УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Александр Галибин: "После "Мастера и Маргариты" я попал в автокатастрофу"

Александр Галибин: 'После 'Мастера и Маргариты' я попал в автокатастрофу'

Это один из самых загадочных, хотя и весьма востребованный на российском кинонебосклоне актер. Эдакая темная лошадка, которая крайне редко дает интервью. Хотя собственной творческой биографией Александр Галибин доказал, что ему по плечу сложные и неоднозначные роли. Согласитесь, не всякий решится воплотить на экране последние дни императора Николая II в фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», а также мистического булгаковского Мастера в экранизации «Мастера и Маргариты» режиссера Владимира Бортко.

Видео дня

«После автокатастрофы Машков от роли Мастера отказался»

Нетрудно представить, какие эмоции захлестывают актера, когда он получает приглашение сняться в роли Мастера. Это растерянность и эйфория, страх и предвкушение. Интересно, как это произошло в вашем случае? Кстати, в каком возрасте вы впервые прочитали роман Булгакова?

— В 19 лет. Я учился в театральном институте, и «самиздатовская» книга совершенно случайно попала мне в руки (в читальном зале нашей библиотеки на этот роман существовала нелегальная, но огромная очередь). Помню, что перепечатанные на машинке листочки жаждущие получали ровно на сутки и ни на час больше. Конечно, я и раньше много слышал о романе, но с ума по его поводу не сходил. А вот когда проглотил первые 10 страниц, оторваться уже не смог. Долго ходил под впечатлением. Впоследствии, как и многие, часто возвращался к роману.

Мое утверждение на роль Мастера прошло достаточно обыденно. Бортко позвонил рано утром, я еще спал. Режиссер поинтересовался, когда мы сможем встретиться. Я сразу сообразил: если он сам выходит на связь с актером, значит, ожидается грандиозное событие. Тут же выскочил из-под одеяла и помчался на рандеву. Бортко кратко объяснил, что собирается снимать 10-серийную картину «Мастер и Маргарита», где Мастером видит меня.

Были, кроме вас, на эту роль претенденты?

— До меня доходили слухи, что пробовался Володя Машков, но после автокатастрофы категорически отказался. Честно говоря, я предпочитаю в такие дела не вникать. Они мне неинтересны. Работа сразу мощно пошла. Нам было не до разборок — кто с кем, куда, зачем. Надеюсь, режиссер во мне не ошибся.

О несчастьях, которые преследовали съемочные группы, пытавшиеся в разные годы прикоснуться к роману, легенды ходят. Умерла Ирина Метлицкая, исполнявшая роль Маргариты, ушел из жизни Виктор Авилов, игравший в театре Воланда. У Валентина Гафта покончила жизнь самоубийством дочь, начались проблемы у Аллы Демидовой, Анастасии Вертинской... Во время ваших съемок потерял голос Олег Басилашвили, дублерша Анны Ковальчук упала с большой высоты, а сама Аня неожиданно развелась с мужем. И это далеко не все неприятности.

— Е-ру-нда! К примеру, в Театре на Таганке Воланда много лет играл Вениамин Змехов. Так он и сегодня прекрасно себя чувствует, вместе с любимой женой живет за границей. Игорь Николаев сочинил прекрасную песню «Мастер и Маргарита», и ничего страшного в его жизни, кроме развода с Наташей Королевой, не произошло. (Смеется).

Мы снимали на протяжении года. За это время, хочешь - не хочешь, что-то да случится, и Михаил Афанасьевич здесь явно ни при чем. В течение 12 месяцев каждый нормальный человек хоть раз, да простудится. Слег и Олег Валерьянович Басилашвили. Я, к примеру, переболел тяжелейшим бронхитом, кашлял так, что стены содрогались. А сразу после съемок попал в жуткую автомобильную катастрофу. Но разве Воланд виноват, что именно в тот день кровь из носу мне нужно было попасть в определенное место?

Вокруг романа искусственно создано множество мифов. Мы снимали в плотном рабочем графике, и обращать внимание на подобную чушь было как смешно, так и некогда. Прошел слух, что Олег Янковский от роли Воланда из суеверия отказался. Да нет же, он не захотел ее играть, потому что, по его мнению, Мессир статичен и работать над таким образом скучно.

Но у вас как у актера есть свои профессиональные суеверия?

