Михаил Бродский «Чем ближе к деньгам, тем больше свинства».
Свинство, что по звонку можно остановить или наоборот, ускорить любое дело в правоохранительных органах. Свинство — все то, в чем мы сегодня живем.
Михаил Бродский, пожалуй, является рекордсменом по количеству громких заявлений и обвинений в адрес различных украинских политиков. В ответ от них он получает не менее «добрые» оценки. Чего стоит хотя бы недавнее лишение Бродского права голоса в Киевсовете на один день. «Я лишаю вас слова согласно регламенту — за хулиганские действия и наглую морду», — аргументировал это решениемэр Киева Леонид Черновецкий. Во многом именно благодаря Бродскому внимание всей Украины сейчас приковано к попыткам добиться перевыборов городского головы в столице. После натуральных кулачных боев в Киевсовете гиперактивный депутат не без колебаний согласился дать «ВД» интервью, посвященное политическому свинству. Но в разговоре с нами он, как всегда, был откровенен и резок в оценках. За что, собственно, ему и симпатизируют многие киевляне.
Михаил Юрьевич, в чем вы видите истоки нынешнего свинства, ставшего уже традицией в украинской политике?
— Свинство в политике — на самом деле довольно сложный термин. К сожалению, все наше общество живет по-свински. Об этом свидетельствует деградация общества, отсутствие моральных устоев на разных уровнях. К примеру, если сегодня муж не приносит в семью достаточно средств, жена говорит ему: смотри, а муж соседки приносит больше. Так он же ворует, отвечает ей муж. Так и ты воруй, говорит ему жена. Получается, что воровство на всех уровнях, от самого низшего до высшего, вошло в норму. Причем вошло давно, еще в советские времена. Помните, тогда на заводах воровали болты, гайки, разводные ключи и даже карандаши и ластики в конструкторских бюро. Каждый нес домой, что мог.
Это происходит и сейчас, только на более высоком уровне — воруют и распределяют бюджетные деньги, землю, прочие блага. Из этого исходит и всеобщее отношение к политикам. Мол, давайте оставим в покое этого политика, пусть еще посидит на высокой должности, он ведь наворовался уже, должен быть поспокойнее, чем тот, который придет за ним. Такое отношение к тем, кто имеет власть в этом обществе, — тоже свинство. Да, политики обманывают народ, и это большое свинство. Но, думаю, никто не станет спорить, что народ сам рад обманываться, как ни обидно это звучит. Ну а главное свинство в том, что моралью в нашем обществе стали деньги. Я вспоминаю героя Сергея Бодрова из фильма «Брат-2», знаменитую его фразу «В чем сила, брат? В правде». Не в деньгах. Важность денег сегодня завышена донельзя.
Но разве не деньгами наиболее объективно оцениваются усилия человека в той или иной сфере?
— Да, деньги — это оценка успеха человека, но она должна приходить через равную конкуренцию, через честные правила игры, единые для всех. Не все могут быть успешными в бизнесе, не все могут участвовать в свободной и равной конкуренции, да и не надо это всем — каждый хорош на своем месте. Не все могут быть космонавтами, профессорами, физиками, бизнесменами, владельцами фабрик, верно? Кто-то работает на этих людей, кто-то работает в бюджетной сфере. Но свинство — не платить этим людям зарплату, адекватную их труду. Свинство — не уплачивать налоги. Свинство — поднимать тарифы на коммунальные услуги в три с половиной раза, чтобы потом присвоить часть этих денег. Свинство, что прокуратура не возбуждает уголовных дел по имеющимся фактам. Свинство, что милиция не ищет преступников. Свинство, что по звонку можно остановить или наоборот, ускорить любое дело в правоохранительных органах. Свинство, что нас не судит справедливый суд. Свинство — все то, в чем мы сегодня живем.
С другой стороны, вас самого недавно лишили голоса в Киевсовете на один день, по выражению мэра, «за хулиганские действия и наглую морду». Похоже, вы в своем поведении тоже не идеал?
