Президент Виктор Ющенко направил в Верховную Раду законопроект о голодоморе 1932-1933 годов в Украине. Этот факт уже сам по себе, а тем более, если парламент поддержит инициативу главы державы и проголосует за данный закон, станет свидетельством беспрецедентного явления – использования властных рычагов для конъюнктурного политического толкования страниц истории.
Мечта Ющенко
О сущности законопроекта о голодоморе, который определен президентом как неотложный для внеочередного рассмотрения, можно судить из комментариев пресс-службы главы государства. «Принятие указанного закона имеет чрезвычайно важное общественно-политическое и морально-политическое значение, особенно накануне 75-й годовщины Голодомора 1932 - 1933 годов, будет содействовать восстановлению исторической справедливости, глубокому осознанию гражданами причин и последствий геноцида украинского народа…» - отметили в пресс-службе.
Впрочем, Ющенко и сам неоднократно за период своего президентства высказывался в подобном духе. 25 ноября 2005 года на церемонии открытия выставки «Розгойдані дзвони пам’яті», посвященной жертвам голодоморов и политических репрессий в Украине, Президент заявил, что голодоморы остаются крупнейшей национальной трагедией, пережитой Украиной. В них погибли около 15 миллионов украинцев, то есть больше, чем во время Второй мировой войны. Он также отметил, что до сих пор в теме голодомора остается много нераскрытых страниц, которые нужно изучать. И подчеркнул, что не только Украина, но и весь мир должен помнить об этой трагедии, чтобы не допустить ее повторения.
Принятие Верховной Радой Украины закона о голодоморе и должно стать, по мнению Ющенко, финальным аккордом в исторической и политической оценках тех трагических событий. В связи с такой перспективой украинская общественность вправе поставить несколько принципиальных вопросов и получить на них, в первую очередь, для себя же, исчерпывающие ответы.
Во-первых, как далеко нынешняя украинская власть – в данном случае в лице президента и поддерживающих его определенных политических сил – намерена зануриваться в украинскую историю для интерпретации каких-то ее страниц в свете сегодняшних внутренне- и внешне- политических интересов? Ограничится лишь периодом пребывания Украины в составе СССР? Или следующим этапом сделается политическая оценка притеснений украинцев правителями Российской Империи и Речи Посполитой? А может быть, Виктору Ющенко подскажут еще и о многолетнем геноциде украинского народа при монголо-татарском иге или негуманном поведении хазаров и половцев во время их набегов на Киевскую Русь?
Во-вторых, насколько отвечают исторической действительности сведения об украинских голодоморах ХХ века, представляемые президентом (а также некоторыми политиками) общественности и изложенные теперь в законопроекте?
Голод или голодомор?
Ответ на второй вопрос будет неприятным для Виктора Ющенко. Не очень сложно доказать, что аргументы, приводимые президентом, не соответствуют реалиям. А поскольку теме голодомора активно придается политическая окраска, то логически напрашивается предположение, что исторические факты искажаются умышленно – именно с политической целью.
Начнем с масштабов голодомора. Ющенко утверждает, что во время голодоморов погибло 15 млн. украинцев. В этом посыле сразу две неправды. Если президент говорит о голодоморе во множественном числе, то он может иметь в виду кроме трагедии1932-1933 годов еще и периоды 1921-1923 и 1946-1947 годов.
Итак, 1921-1923 годы. Что известно историкам о голоде в эти времена? «Голод 1921-1923 годов вызвала большая засуха и усугубила хозяйственная разруха как последствие семилетней войны», - пишет авторитетный украинский историк Станислав Кульчинский в статье «Демографические потери Украины в XX веке» («Зеркало недели», 2-8 октября 2004 года). «Военная разруха и последствия военного коммунизма были усугублены двумя годами засухи, и к началу 1920-х гг. Поволжье, Урал, Крым, Украина и Армения были охвачены массовым голодом», - констатирует российский историк Ю. Хмелевская.
О вероятных количественных потерях в Украине читаем у Кульчинского: «Распространяя оценку наркомздоровья республики на весь массив пострадавших земель, мы не выйдем за пределы 300-350 тысяч смертей от голода».
Как видим, голод охватил тогда значительные территории, в том числе Украину. Причины весьма объективные – военная разруха и засуха. Количество умерших относительно всего населения не слишком значительны. Поэтому употреблять термин «голодомор» в этом случае неуместно.
Еще более странно слышать о «голодоморе» относительно послевоенных 1946-1947 годов. Что тогда происходило на территории СССР и, в частности, в Украине? «Нужно принять во внимание, что этот голод, подобно голоду 1921-1923 годов, был вызван ужасной засухой, последствия которой наложились на трудности послевоенной разрухи», - сообщает опять же историк Кульчинский. И резюмирует: «Количество жертв голода 1946-1947 годов измеряется десятками, а не сотнями тысяч, и тем более не миллионами».
Хотя в учебнике по истории Украины под авторством Н. Черкашиной звучит и несколько иной вывод – «сотни тысяч колхозников умерли от голода зимой 1946-1947 гг.», но такое отличие нельзя считать существенным.
Следовательно, в 1921-1923 и в 1946-1947 годы масштабных «голодоморов» в Украине не было. А цифра в 15 миллионов погибших от голода украинцев, названная Виктором Ющенко, относится к голоду во время 1932-1933 годов. И в этом показателе – вторая неправда от президента.
Продолжение следует. Во второй части статьи:
Правда о количестве погибших украинцев; голод 1932 года уничтожил в Украине 144 тыс. человек;
откуда Ющенко «взял» 15 миллионов украинцев, погибших от «голодоморов»;
в 1927 г. доля украинцев среди членов КП(б)У достигла 52%;
идея Ющенко провозгласить геноцид украинского народа в 1993 году - не состоятельна