Роман Безсмертный: «Во время революции Тимошенко убеждала всех, что Януковичу нужно предложить должность премьера»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
У Романа Безсмертного сейчас горячая пора. Руководить избирательной кампанией в такой сложный политический период – дело не из легких. Однако Роман Петрович нашел время, чтобы прокомментировать для читателей «БЦ» последние политические события.
– Событие прошлой недели – отставка правительства. Как вы ее оцениваете?
– Все, что происходило в парламенте в течение недели, – бессмыслица. Это первые плоды конституционных изменений. Юридически отставки правительства не было и оно работает без всяких приставок «и. о.». По-прежнему проходят заседания Кабмина, принимаются необходимые решения.
– Но 250 депутатов проголосовали за отставку правительства Еханурова...
– Я бы, скорее, это голосование назвал днем рождения нового парламентского союза. Его уже очень удачно нарекли – ТЛЯ (Тимошенко, Литвин и Янукович). То есть те, кто сначала своими вояжами в Москву создали газовую проблему, а затем планировали решить ее сами. Однако просчет в одном: они не ожидали, что правительство Еханурова этот вопрос решит. После Рождественских праздников ТЛЯ опомнилась и надумала отправить правительство в отставку.
– Не кажется ли вам, что эта отставка была давно спланирована?
– Нет. С самого начала было ясно: все, что делалось в парламенте, делалось не против правительства, а против Президента. И этот шаг – это не шаг против «Нашей Украины» или первого номера ее избирательного списка. Это шаг против Президента. Президент должен это осознать и дать адекватный ответ.
– Президент после этих событий послал циркуляр губернаторам, как действовать в сложившейся ситуации. Что означает этот шаг?
– Этот шаг свидетельствует о том, что Президент готов взять на себя ответственность. Он не может не реагировать на сложившуюся ситуацию.
– А если Верховная Рада отзовет свое решение, как это предлагает сделать Президент?
– Как она поступит, это ее дело. У нас уже были случаи, когда Сергея Тигипко снимали с должности главы Нацбанка, а Януковича отправляли в отставку. Несмотря на то, что это принималось одним решением, первый остался председателем НБУ, второй был отправлен в отставку. То есть решение, принятое сейчас Верховной Радой, – это венец абсурда и венец возможной дискредитации внесения изменений в Конституцию.
– Насколько все эти события бьют по «Нашей Украине»?
– Почему бьют? Добавляют! Только в выходные прошли веча на площадях Львова и Ивано-Франковска. Люди всегда все понимали. Одно дело – дать возможность украинцам отпраздновать в тепле Новый год, другое – вернуться с рождественских каникул и начать делить трубу. Как по мне, позиция Тимошенко, Литвина и Януковича – это измена национальным интересам.
– Очевидно, что нынешняя ситуация повлияет на расстановку сил в будущем парламенте. С кем теперь «Наша Украина» будет создавать большинство? Возможно ли возобновить отношения с Тимошенко?
– Я окончательно убедился, что политические союзы с такими личностями, как Тимошенко, или невозможны, или возможны только при условиях четкой регламентации, определения плана действий, внутренней процедуры и т. п. С каждым таким шагом, предпринимаемым Тимошенко, возможность создания «оранжевого» блока уменьшается. Но я ее не отвергаю, потому что такой блок естественен. То, что Тимошенко сейчас пошла на заговор с Литвином и Януковичем, породив блок под названием ТЛЯ, является свидетельством конъюнктуры ее позиции. Я к этому явлению отношусь как ко временной позиции самой Тимошенко. Она очень болезненно переживала свою отставку. Ей хотелось досадить Президенту и она нашла способ: заключила союз с Литвином и Януковичем. Думаю, оба прекрасно понимают, что стабильного союза с Тимошенко быть не может. Но это должны понимать и мы. И если идти с ней на какие-то договоренности, то лишь при условии четкой регламентации отношений.
– Нынешняя ситуация доказывает, что у будущего парламента тоже возникнут проблемы со стабильностью. Какой может быть выход?
– У следующего парламента есть два варианта развития событий: либо восстановление «оранжевой» команды, либо роспуск.
– Но Президент на своей последней пресс-конференции в прошлом году сказал, что этого не может быть...
– То, что произошло сейчас, является свидетельством непонимания авторами отставки положений Конституции, вступившей в действие. А значит, говорить о каких-то прогнозируемых, стабильных связях, структурированном взаимодействии в системе организации власти невозможно.
– Но ведь эта мина была заложена в Конституции, когда принимались изменения?
– Не хочу их касаться по простому принципу. Они вступили в действие, я должен их выполнить. Кроме того, нужно вспомнить, как они принимались: Ющенко фактически должен был выбирать между изменениями к Конституции и жизнью людей на Майдане. А что касается текста, то, когда писались эти положения, я предупреждал их автора Александра Мороза и других, что они продуцируют нежизнеспособные нормы. Следующей подножкой будет назначение кандидатуры премьер-министра по новой процедуре. Она невозможна.
