Изнанка ТНК-2. Тотальная прослушка и дозоры на дорогах
«Обозреватель» продолжает публиковать материалы о крупнейших отечественных корпорациях. После успешных материалов об изнанке банка «Правэкс» и подноготной мобильного оператора UMC предлагаем вниманию читателей исследование еще одного финансово-промышленного монстра - ТНК-ВР.
Напоминаем, что по окончании серии публикаций об изнанке компании мы разместим на сайте подборку самых интересных комментариев читателей, а так же предоставим слово пиар-отделу компании для комментария авторского исследования.
Продолжение. Первая часть исследования: Внутренности компаний. ТНК в Украине: как закаляется нефть?
Несколько слов о департаментах. На официальном сайте ТНК первым стоит Департамент безопасности, которым руководит Михаил Булкат. И это не случайно – безопасности здесь уделяют первостепенное значение, возможно, даже большее, чем в аналогичных коммерческих структурах. Во всех помещениях офиса (за исключением вроде бы туалетных комнат) установлены камеры слежения. В коллективе перманентно ходят пассивные слухи о тотальном прослушивании помещения. Устраиваясь на работу, не удивляйтесь, если вам на мобильный телефон позвонит сотрудник службы безопасности и уточнит некоторые сведения. Например, как вы попали в число соискателей вакансии, кто вас рекомендовал, при каких обстоятельствах познакомились с этим лицом и т.д. С теми, кто устраивается на работу, сотрудники департамента безопасности довольно часто проводят «спецбеседы». Проверка каждого, кто претендует даже на техническую должность идет самым суровым образом.
Отдельная тема – это безопасность топ-менеджмента. Об этой категории сотрудников ТНК, которые в некотором роде балованные дети, мы расскажем дальше. Пока лишь заметим, что даже банальный выезд в город Лизунова (а ранее – Городецкого), не говоря уже об обеспечении визитов московского начальства, это целый комплекс мер предосторожности. От проработки маршрута до проверки по возможности помещения, куда направляется руководитель. Говорят, что на всем пути следования автомобилей первых лиц выставляются «дозоры», каждый пункт маршрута, каждый поворот проходит согласование с «безопасниками». Возможно, такой «напряг» в плане обеспечения безопасности связан с тем, что вопреки существующим в такого рода компаниях традициям приглашать на должность начальника охранной службы человека из КГБшно-СБУшной среды, в ТНК ее занимает бывший первый заместитель начальника ГУ МВД Украины в Киеве Михаил Булкат. В прошлом – руководитель УБОПа, пользовавшийся, по словам коллег, личным доверием покойного генерала Кравченко.
Официальным лоббистом интересов ТНК во власти является Сергей Дорожкин, который возглавляет Департамент по взаимодействию с органами государственной власти. Ранее Дорожкин занимался маркетингом и продажами на ОАО "Лисичанскнафтопродукт", но когда возникли «постприватизационные трения» с ФГИ его кинули на это направление работы. Дорожкин хорошо знаком со многими высокопоставленными чиновниками –
еще с советский времен в его обязанности входило сидеть в Киеве и выбивать для завода все необходимое.
Главой аудиторского департамента (финконтроль) является Александр Жиленко, о котором отзываются как о неподкупном и принципиальном кадре. Он регулярно проверяет структурные подразделения компании на предмет финансовых злоупотреблений персонала. Кстати, если ставить вопрос, существует ли возможности злоупотреблений, то ответ на него будет положительным. Дело в том, что в «расходных подразделениях» откаты можно взять, на чем угодно. Начиная от протежирования конкретной сети автозаправок при заключении агентского соглашения и заканчивая выбором фирмы, которая будет мыть полы в офисе. Не случайно в ТНК введен корпоративный стандарт (стандарты в ТНК – это внутренние законы, усиливающие по идее корпоративный дух и способствующие минимизации правонарушений) «Внутренний контроль и финансы», который должен помогать в борьбе с порчей репутации посредством финансовых скандалов. Если можно так сказать.
Еще одним способом минимизации злоупотреблений является тендерная процедура. Ее истоки уходят во времена, когда ТНК в Украине только становилась на ноги, и в офисе на Владимирской делали ремонт. По окончании ремонта в Киев приехали ревизоры из центрального московского офиса и стали выяснять, почему та, а не другая фирма получила подряд. Чтобы вопросов больше не возникало, было решено создать тендерный комитет, который выбирает контрагентов.
Но даже после этого, процесс согласования расходов довольно сложен. Отдельные сотрудники называют его забюрократизированным. Чтобы «легализовать» платежку, нужно собирать несколько подписей и виз, причем, часть «бумажных», а часть электронных – через компьютер. «Бумажные» не ставятся, пока не пройдут компьютерные, все это слегка усложняет элементарные процедуры.
Юридический департамент возглавляет азербайджанец Джаваншир Солтанов. Есть еще кадровое подразделение (Татьяна Петрук), департамент, занимающийся слияниями (Олег Гез), рекламой и связями с общественностью (Юлия Семенко) и т.д. Но кроме этих обычных для крупной компании структур имеется и нечто нестандартное. Это Департамент поддержки бизнеса, который возглавляет Юрий Кагарлицкий. Фактически он является банальным завхозом ТНК, но широкого профиля. Поддержка бизнеса занимается всем – от уборки в помещении компании до подбора туалетной бумаги нужной мягкой и коньяка излюбленной выдержки для высокого руководства из Москвы.
Сам факт наличия этого департамента говорит о том, что в ТНК уделяют особое внимание удовлетворению прихотей владельцев. Наряду с внедрением корпоративного духа в работающие массы, это является отличительной чертой компании.