Доведенный до самоубийства солдат превратился в эмбрион
В среду, 29 ноября, стали известны результаты амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы состояния Радика Хабирова, доведенного до самоубийства младшего сержанта, который вернулся из армии в состоянии комы и с весом 28 килограммов.
Главный вывод экспертов о психическом состоянии: органическая деменция или приобретенное стойкое необратимое изменение психической деятельности, сообщили ИА REGNUM в правозащитной ассоциации "АГОРА".
Иными словами, у Хабирова наступила смерть основной части коры головного мозга. В среду солдата должны доставить в 16-ю горбольницу Казани для запланированного ежеквартального наблюдения.
Заключение экспертизы по просьбе Межрегиональной правозащитной Ассоциации прокомментировал член комиссии по признанию недееспособным Хабирова, судебно-психиатрический эксперт, психиатр второй категории Артем Озерский: "Долгое время врачи указывали, что Хабиров в коме. На сегодняшний день это, к сожалению, не так. Кома сопровождается нарушением сознания, и предполагается, что из этого состояния можно выйти. Из того положения, в котором находится сейчас Радик Хабиров, увы, он уже не выйдет. Основные вегетативные функции у Радика сохранились, но, говоря простым языком, высшая психическая деятельность умерла. Уровень развития бывшего солдата соответствует уровню развития эмбриона".
19-летний Радик Хабиров был призван на военную службу в июне 2005 года. Пройдя "учебку" в Саратове, в звании младшего сержанта был направлен служить на Тоцкий военный гарнизон. По словам родственников, последнее письмо от Радика пришло в Казань в конце ноября прошлого года. Он писал, что закончил "учебку" в Саратове, получил звание младшего сержанта и 20 ноября приехал в Тоцк - к месту дальнейшего прохождения службы. Радик сообщал о своих планах отправиться на следующий год в "горячую точку" на полтора года.
"Через месяц мне сообщили, что 27 ноября мой сын самовольно ушел из части, - рассказал отец Саитгарай Хабиров. - К нам домой из Авиастроительного военкомата приходили, проверяли, нет ли сына дома. А 28 февраля пришла телеграмма, что Радик находится в госпитале в состоянии комы".
По словам Хабирова, когда он после полугодовой разлуки увидел сына, то заплакал. Перед ним на больничной койке лежал скрюченный, обтянутый кожей скелет. Раньше такое ему приходилось видеть только по телевизору - в фильмах про фашистские концлагеря. У Радика не было сил даже дышать самостоятельно: легкие работали лишь за счет искусственной вентиляции.
Отцу объяснили, что его сын якобы вернулся в часть 20 декабря и был помещен в психиатрическое отделение госпиталя части с диагнозом "расстройство адаптации у акцентуированной личности". Потом прибавилось еще два диагноза - "двусторонняя пневмония" и "синегнойная инфекция". А ночью 22 января Радик чуть было не покончил с собой: его едва успели вытащить из петли, которую призывник скрутил из простыней.
По словам отца, сына лечили в госпиталях Тоцка, Самары и Казани. "Все это время он был в коме, а стал весить 28 кг против 78 кг в момент призыва", - сказал Саитгарай Хабиров. Ни военные медики, ни командиры войсковой части N 96504 не объяснили отцу солдата, что случилось с его сыном. Так и не вышедшего из состояния комы солдата военврачи передали на руки отцу. Хабировым пришлось организовать госпиталь на дому, недостаток медицинской техники они заменили подручными средствами.