«Я не хочу быть Героем Украины, не ценит героев моя страна», — пел со сцены Майдана лидер гурту «Тартак» Сашко Положинский. И в одном оказался неправ. Ценит, еще как ценит — даже если героями лауреатов этого высокого звания можно назвать лишь с большой натяжкой.
Раздавать престижных «слонов» президенты Украины любят к большим праздникам. Ко Дню Независимости, к годовщине собственной инаугурации... Не стало исключением и 23 января нынешнего года: президент Виктор Ющенко собственными указами создал Украине двух ее героев — певицу Нину Матвиенко и народного депутата Ивана Сподаренко. Чем в который раз подтвердил: стране нужно незамедлительно «кохатися», так как героев ей катастрофически не хватает.
Когда слышишь словосочетание «Герой Украины», перед воображением предстает образ гиганта духа, который собственными геройскими поступками вывел свою страну на новые горизонты. Однако сухие строки многочисленных президентских указов каждый раз вынуждают напрягать ум, вспоминая, а что же такого тот или иной новоиспеченный лауреат на самом деле сделал для создания нашего государства.
Нина Матвиенко, безусловно, певица голосистая и на эстраде уважаемая, но в чем состоит ее героизм? В указе Ющенко утверждается, что звание Матвиенко предоставляется «за песенный талант, который пробуждает и восхваляет духовную силу украинского народа».
Вообще-то стоило бы спросить у самого народа, что народная артистка в нем пробуждает: сомнительно, что хотя бы половина украинцев слушает ее песни. Но в любом случае Героя Украины даже для «духовного будильника» многовато: пафосного звания народной артистки для чествования таланта вполне хватает.
Между прочим, любому творческому человеку должно быть стыдно получать такую награду, поскольку она игнорирует талант как таковой. Закон «О государственных наградах Украины» прямо утверждает, что звание «Героя Украины» можно получить только за осуществление выдающегося геройского поступка или за выдающееся трудовое достижение. У Матвиенко как раз второй вариант, ибо ей дали соответствующий знак отличия — орден Державы (за геройский поступок к званию прибавляется орден «Золотая звезда»). А посему действительно выдающийся талант Нины Митрофановны приравнивается к рекордным надоям доярки колхоза «Первое мая» села Великие Вильмы на Сумщине Павлины Шаповаленко, которую в 2001 г. героем признал Кучма.
К слову, присвоение звания Героя за стахановщину в условиях рыночной экономики является полным нонсенсом и рудиментом «совка». Если уж человек больше всего намолотил зерна в «закрома председателя колхоза», то место ему не в национальном пантеоне, а разве что в Книге рекордов Гиннесса. Поэтому подходы к награждению высшим государственным знаком отличия стоило бы пересмотреть на законодательном уровне: герой должен ассоциироваться с мифами, подвигами и легендами, а не с будничностью.
Однако еще большей проблемой является моральная всеядность наших правителей в выборе лауреатов, после чего честному человеку просто стыдно будет вставать на одну ступень с некоторыми «коллегами». Одиозному Кучме было нетрудно давать «героев» таким самым одиозным фигурам — Виктору Медведчуку, Ефиму Звягильскому, Георгию Кирпе, Татьяне Засухе или Юрию Бойко. На их фоне тускнела память Вячеслава Чорновила, нивелировались космические достижения Леонида Каденюка и глохла спортивная слава Виталия Кличко и Андрея Шевченко.
Но и Виктор Ющенко, как выяснилось, так же не очень разборчив. Начав с ожидаемого обществом посмертного награждения Георгия Гонгадзе, Василя Стуса и Олеся Гончара, Виктор Андреевич год своего президентства завершил неожиданным награждением Ивана Сподаренко — народного депутата от Соцпартии, председателю редакционного совета газеты «Сільські вісті». Это фактически плевок в лицо всем украинцам, выступающим против разжигания ксенофобии в обществе. Ведь на «Сільські вісті» неоднократно подавали в суд из-за ее антисемитских публикаций (например, о «400 тыс. евреев-эсесовцев», которые якобы пришли в Украину с Гитлером в 41-м), а сам Сподаренко подписывался под призывом «остановить преступные действия организованного еврейства». Кстати, последнее обращение, которое получило название «письмо ста», стало одним из причин того, что США весной прошлого года в который раз надолго затянули отмену для Украины поправки Джексона-Веника. Вот действительно — «Герой Украины»! Более достойных в государстве не нашлось...
После такого пассажа складывается впечатление, что Ющенко свои указы подписывает, не читая. Или просто не может отказать соратникам по правительственной коалиции, невзирая на имидж отдельных персонажей: попросили — подписал. В свое время оживления в обществе вызвал список лауреатов государственных наград, обнародованный ко Дню Независимости. Столько за один раз не награждал даже Кучма, хотя Ющенко и обещал не раскидываться высокими званиями так, как его предшественник. Свои звания «заслуженных» получили все певцы Майдана (только Олег Скрипка, лидер группы «ВВ», отказался), а орден княгини Ольги получила даже «суперфан-Парамон» революции — баба Параска.
Президент, сам когда-то удивлявшийся «пантеоном» имени Леонида Даниловича и отмечавший, что государственные награды обесцениваются, должен бы почувствовать, что он фактически продолжает линию Кучмы на девальвацию героизма. И, как показывает пример Олега Скрипки, фраза: «Я не хочу быть героем Украины» — опять может стать актуальной.
Юрко КОСМИНА, "ВВ"
www.vv.com.ua