Внутренности компаний. ТНК в Украине: как закаляется нефть?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
«Обозреватель» продолжает публиковать материалы о крупнейших отечественных корпорациях. После успешных материалов об изнанке банка «Правэкс» и подноготной мобильного оператора UMC предлагаем вниманию читателей исследование еще одного финансово-промышленного монстра - ТНК-ВР.
Напоминаем, что по окончании серии публикаций об изнанке компании мы разместим на сайте подборку самых интересных комментариев читателей, а так же предоставим слово пиар-отделу компании для комментария авторского исследования.
Если ношение значков с логотипом компании, добровольно-принудительное участие в праздниках коллектива и само словосочетание «корпоративный дух» - не ваше амплуа, то не стоит идти работать в «Тюменскую нефтяную компанию-British Petroleum» (ТНК-ВР). В киевском офисе это не так ощутимо, как в Москве, где за «нарушение корпоративного духа» увольняют с работы, но принцип «мы одна команда» все равно сквозит во всем. И выражается в корпоративных конкурсах фотомоделей, соревнованиях и пикниках…
Что такое ТНК в Украине?
http://www.tnk.ua/Это частично обособленное от Москвы прибыльное предприятие, которое включает в себя нефтепереработку на Лисичанском НПЗ (ЗАО «ЛиНИК»), сбытовую сеть (в основном, через джобберов), производство и продажу масла, мазута и прочих «сопутствующих товаров», получаемых в процессе переработки нефти и, главное, - административный мозговой центр, занимающий несколько этажей в офисном центре на Владимирской, 12. Это местечко любители элитного отдыха и салатов по 140 грн., наверняка, знают: внизу там расположен рыбный ресторан «Да Винчи фиш клаб».
К слову, многие по привычке называют Лисичанский НПЗ «ЛИНОСом», хотя еще с 1 марта 2006 года ООО «ЛИНОС» был ликвидирован как юридическое лицо. И на его месте возник «ЛиНИК». Причина (официальная) – в желании английских партнеров из ВР работать по более прозрачной схеме. До этого, скажем, «ЛиНОС» арендовал (!) на НПЗ производственные мощности. Нефть поставлялась через посредника, бензин и прочая продукция сбывались через торговые дома. Директором одного торгового дома, к слову, был нынешний президент ТНК-ВР Сергей Лизунов. В процессе реструктуризации, который идет с 2004 года, некоторые из них были ликвидированы, появились новые структуры. Изменилась конфигурация холдинга, которым является ТНК, прежние топ-менеджеры формально заняли новые должности. Сбытом (сетью розничных продаж) теперь занимается «ТНК-Сбыт», а возглавляет его Марк Гудвин - член правления ТНК-ВР.
К слову, абсолютное большинство заправок под брэндом ТНК – это так называемые джобберы, работающие по схеме франчайзинга. Компания дает им (фактически в аренду) торговую марку, они в свою очередь должны выдерживать качество обслуживания, отчисляя за пользование фирменным логотипом часть прибыли. Естественно, агентское соглашение подразумевает, что на «ТНКшных» заправках продается только бензин ТНК. Для проверки качества бензина у компании есть микроавтобусы с выездной лабораторией, о существовании которых рядовой потребитель знает, благодаря массированной рекламе. По конфиденциальной информации, в этом году джобберскую сеть здорово «почистили»: вроде бы на некоторых заправках не владельцы смогли удержаться от искушения, образно говоря, разбавить бензин ослиной мочой.
Раньше сбытом руководил член правления Феликс Лунев, но теперь он вроде бы как коммерческий директор. Точнее - генеральный директор ООО «ТНК-ВР Коммерс», которая, впрочем, и занимается оптовой торговлей нефтепродуктами. Управление Лисичанским заводом идет через Департамент поддержки нефтепереработки, которым до прошлого года руководил Филипп Карпеко, а после перехода того в центральный московский офис – Сергей Денисов.
Помимо этого, под корпоративным управлением находится много фирм, в том числе одно интересное ЗАО – «РУР групп С. А.». Оно примечательно тем, что его прежними учредителями были бывший губернатор Кировоградщины Эдуард Зейналов, бывший первый помощник Виктора Ющенко Александр Третьяков и компания «ТМК». С другой стороны акционером был вице-президент российской "Славнефти" Анатолий Тернавский. Видимо, после приобретения «танкистами» 50% акций компании «Славнефть», собственником «РУРа» стала TNK Financial Limited, которой принадлежит ПИИ «ТНК-Украина». Таким образом, ТНК приросла заправками. К сбытовым мощностям компании также относятся ООО "Оникс - нефть", ЗАО "Спецстроймонтаж", СП «Кершер» и т.д.
На этом виртуальную экскурсию по холдингу мы закончим, поскольку автор, честно говоря, не разбирается в нефтепроизводстве и слабо ориентируется в многочисленных структурах ТНК. Замечу только, что общая численность административного персонала компании (без учета завода) – почти полтысячи «боевых единиц», распределенных по десятку департаментов, которые управляются директорами (в ряде случаев – вице-президентами), а они в свою очередь подчиняются президенту. Эту должность после добровольного ухода из компании Александра Городецкого занял Сергей Лизунов.
Продолжение следует.