— В Киевсовете я сейчас борюсь за то, чтобы было учтено общественное мнение по отношению к мэру Леониду Черновецкому и подконтрольному ему большинству в горсовете. И я докажу, как депутат Киевсовета, что склонность к компромиссам приводит к тому катастрофическому положению, которое мы наблюдаем в столице. Я доведу до конца начатое дело, сами киевляне докажут и Киевсовету, и Черновецкому: власть в городе принадлежит народу и по закону, и по факту. Мы сможем сместить Черновецкого и провести повторные выборы. Ведь то, что Черновецкий делает с Киевом, — полное свинство.
Стиль вашей работы в Киевсовете иначе как провокационным не назовешь. Вы считаете такую тактику наиболее эффективной?
— Своими действиями мне и моим единомышленникам удалось предотвратить много несправедливых решений. Благодаря нашей позиции некоторые вопросы в Киевсовете уже не хотят рассматривать именно из-за того, что они построены на откровенно воровских схемах. У нас, к сожалению, только зарождается оппозиция. Чтобы противостоять политическому свинству, она должна быть сильной, действенной. И внутри оппозиции должна быть своя оппозиция — как проверка на чистоту. Власть принадлежит закону, а не этим людям. Они говорят: у нас власть, и мы можем сделать все, что захотим, так как у мэра есть большинство. Но большинство на самом деле есть только у киевлян, как и власть. Надо им просто напомнить об этом.
Но пока вы напоминали киевлянам о демократии, члены возглавляемой вами фракции БЮТ договаривались о сотрудничестве с мэром, не так ли?
— Действительно, я больше времени боролся со своими однопартийцами, чем с многочисленными «свинскими» инициативами мэра. Свинством стало голосование за повышение жилищных тарифов. Голосовали и депутаты БЮТ, и фракция «Нашей Украины». Если бы они не проголосовали тогда, повышения тарифов не было бы. И такая ситуация не только с тарифами. Если бы БЮТ не голосовал за отмену земельных аукционов — не продолжилось бы разворовывание киевских земель. Мне обидно за своих однопартийцев, которые делали свинские поступки. БЮТ постоянно создавал группы для контактов с Черновецким, мне постоянно говорили: выйдите из фракции, вы мешаете нам сотрудничать с мэром, вы злите его! Мне обидно, что и Юлия Тимошенко поддерживала их в этом, мол, надо брать от Черновецкого должности, договариваться.
Тем временем «Наша Украина» также перешла на сторону Черновецкого. Она голосовала за распределение депутатов по комиссиям, отдав под контроль Черновецкому четыре главные — по земле, собственности, строительству и бюджету. Тем самым они помогли решать личные вопросы мэру и его семье. Все, что происходило восемь месяцев в Киевсовете, — это полнейшее свинство. Просто свиноферма какая-то. Чтобы не быть причастным к этому, я вышел из фракции БЮТ Киевсовета. Я никого не призываю делать это, но я готов сотрудничать с теми, кто разделяет свою позицию с киевлянами. На мой взгляд, нужно предоставить киевлянам еще одну попытку выбрать городского голову.
Вы думаете, люди не устали от выборов?
— Я вижу, что в Киеве с каждым днем растет процент недовольных властью. В то же время я наблюдаю и общественное свинство, вернее, апатию по отношению к тому, чем занимается власть. Это аморально, потому что приводит к вседозволенности чиновников. Конечно, каждый народ имеет тех правителей, которых он заслуживает. Но мне кажется, украинцы, и киевляне в частности, заслуживают лучшего. Киевсовет сегодня, на мой взгляд, работает еще хуже, чем нынешний парламент. Это происходит из-за ежедневной близости к распределению бюджетных средств и соблазнов, связанных с этим. Чем ближе к деньгам, тем больше свинства.
