Каждый день в метро спускаются девять миллионов человек. И каждый из них «делится» с подземкой своими микробами...
К концу исследований на эскалаторе ватка была целиком черной.
В ПОДЗЕМКУ - ЗА ГРИБКОМ
Каждый день в метро спускаются девять миллионов человек. И каждый из них «делится» с подземкой своими микробами. Мы взяли пробы смоченной в физрастворе ватой с точек, к которым наиболее часто прикасаются пассажиры. Затем вата отправилась на экспертизу в НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи. Эксперимент провели на развязке «Пушкинская» - «Тверская» - «Чеховская» и в поезде до «Боровицкой». И вот что получилось:
АВТОБУСЫ СТОЯТ, А ЛЮДИ ЗАВОДЯТСЯ
Эколог Серов: - Не Москва, а сектор газа какой-то!
Остановка у метро «Речной вокзал», седьмой час вечера. Сотни пассажиров стоят в очереди на бесплатные автобусы в «Мегу», на «гармошки» в Химки, «Шереметьево». Пока люди проходят через турникеты, двигатели работают вхолостую. Этот режим работы - самый вредный для экологии: топливо сгорает не полностью, и его вредные частицы попадают в воздух. Получается настоящая газовая камера под открытым небом! Особенно дымит сизыми выхлопами «Икарус» с госномером 799 Речной вокзал - Ховрино.
- А это не моя машина, - оправдывается водитель. - Она в ремонте, а эту на замену дали. Старая уже, двигатель надо регулировать.
- А вы можете хотя бы выключать его, пока стоите на конечной?
- А вдруг не заведется?
Пробы воздуха мы берем барбатером. Это такая колба, в которую залит физраствор. Эксперт независимой компании «Экостандарт» Михаил СЕРОВ закачивает воздух насосом. Попав в раствор, все элементы воздуха сохраняются в нем до анализа в лаборатории. Для чистоты эксперимента (прямо у выхлопной трубы люди обычно не стоят) мы берем пробу чуть поодаль, возле бордюра.
Отдельных санитарных требований к остановкам общественного транспорта не существует, поэтому экологи взяли самые строгие из существующих: «Государственные нормативы по предельно допустимым концентрациям в атмосферном воздухе населенных мест».
Где нас атакуют микробы
Место: ручки входных дверей вестибюля, поручни в вагоне, перила перехода между станциями.
Что нашли: Бактерии и плесневые грибы в значительной концентрации.
Что это значит: Плесень опасна для аллергиков. Если бы вагоны не мыли, а платформы не обрабатывали пылесосами, пришлось бы совсем худо. Подземке срочно нужны новые станции и линии, так как поддерживать чистоту в переполненном транспорте очень сложно.
Место: скамейка на платформе, резиновые перила эскалатора, поручни троллейбуса.
Что нашли: бактерии в значительной концентрации, плесень в незначительной.
Что это значит: бактерии (стафилококк и стрептококк) чаще всего поражают органы дыхания - отсюда риниты, астма. При попадании в организм (обычно с рук) отравляют его. Именно об этом нам твердили с детства: пришли домой - сразу мыть руки! Тогда бактерии не страшны даже в больших концентрациях. И не ешьте фаст-фуд на улице!
КОММЕНТАРИИ БИОХИМИКА...
Дышать становится все труднее
Дмитрий ДАВЫДОВ, старший эксперт «Экостандарта»:
- Чем меньше вы стоите и дышите выхлопами на остановке, тем лучше. Есть возможность пройтись пешком - пожалуйста, только места надо выбирать по обстоятельствам. На центральных улицах, где пробки и вдобавок нет сквозняков из-за плотной застройки, на воздухе будет только хуже. Если вы за рулем, подъезжая к затору, ставьте климат-контроль на замкнутую вентиляцию (воздух циркулирует внутри машины). Иначе будете дышать выхлопами соседей. Они особенно вредны на холостых и низких оборотах, когда топливо не сгорает полностью и в воздух выбрасывается много вредных веществ.
Когда рядом с нами стартует грузовик, концентрация угарного газа увеличивается в 10 раз. Правда, падает так же быстро, но в легких оседают сажа и ароматические углеводороды. Сразу ухудшаются состав крови и доставка в мозг кислорода. Уже по дороге водитель чувствует себя уставшим. А ведь езда за рулем требует концентрации.
Лучше ли дышится в метро? Кислорода здесь больше: на остановках его совсем мало, буквально выгорает. Но и углекислого газа в 8 раз больше, чем нужно: значительная его часть - это выдохи пассажиров. Дело в переполненности и плохой вентиляции, подземка не рассчитана на такой поток пассажиров.
...И ЧИНОВНИКОВ
Хотим ограничить въезд в центр столицы
Марина ВАКУЛА, замруководителя Департамента охраны окружающей среды Москвы:
- Мы подготовили законопроект об ограничении въезда машин в центр Москвы. И в процессе его доработки будем экспериментировать, выяснять, что будет лучше для горожан. Пока предлагаем запретить въезд внутрь третьего кольца машин с двигателями хуже, чем требуют нормы «Евро-2». Это требование касается в том числе и междугородных автобусов. «Мосгортранс» уже закупает только машины, подходящие под «Евро-3». Для общественного транспорта планируем выделить специальные полосы, чтобы водители оставляли машины на перехватывающих парковках и дальше добирались автобусами. О том, чтобы сделать въезд в центр города платным, в законопроекте не говорится.
Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы:
- «Евро-2» - это не страшно. С 2006 года даже отечественные легковушки выпускаются с такими двигателями. Так что автопарк Москвы, который сейчас стремительно растет, уже через два года будет на 40% состоять из таких машин. Остальные придется менять или ставить на них специальные нейтрализаторы, стоят они всего 100 - 200 долларов.
Эдуард ВОРОТНИКОВ
Комсомольская правда