Январь 2006 г. отложится в памяти не только как время небывалых холодов, но и как начало практической реализации новой энергетической политики России. Программа эта нацелена на решение особо важной для нынешних хозяев Кремля «проблемы-2008»: момента, когда Владимир Путин должен передать скипетр и державу — атрибуты российского самодержавия — своему преемнику. Судя по всему, глава Российского государства не пойдет ни на продление президентских полномочий, ни на третью каденцию, как предполагали политологи. Пока он даже не помышляет и о так называемой политической реформе украинского образца, после которой ВВП мог бы занять пост премьера: парламентско-президентская форма правления в федеративной России может катализировать распад государства, сохраняющего целостность исключительно благодаря сильной вертикали власти, в том числе мощному репрессивному аппарату. Однако для контроля над такой сырьевой страной, как РФ, не обязательно занимать высокий государственный пост. Достаточно руководить естественными монополиями, составляющими основу российского могущества. Это Владимир Владимирович понял еще в начале своей президентской карьеры. Еще в те времена он поставил курировать газовое направление двух самых близких соратников по петербургскому периоду: Дмитрия Медведева, сегодня занимающего пост вице-премьера, и Алексея Миллера, возглавляющего РАО «Газпром» . Именно эти господа в свое время разработали концепцию энергетической безопасности России и теперь отвечают за ее воплощение. Январский конфликт можно смело отнести на их счет.
«Сверхоружие»
По сообщениям мировой прессы, г-да Медведев и Миллер выполняют самые важные поручения г-на Путина. В свое время они разработали стратегию избирательной кампании неизвестного кандидата Владимира Путина, поставив на вторую войну в Чечне, и добились триумфальной победы над коммунистами. При Путине-президенте Дмитрий Медведев был назначен главой его администрации и председателем совета директоров «Газпрома». Алексей Миллер стал заместителем министра энергетики, а впоследствии — председателем правления «Газпрома». Все это произошло молниеносно, потому что новая власть желала устранить коррумпированных управляющих энергетического сектора эпохи Ельцина, контролировать природные ресурсы, укрепить власть Путина, превратить газ и нефть в оружие, которое может вернуть России статус сверхдержавы. За последующие пять лет были арестованы все, кто сопротивлялся огосударствлению рынков газа и нефти, начиная с господ Голдовского (газовая корпорация «Итера») и Ходорковского (нефтяная корпорация «ЮКОС»), уволен весь менеджмент «Газпрома». Петербургской команде Владимира Путина удалось избежать нарушения добычи, распределения и коммерциализации энергии, и они обеспечили компании монополию на российский газ. «Газпром» содействует Кремлю в ликвидации «ЮКОСа» (рыночная стоимость которого составляла порядка $20 млрд), через государственную «Роснефть» приобретает «Сибнефть» Абрамовича (за $13 млрд) и поднимается на олимп мировых производителей, имея 640 млрд куб. м газа в год, 153 тыс. км газопроводов и 350 тыс. сотрудников. После чего гигант готов пойти на штурм непокорных бывших советских республик и вернуть Москву в группу мировых геополитических лидеров.
Пакт Путина-Шредера
Череда январских событий дает основания полагать, что деятельность энергетической империи России перешла из пассивной фазы в активную. Поначалу прекращаются поставки газа в Украину, потом нашу делегацию заставляют подписать сомнительное с точки зрения и международного права, и национальных интересов двух стран соглашение. Вскоре несколькими взрывами в Северной Осетии были разрушены сотни метров трубопровода, через который газ поставлялся в Грузию, и в тот же день в Карачаево-Черкесии неизвестные взорвали три опоры на высоковольтной линии электропередачи, по которой в Грузию поступает основная часть электричества. Страна фактически осталась без отопления и электроэнергии. Одновременно «Газпром» давит на Румынию, Болгарию, Турцию и Молдову, требуя пересмотреть контракты на поставку газа в эти страны. Мировая пресса сразу же заговорила о применение Москвой «энергетического оружия».