— Нет. Я человек верующий, поэтому приметам не доверяю. Зато точно знаю: что тебе на роду написано, то обязательно сбудется. Сколько ни убегай от черной кошки и ни сплевывай трижды через левое плечо, от судьбы не уйдешь. А вот если ты украл, убил, изнасиловал — небеса обязательно накажут.

«Наш Кот Бегемот — огромная управляемая рычагами кукла, внутрь которой

был помещен актер»

Во время работы вы старались соблюсти не только дух, но и букву романа. А где, к примеру, снимали квартиру № 50, ресторан «Грибоедов»?

— Конечно, не в самой «нехорошей квартире» на Патриарших. Там сейчас музей, на территорию которого съемочную группу никто не пустит. Да это и не нужно. Сегодня кинематографисты достаточно реалистично могут воспроизвести любой самый сложный интерьер. К примеру, когда я снимался у Глеба Панфилова в «Романовых» в роли государя Николая II, наша группа надолго уехала в Прагу. Там специально для нас выстроили два павильона. В одном был воссоздан до малейших деталей (светильников, картин) двухэтажный дом Ипатьева и подвал, где закончила свои дни царская семья.

Квартира Берлиоза снималась на «Ленфильме». К сожалению, в Москве не удалось снять встречу Мастера и Маргариты в том самом переулке, где, согласно роману, все и произошло. Дело в том, что сегодня он имеет совершенно новый, европейский вид, к тому же там интенсивное движение. Чтобы избежать таких сложностей, мы переехали в Питер. Там и нашли подвальчик, где жил Мастер.

Наш художник-постановщик отличался чрезвычайно бережным отношением к материалу. Отлично помню свое впечатление, даже шок, когда впервые переступил порог жилища своего героя. Удивительное чувство! Ты, словно в замедленной съемке, плавно перетекаешь из жизни реальной на страницы романа и там поселяешься. Дворик, в котором жил Мастер, декорировался тонко и щепетильно — полное ощущение Москвы тех времен.

В целом мы все трепетно относились не только к оформлению, но и к тексту, к каждому слову автора. Во-первых, у актеров были длительные, тщательные репетиции, многие из которых происходили в гостиничном номере режиссера. Замечу, что это подзабытый принцип работы. Обязательное условие — произносить текст слово в слово, так, как написано в романе. Специально поставленный для этого человек немедленно останавливал репетицию, съемку, если кто-то случайно оговаривался.

Вы бывали в Киеве на Андреевском спуске в Доме-музее Булгакова?

— Более того, присутствовал на его открытии. Как сейчас помню, яркий солнечный день. Вдруг небеса содрогнулись, разверзлись от страшного грома... Мы тогда привезли в Киев картину «История болезни» по рассказу Булгакова, где я снялся в главной роли.

Для многих режиссеров, пытавшихся экранизировать «Мастера и Маргариту», камнем преткновения оказывался Кот Бегемот. Как выкручивался Бортко?

— Была и компьютерная графика, и огромная кукла, внутри которой находился человек. Специалист, который ходил за котом по пятам, нажимал на рычаги и кнопки, а кукла поднимала брови, открывала и закрывала глаза, шевелила ушами, поднимала шерсть дыбом. Естественно, актер, находясь внутри, сам сделать этого не мог.

Но озвучивал Бегемота, несомненно, Александр Баширов?

— Да, целиком и полностью. На экране кот периодически в Баширова и превращается. Все спецэффекты создали наши ребята. Вначале Владимир Бортко обратился к американцам, но те запросили такую сумму, которая перекрывала весь бюджет картины. За одного робота-кота требовали три миллиона долларов. Естественно, от заморских кудесников пришлось отказаться, но никто об этом не пожалел. Наши специалисты замечательно справились, а кульминации чудеса и превращения достигают в конце картины.

Как работалось в паре с актрисой Анной Ковальчук? Раньше она снималась в основном в сериалах («Тайны следствия».— Авт.), а это не самый серьезный опыт.

— Я не хотел бы обсуждать своих коллег, поскольку безумно им благодарен за то, что мы без конфликтов, профессионально отработали вместе целый год. Вы даже представить не можете, какое это испытание, потрясение — попасть в такую картину! Возможно, кто-то не воспримет нас с Аней — у каждого зрителя свой Мастер и своя Маргарита. Но Владимир Владимирович Бортко на роль Маргариты пробовал нескольких актрис: Галину Тюнину, Ингеборгу Дапкунайте, Олесю Судзиловскую. Режиссер остановил свой выбор на Анне Ковальчук еще и потому, что она очень похожа на Елену Сергеевну Шиловскую — третью жену Булгакова, ставшую прообразом Маргариты.

