В Донецке теперь два облпрокурора. Происки «донецких»?
Интересное это ведомство – донецкая прокуратура. Это она дала стране двух генеральных прокуроров, не считая нескольких их замов да с дюжину руководителей областного уровня. Это она показала пример того, как можно заслужить в народе славу "правопохоронной", проводя совместно с судьями местной выучки большую работу по политическому репрессированию недовольных режимом имени Леонида Даниловича Кучмы.
Но ничто не вечно даже под донецкой луной. После событий на киевском Майдане ключевая должность прокурора области была отдана "чужаку" Алексею Баганцу. Правда, на эту пороховую бочку тот воссел по воле пославшего его сюда Генпрокурора Пискуна, ныне - парламентского соратника Партии регионов. Однако в Донецке до сих пор убеждены, что делегирован он был именно "оранжевой" властью. Естественно, для выполнения президентского лозунга "Бандитам – тюрьмы!".
Впрочем, Алексей Васильевич всегда с крайней осторожностью затрагивал эту тему, стремясь максимально дистанцироваться от каких-либо фамилий или фактажа. И предпочитая, видимо, не особенно влезать в скандальные разборки, которые касались влиятельных персон региона. В связи с чем одна из оппозиционных местным властям донецких газет заявила: «Донецкий прокурор не крышует мафию – он ее боится».
Сам Баганец отвергает подобный нейтралитет и, надо отдать ему должное, демонстрирует беспрецендентную для органов прокуратуры открытость, регулярно устраивая для журналистов пресс-конференции, не избегая самых неприятных для себя тем. Люди, знающие специфику этой столь сложной в нынешних политических условиях работы, сходятся на том, что благодаря двум ключевым фигурам – прокурору области Алексею Баганцу и начальнику УВД Михаилу Клюеву (который, как ни странно, – из местных) правоохранительная ситуация не только удерживается, но и понемногу прогрессирует в лучшую сторону.
Тем не менее, слухи о смещении Алексея Баганца никогда не утихали начиная с его появления в здешних краях. На днях область взбудоражила весть о том, что предшественник Баганца на прокурорском посту Виталий Мурза решением суда восстановлен в этой должности – поскольку-де незаконно был в свое время уволен. В связи с чем в области установилось как бы двоепрокурорство. Но поскольку Алексей Баганец не стал покидать свой кабинет, то Виталий Мурза, очевидно, не исключал силового варианта его захвата. Во всяком случае, вскоре после судебного заседания к прокуратуре подтянулись в расчете на сенсацию журналисты с телекамерами, неизвестно кем оповещенные, но почему-то делегированные сюда информационным руководством. Как несколько позже разъяснил на пресс-конференции Алексей Баганец, готовилась спецоперация с участием судебных исполнителей с целью не допустить его на рабочее место…
Да и вообще этот случай весьма попахивает хорошо спланированным детективом. Интригующая здесь завязка состоит в том, что по аналогичным мотивам – восстановиться в прежней должности, несколько ранее Мурзы в суд обратился его зам по тем временам Анатолий Павлий. Что можно расценивать как пробный вариант – во избежание дальнейших ошибок для главного действующего лица.
Учтя опыт Павлия, Мурза выстроил схему возвращения в кабинет облпрокурора. Он подал иск в суд Кировского района Донецка, где когда-то начинал карьеру следователем прокуратуры. И хотя не только рассматривавшему иск судье Ивану Подолянчуку, но и вообще всему Кировскому местному суду был заявлен отвод, что влекло за собой вмешательство апелляционной инстанции, Подолянчука это не остановило. Как и железный аргумент о том, что давным давно истек срок исковой давности. Он тут же распорядился немедленно восстановить заявителя в прежней должности прокурора области – на том основании, что приказ об увольнении был издан в момент, когда Виталий Мурза якобы находился на больничном, что является явной натяжкой. Заодно господин Подолянчук позаботился и о том, чтобы взыскать в пользу Мурзы кругленькую сумму (среднемесячная зарплата областного прокурора в то время составляла почти семь с половиной тысяч гривен) за вынужденные прогулы.
Вряд ли это был рядовой судебный случай, хотя и с участием столь значимых в прокурорской иерархии лиц. Все указывает на то, что Алексей Баганец действительно столкнулся с хорошо спланированной спецоперацией, - если учесть, что за пару дней до судебного заседания ему якобы стало известно о подготовке к ней в исполнительной службе. А также то, что Иван Подолянчук зачитал только резолютивную часть решения, не огласив текста полностью, сославшись на то, что в окончательном виде оно будет подготовлено несколько позже. Хотя это не помешало ему выдать Виталию Мурзе решение готовым сразу же.
Коварство замысла тут состояло в том, что пока представитель ответчика получит судебное решение на руки (а на это ушло несколько дней), истец успеет смотаться в Киев, в Генпрокуратуру, - и возможно, в такой способ получится восстановиться в прежней должности.
Возможно, глава ведомства Александр Меведько, хорошо знающий донецкие реалии, поскольку проработал в этих краях более двух десятков лет, не отважился на столь неординарный служебный шаг. Не исключено также, что вмешались достаточно влиятельные лица, в интересах которых было сдержать посягательства на столь ответственный пост, на котором пока что ничей Баганец их устраивает больше, чем ставленник, который будет больше работать на кого-то.
Сошлись ли здесь с кем-то в неком противостоянии Колесников, а значит и Ахметов, как об этом поговаривают в Донецке, - пока трудно сказать, но, похоже, в рядах донецких единства по отношению к местной прокуратуре пока не наблюдается. Отсюда и столь детективные приемчики, граничащие с правовым фарсом. К слову, на пресс-конференции в Алексей Баганец еще раз огласил уже высказанную им в печати версию о том, что его телефоны, а возможно, и кабинет, прослушиваются. К такому выводу он пришел на основании той негласной информации, которая ему якобы доставляется теми порядочными людьми в прокуратуре и УВД, которые не хотят возврата прежних порядков. "Здесь я не свой, понимаете", – горько посетовал пока действующий прокурор.
А пока что восстановление Виталия Мурзы будет иметь продолжение в апелляционном порядке. Значит, тема донецкого двоепрокурорства пока не исчерпана, и если кое-кому это очень понадобится – решение Ивана Подолянчука вполне может восторжествовать.
Этот материал был подготовлен к концу дня в пятницу. А утром в субботу из источников в прокуратуре Донецкой области стало известно, что Алексей Баганец якобы уволен. Думается, выводы читателю будет сделать несложно.
и авторство Анатолий Наумов, Алексей Мацука,Донецк, для «Обозревателя»