«Газпром» отрицает присутствие политики в своих действиях. Однако его новейшая история свидетельствует об обратном. Впервые применение «энергетического оружия» было зафиксировано в 1990 г., тогда «Газпром» прервал поставки энергоносителей балтийским республикам, пытаясь задушить их стремление к независимости. В 1992 г. Кремль перекрыл поставки энергоносителей тем же государствам в ответ на требования о выводе оставшихся на их территории российских войск. В 1993-1994 гг. РФ сократила снабжение газом Украины, пытаясь, среди прочего, вынудить ее предоставить Москве больший контроль над энергетической инфраструктурой страны и добиться преимуществ при разделе Черноморского флота. В 2003-м атаке подверглась Латвия. Российская нефтетранс-портная монополия «Транснефть» «высушила» латвийский нефтепровод и терминал в Вент-спилсе, поскольку латыши не захотели отдавать им незамерзающий терминал.
Проявления российской энергетической политики — это блокирование доступа казахской национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» к нефтеперерабатывающим и перевалочным мощностям «Мажейкю Нафта» в Литве, торможение развития международных проектов Каспийского трубопроводного консорциума и нефтепровода Одесса-Броды для поставок каспийской нефти на европейский рынок.
В последние годы «Газпром» по просьбе Кремля неоднократно перекрывал поставки газа в Грузию, а чтобы оплачивать транзит топлива по территории Кавказа, монополист построил дорогой и экологически небезопасный газопровод по дну Черного моря. Теперь, чтобы не платить за транзит государствам Восточной Европы, «Газпром» планирует построить другой такой же газопровод протяженностью 1200 км — по дну Балтийского моря. Владимир Путин даже уговорил экс-канцлера Германии Герхарда Шредера стать председателем наблюдательного совета оператора газопровода. Показательно, что соглашение о сооружении этого газопровода с президентом Путиным в свое время подписывал именно канцлер Шредер. А западная пресса задним числом окрестила его «пактом Путина-Шредера», найдя для этого документа историческую аналогию с подписанным в 1939 г. Пактом Молотова-Риббентропа, в соответствии с секретными положениями которого была разделена Польша, а Советский Союз вновь получил возможность оккупировать страны Балтии. Аналогии очевидны. «Предложенный газопровод через Балтийское море, который будет снабжать газом Германию непосредственно из России, позволит развязать руки Кремлю в давлении не только на Украину, но и на таких членов ЕС, как Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и балтийские государства, — заявила недавно экс-премьер Юлия Тимошенко. — Ибо именно благодаря обходному газопроводу «Газпром» будет иметь возможность перекрывать поставки голубого топлива покупателям с Восточной Европы, не прекращая его поставок на западные рынки».
Путин-2008
Случившееся в декабре-январе в украинско-российских отношениях на самом деле было запрограммировано «Энергетической стратегией России до 2020 г.» еще три года назад, считает аналитик Михаил Гончар. В этом документе, говорит он, достаточно прозрачно выписано нынешнее поведение Москвы: «В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе». Далее речь идет о том, что международная деятельность РФ в сфере энергетики будет основываться на присутствии российских компаний на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладении сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах. «Твердые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире», — прямо указано в документе.
Но речь идет не только о мировом энергетическом господстве, но и о конкретных амбициях хозяина Кремля. «Газпром» — любимый концерн Владимира Путина, — пишет австрийская «Дье Вельт». — Он регулярно приглашает к себе его главу Алексея Миллера, который посвящает президента в секреты газовых дел, так что тот уже считается знатоком отрасли». Не в последнюю очередь поэтому и возникло предположение, что в 2008 г., по окончании президентского срока, Путин может возглавить «Газпром».
Герман Пиросмани, «Деловая Столица»
http://www.dsnews.com.ua