В суде по делу Гонгадзе будут 'дни открытых дверей'
Украинская Фемида до предела усложнила возможность освещать самый громкий судебный процесс Украины — суд над убийцами Георгия Гонгадзе. Однако видимость открытости процесса все же сохранена.
Апелляционный суд Киева решил проводить в закрытом режиме заседания по делу об убийстве журналиста, на которых будут допрашиваться обвиняемые. Такое решение приняла коллегия суда, рассмотрев ходатайства представителей Генеральной прокуратуры и обвиняемого Николая Протасова о необходимости проводить рассмотрение в закрытом режиме. Представители Генеральной прокуратуры отметили, что в ходе рассмотрения дела могут быть озвучены факты, имеющие отношение к государственной тайне. В свою очередь, адвокат Протасова заявил, что его подзащитный болеет и плохо реагирует на видеосъемку судебного заседания.
Также суд решил провести в закрытом режиме заседания, на которых будут оглашаться обвинительные заключения, допрашиваться свидетели, в показаниях которых может содержаться информация, по закону относящаяся к государственной тайне. Также закрытыми станут заседания, на которых будут исследоваться отдельные документы с информацией, относящейся к государственной тайне. Все остальные судебные заседания пройдут в открытом режиме.
Кроме того, суд запретил фото-, видео- и телесъемку в ходе открытых судебных заседаний, посчитав, что это может повлечь нарушение прав участников процесса и помешать объективному рассмотрению дела. Съемка будет разрешена только при оглашении окончательного решения по делу. Вместе с тем журналистам разрешается присутствовать на открытых заседаниях, делать письменные пометки и пользоваться диктофонами.
В то же время суд отклонил ходатайство адвоката Леси Гонгадзе — Андрея Федура — относительно вызова в качестве свидетелей по этому делу бывшего майора Госохраны Николая Мельниченко и экс-президента Леонида Кучмы. Адвокат также требовал вызвать в суд экс-председателя СБУ Леонида Деркача, председателя Верховной Рады Владимира Литвина, заместителя генпрокурора Виктора Кудрявцева, председателя
Верховного суда Василия Маля-ренко, депутата Григория Омельченко и президента Виктора Ющенко.
Судья объяснила свое решение тем, что считает такое ходатайство преждевременным. Впрочем, но она не исключила возможности вызова свидетелей во время последующего судебного разбирательства.
После этого судья объявила, что стадия предварительного рассмотрения завершена и в дальнейшем заседание будет проводиться в закрытом режиме, так как начинается рассмотрение дела по сути.
«Я имел встречу с Николаем Мельниченко, он подтвердил, что готов прийти в суд и дать свидетельства по фактам, отмеченным в его записях, — сказал Федур, обращаясь с требованием вызвать вышеназванных должностных лиц в суд. — На записях, сделанных в кабинете Кучмы, зафиксирована информация о совершении неправомерной деятельности против Георгия Гонгадзе. На том же чипе через буквально две минуты зафиксирован другой разговор на другую тему между Кучмой и Виктором Ющенко».
По мнению Федура, присутствие Ющенко необходимо для подтверждения факта разговора с Кучмой для того, чтобы доказать подлинность разговоров Кучмы с другими высокопоставленными должностными лицами. По словам адвоката, у него есть информация, что СБУ в 2000 г. осуществляла параллельную с МВД слежку за Гонгадзе. Однако материале по этой операции были уничтоже ны. Федур требовал пригласит! Деркача для подтверждения илр опровержения этой информации, г если материалы не уничтожены вытребовать их у СБУ.
Что касается Кудрявцева, то его адвокат хотел бы спросить с «внезапном» исчезновении генерала Алексея Пукача. «По моей информации, Кудрявцев лично бегал к руководству Апелляционного суда с просьбой освободить Пукача. Надо узнать, кто давал ему такие указания и давал ли Апелляционный суд согласие освободить Пукача после просьбы Кудрявцева», — сказал Федур в интервью «Украинской правде».
Ранее Федур высказал предположение, что дело об убийстве журналиста может пойти на дополнительное расследование. По его мнению, это обусловлено не только тем, что не привлечены к ответственности заказчики и организаторы преступления, а наличием «серьезных претензий» к обвинению.
При наложенных судом ограничениях на освещение процесса масс-медиа вряд ли смогут воссоздать целостную картину судебного разбирательства. Очень знаменательно, что судебное решение о том, что значительная часть заседаний по делу Гонгадзе будут проходить за закрытыми дверями, было принято в день годовщины инаугурации Виктора Ющенко. Президент, как известно, назвал раскрытие этого преступления и доведение его до суда делом своей чести. Только дать теперь объективную оценку тому, насколько президент сдержал свое слово, будет крайне сложно.
Андрей КАРАФКА, «ВВ»
www.vv.com.ua