– Тем более при такой расстановке политических сил...
– А такая расстановка вообще загоняет ситуацию в тупик. Премьер-министра нельзя назначить по этой процедуре.
– Если вернуться к конституционным изменениям. Какие в этой ситуации могут быть инициативы, чтобы гармонизировать деятельность ветвей власти?
– Можно действовать несколькими способами. Первый – распустить парламент. Второй – садиться и договариваться. Третий – провести выборы, после чего сформировать правительство (но его формирование будет не менее сложным, чем нынешняя отставка). Еще один вариант – создать Конституционную комиссию и думать над корреляцией тех изменений, которые уже вступили в силу, и тех, которые еще будут вноситься. Не могут нормы Конституции без конца порождать проблемы, как это происходит сегодня.
– Как вы относитесь к идее референдума об изменениях к Конституции после парламентских выборов?
– И такой вариант возможен.
– Но отсутствует законодательство о проведении референдума...
– Выход на всеукраинский референдум с новым проектом Конституции тоже возможен. Решение этой проблемы путем создания Конституционной ассамблеи тоже возможно. Создание конституционной комиссии тоже возможно. К счастью, есть множество вариантов, но нет воли, чтобы запустить тот или иной механизм.
– Но надо думать о последствиях для страны в целом. У нас и так много проблем...
– Сегодня я бы назвал два института, которые остаются стабильными и продолжают работать: это всенародно избранный Президент и граждане. Этого достаточно, чтобы власть функционировала. Я не вижу катастрофы с точки зрения управления процессом. К счастью, Конституция выписана так, что когда парламент бессилен, работает Президент, правительство. Не может работать правительство – взаимодействует Президент и парламент. Проблема заключается в другом, и я еще раз это подчеркиваю: есть полное непонимание того, какие положения вступили в силу. И это трагедия.
– Как вы оцениваете решение Президента отозвать свою подпись под Меморандумом о сотрудничестве власти и оппозиции?
– Часть парламента весьма своеобразно трактует новую Конституцию, вступившую в действие. Фактически были нарушены договоренности, по которым приоритетными стали интересы Украины, а не чьи-то узкие интересы и амбиции. После прошлогодних революционных событий Президент Виктор Ющенко пошел на подписание меморандума с Януковичом только ради одного – объединения Украины. Это было сложное решение. А теперь, после этого предательства, совершенного абсолютно бессмысленно, невозможно предпринимать какие-либо шаги, связанные с примирением наших политических сил. Отзыв подписи под меморандумом свидетельствует, что Президент готов в критических ситуациях действовать решительно и адекватно. И даже распустить парламент.
– Зачем тогда было вообще подписывать этот меморандум?
– Что такое меморандум, подписанный Президентом и оппозицией? Это попытка где-то в перспективе увидеть консенсус в политике. Потому что есть более высокие интересы, нежели наши внутренние. Вот интересы обеспечения газом – это высокие интересы. А когда страна в вопросе о газе разделилась на тех, кто с Президентом и правительством, и тех, кто против, стало понятно: ТЛЯ паразитирует. ТЛЮ надо уничтожать двумя путями: с помощью муравьев, то есть рабочей силы, и божьей коровки. Иначе ТЛЯ загубит все. Я в очередной раз убедился в авантюрных действиях Тимошенко. Я вспомнил, как ночью в ноябре позапрошлого года она убеждала всех, что надо отозвать иск из Верховного Суда и предложить Януковичу должность премьер-министра. Если этого кто-то не понимает...
– А Президент понимает?
– Мне кажется, что он прекрасно понимает, что ТЛЯ есть ТЛЯ.
– Аналитики обратили внимание на то, что многие вещи, за которые критиковали правительство Еханурова, принимая решение об отставке, фактически были заложены еще правительством Тимошенко...
– Мне легко об этом говорить, поскольку я знаю, что закладывалось. Слава Богу, что хоть в сентябре пришел Ехануров. Потому что если бы тянули еще пару месяцев, то сейчас бы так бабахнуло...
– Вы имеете в виду экономическую ситуацию?
– Да. После прихода правительства Еханурова начался рост ВВП. Главной причиной падения ВВП было администрирование рынка. Об этом я неоднократно предупреждал на заседаниях правительства. Тимошенко лично топталась по рынку. Как только влезли туда не со скальпелем, а с лопатой, так сразу и наломали дров. Валить экономику легко, останавливать падение и раскручивать труднее. Не случайно Президент в конце прошлого года говорил, что в 2005-м бюджет был социальным, в 2006 году он должен стать бюджетом развития.
– Но все-таки что-то хорошее за этот год произошло?
– Конечно, и многое. Были введены в действие социальные программы, программы в сфере жилищного строительства, поддержки местного самоуправления и т. д. Правительство Еханурова сегодня активно поддерживает бизнес.
– А если говорить не только об экономике?
– Я не вижу ультранегативных процессов. Наоборот, везде позитивная динамика. Мы получили шанс свободно работать. Надо совместными усилиями двигаться дальше.