Конкурс, которого не было

Конкурс, которого не было

Зять экс-президента не хочет расставаться с НЗФ

20 января текущего года Верховный суд Украины признал конкурс по приватизации Никопольского ферросплавного завода незаконным. Решение обжалованию не подлежит. Таким образом, многострадальный стратегический объект наконец возвращается законному владельцу - государству.

Однако олигарх В. Пинчук, привыкший во времена правления тестя Л. Кучмы, что ему все позволено, никак не желает признать свершившийся факт.

Обо всем этом и шел разговор на пресс-конференции, проведенной в УНИАН официальными защитниками государства, партнерами адвокатской фирмы «Пукшин и партнеры» Р. Кирилюком и П. Ельником, а также начальником отдела юридического департамента ФГИУ Н. Панченко и представителем последнего И. Назаровой.

Вышеупомянутое решение ВСУ всеми участниками брифинга признано имеющим огромное значение для дальнейшего формирования цивилизованной судебной практики в государстве.

Отказать не осмелились

Высшая судебная инстанция страны установила: конкурса, как такового, не было вообще. А что же было?

Тогдашнему и. о. председателя Фонда госимущества М. Чечетову (кстати, сей факт он лично признал на допросе в МВД, что официально подтвердил министр Ю. Луценко) позвонил Л. Кучма. И попросил принять народного депутата В. Пинчука, выслушать его и, по возможности, прислушаться. Сановный гость хотел получить стратегическое украинское предприятие, гордость национальной промышленности... в личную собственность.

Само собой, отказать ему не осмелились. Что и понятно, особенно если учесть: за уступчивость М. Чечетову пообещали кресло главы ФГИУ.

Против откровенного грабежа выступили парламентарии, журналисты, юристы, независимые эксперты. Несколько раз собиралась Специальная контрольная комиссия по вопросам приватизации Верховной Рады. Однажды на заседание пригласили даже представителей СБУ. Увы, все было тщетно...

Чтобы придать происходящему видимость законности, создали концерн «Приднепровье» (он на момент приватизации ни разу не сдавал отчетности!). В нарушение квалификационного требования о трехгодичном опыте управления структуру, хотя ей была всего-то пара месяцев от роду, допустили к так называемому конкурсу, условия которого выписали так (разве что размер обуви не указали!), что победил только В. Пинчук. Злые языки небезосновательно утверждали: их писали вовсе не в Фонде.

Как бы там ни было, шестерых потенциальных покупателей, в нарушение принципов прозрачности и состязательности, к тендеру не допустили. И провели его вопреки нормам права. Ибо на тот момент действовало судебное определение, запрещающее любые операции с ценными бумагами завода, в том числе и проведение конкурса по их продаже. А вскоре последний, 25-процентый, пакет акций... зятю просто подарили. В результате бюджет недополучил более полумиллиарда (!) гривен.

Став владельцем НЗФ, В. Пинчук тут же внедрил теневые и полутеневые схемы, наподобие толлинга, перестал закупать отечественную руду. А еще начал работать по давальческой схеме. Это когда по документам сырье ввозится только на переработку, а готовая продукция забирается «давальщиками». Суть операции заключается в том, что «давальщик»-посредник - подставная структура того же В. Пинчука. Следовательно, украинские рабочие и, соответственно, бюджет получают копейки за самую тяжелую и черновую работу. А купоны стрижет... вы уже догадались кто.

Что касается модернизации, то, к примеру, начиная со второго квартала 2005 г. на предприятии не осуществили ни одного (!) капитального ремонта печей.

Что привело к значительному ухудшению их эксплуатационных характеристик. Ясно, как божий день, что очередной временщик изо всех сил выжимает из производства все соки.

«Приднепровье» -мыльный пузырь

И накануне вышеупомянутого суда, и после него по поводу «Приднепровья» в прессе развернулась небывалая по своей масштабности и агрессивности пиар-компания под девизом «Никопольскому ферросплавному - мировое соглашение». Которую, к слову, Фонд госимущества небезосновательно расценил как плохо прикрытое вне-процессуальное давление на судей.

Что же касается самой «инициативы», то на пресс-конференции прозвучали просто-таки шокирующие заявления.

Во-первых, подчеркнула представитель ФГИУ И. Назарова, обсуждая горячую тему, В. Пинчук так и не направил в Кабинет министров какое-либо предложение на этот счет. Получается, много шума и... ничего. А может, именно такую цель олигарх преследовал?!

Второй месседж вообще вправе претендовать на сенсацию месяца. Ибо, по данным Генеральной прокуратуры Украины, в штате «эффективного управляющего» концерна «Приднепровье» числится... один-единственный человек. Это - главный бухгалтер. Надо полагать, нужен он исключительно для того, чтобы время от времени составлять отчеты, дабы не привязались налоговые службы. Что касается некоего председателя правления, то он предусмотрительно сложил свои полномочия еще год назад.

- Так с кем государство должно заключать мировое соглашение? - риторически вопрошала на пресс-конференции И. Назарова.

В самом деле, с кем? Неужели с никому не известным счетным работником? Хитро задумано, не правда ли? А вдруг под психологическим прессом правительство Дрогнет и подмахнет договор, по сути, с конторой «Рога и копыта»? Каков тогда спрос с В. Пинчука, который, конечно же, не преминет выжать из предприятия последние соки?

Из того же разряда «мыльных пузырей» и «страшилки» адвокатов неугомонного олигарха вроде обращения в Страсбургский суд и намеков на якобы имевшие место прецеденты. Да, они были, не скрывали правды организаторы пресс-конференции, но... по совершенно иным обстоятельствам. Как видим, и здесь желаемое выдается за действительное...

Николай СУХОВ, «Комсомольская Правда»

www.kp.kiev.ua