На большом экране актер Александр Галибин появляется редко, зато метко. О ролях, которые вы сыграли, многие ваши коллеги и мечтать-то не смеют. Мало того что Мастер, так еще и Николай II у Глеба Панфилова. Как восстанавливаете себя после окончания съемок, как освобождаетесь от чужих нелегких судеб?

— Врать не буду — долго и мучительно отходил от работы над Николаем II. В течение года переживал жесточайший стресс. До сих пор с трудом верю, что смог сыграть человека, который шел на Голгофу и прекрасно об этом знал. С Мастером все тоже сложилось непросто. Для меня это был серьезнейший кризис, но я справился.

Как выходили из стресса?

— Я человек непьющий, некурящий. И если моим коллегам в подобных ситуациях помогает алкоголь, то у меня такие дела не проходят. Спасали дом, жена, двухлетняя доченька, которая помогала уже тем, что просто живет на свете. Когда я полумертвый возвращался со съемок, они деликатно и незаметно возвращали меня к жизни, к самому себе. Я пытался переключаться на самые обычные вещи — музыку, природу и еще... одиночество. Хотя лучший способ уйти от напряжения — начать новую работу.

«Таскать деньги из карманов меня научил сценарист»

Вашей первой работой в кино стала роль карманника в «Трактире на Пятницкой». Скажите, а кто вас так мастерски обучил по карманам и сумочкам шнырять?

— Наш сценарист долгое время работал в органах. Он и показал мне, как, используя ловкость рук, выполнять карманные манипуляции. Я ведь тогда еще пацаном был, на площадке терялся. Меня здорово поддерживали, на шаг от себя не отпускали Коленька Еременко, Левушка Прыгунов. Отличная была команда, низкий им поклон. Хорошо помню, как на следующее утро после премьеры проснулся знаменитым.

Доводилось слышать, что даже на съемочной площадке в перерывах вы уединяетесь в уголке с книжкой. Что читаете?

— Частенько, чтобы прочистить мозги и отвлечься, с удовольствием читаю детективы Донцовой. Знаю, что мужчины этого стесняются и даже в метро книжечку в газетку заворачивают, чтобы никто обложку не увидел. А я, наоборот, расслабляюсь. Правда, быстро перехожу на классику, в основном на любимого Льва Толстого. Недавно увлекся Аксеновым. Но все это хаотично, потому что не всегда получается читать просто для удовольствия.

Вас не встретишь в популярных ныне телесериалах. Отказываетесь или не предлагают?

— Ну почему же? Если поступают добросовестные предложения, обязательно рассматриваю. Именно сериалы дали артистам возможность почувствовать себя людьми, мы стали зарабатывать деньги своей профессией. К тому же много молодых талантов стали известны не узкому кругу людей, а всей стране. Дай Бог и дальше этому жанру развиваться в том же духе. Главное — чтобы телевидение у нас было качественным.

Совсем недавно Александр Галибин занимал должность главного режиссера Александринки...

— Да, но сегодня я там не работаю, хотя продолжаю общаться и с труппой, и с художественным руководителем. Просто я выполнил все обязательства и ушел в свободное плавание, о чем не жалею. Сейчас у меня масса проектов на следующий год.

Что-что, а вот ваша личная жизнь всегда находилась за семью печатями.

— Если честно, за эти двери я действительно никого не пускаю. Скажу одно: брак у меня не первый, но только в нем я счастлив по-настоящему. Жена Ирина — актриса Театра Ленсовета, самый близкий на свете человек. Если бы не она, не знаю, может быть, в чем-то и не состоялся бы. К примеру, Ира со мной на несколько лет уехала в далекий Новосибирск.

Чем вы там занимались?

— Пригласили возглавить театр «Глобус», чему я был немеренно рад. Всегда мечтал поработать с постоянно действующей труппой в стационарном театре. В Новосибирске поставил шесть спектаклей, которые прозвучали достаточно сильно. Во всяком случае, этим периодом жизни я доволен.

Когда вернулись домой, Ирина подарила дочку-принцессу. Мне настолько хорошо и уютно дома со своими женщинами, что лишний раз боюсь об этом говорить, — вдруг сглажу!

Выходит, такая любовь, как у Мастера и Маргариты, существует?

— Безусловно. Я в этом твердо уверен.

Ольга КУНГУРЦЕВА, «Бульвар Гордона»

www.bulvar.com.ua