виктором Януковичем. К сожалению, при таком раскладе Украину может ожидать общая дискредитация идеи парламентаризма и востребованность населением авторитарных методов управления.
"Бизнес"
www.business.ua