Что касается нынешнего состава Киевсовета, то понятно, чего хотят эти люди. Переделать их невозможно. Я вижу полное отсутствие политической ответственности депутатов Киевсовета. Свою работу они понимают так: еще четыре с половиной года, я оторву кусок земли, денег, а дальше — трава не расти. У них это называется «решать вопросы». Главным фактором борьбы с этим свинством, по-моему, должна стать свобода слова. Другого механизма еще никто не придумал. Свобода слова помогает сформировать общественное мнение, которое будет влиять на принятие властью тех или иных решений. Люди сами способны свести все негативные проявления на нет, стоит лишь напомнить им о моральных ценностях и о том, что их голос может и должен быть услышан.
Вам не кажется, что свинство, о котором мы говорим, — неизбежный атрибут начальной стадии развития демократии и масштабного перераспределения собственности?
— Да, я вспоминаю Америку 1920-30-х годов, там в этот период также начиналось построение демократического общества. Мы сейчас находимся на этом же пути. Можно, конечно, пройти его эволюционно. Но для этого, по-моему, понадобится не менее 30 лет. Как там у Некрасова: «Жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе».
Уж лучше добавить в эволюцию немного революции. Тем более, сейчас эпоха информационных технологий, большие возможности донести информацию до общества, разбудить его, лечить. Необходимо лишь создать условия для активности общественных организаций, чтобы люди собирались, обсуждали, спорили — чтобы процесс демократизации шел и ускорялся. Развитые государства строились столетиями. Но мы имеем возможность учиться на ошибках других. А лечение всеобщего свинства нужно начинать с власти.
А почему не с общества?
— Потому что тотальное недоверие людей друг к другу начинается с недоверия к милиции, к армии, к СБУ, к судьям, к политикам, к руководству страны, в конце концов. Доверие на латыни — credo. «Io credo te» — я верю тебе. Отсюда пошло слово «кредит». Но в нашем понимании, кредит — это взять в долг. Минуточку, но в долг же дают только тому, кому доверяют? Возьмем, к примеру, современного бизнесмена, не украинского. Он доверяет полиции, суду, налоговой. Если возникают какие-то проблемы, он обращается во все эти органы, зная, что они его защитят. Но только не в нашей стране — доверия к этим институтам нет ни у кого. У нас скорее бизнесмен обратится к мафии, «крыше», политикам, чтобы они, а не правоохранительные органы или суд, помогли им решить свои проблемы. И они, как ни странно, решают, как альтернатива тем государственным институтам, которые должны это делать по закону. Это ли не свинство? А потом все удивляются коррумпированности украинских институтов власти, управленческих центров.
Государственная система должна быть построена так, чтобы необходимость давать взятку, искать «крышу» отпала сама собой. Только тогда не будет необходимости обращаться к криминалитету. Вы не хотите мафии, коррупции? Нужно просто чтобы каждый был занят своим делом, от премьер-министра до постового милиционера. Чтобы депутаты горсовета не ходили к мэрам за земельными участками, а выполняли свою работу. Тогда появится доверие к этим институтам. Если же мы будем продолжать бороться с отдельными взяточниками, перспектив не будет. Первобытные люди отдали часть своей свободы, чтобы государство их защищало. А современные люди платят налоги не государству, а другим людям. Платя налоги, мы как бы даем кредит доверия государству, что оно их не присвоит, и пойдут они на зарплаты бюджетникам, помощь инвалидам, пенсионерам. Тогда и богатые люди будут охотнее платить налоги. Все очень просто, но когда я рассказываю об этом политикам, той же Юлии Тимошенко, она не слышит этого.
Наталия ВЕРНИГОРА, „ВЛАСТЬ ДЕНЕГ”
Биографическая справка
Бродский Михаил Юрьевич, депутат Киевского городского совета, почетный президент концерна «ВЕНЕТО». Родился в 1959 г. в Киеве.
ОБРАЗОВАНИЕ
1974-1978 гг. — Киевский техникум транспортного строительства.
1996 г. – Институт рыночных отношений и предпринимательства Международного центра «Рынок».
КАРЬЕРА
1978-1979 гг. — служба в армии.
1979-1986 гг. — техник, инженер Киевского монтажно-наладочного управления.
1986-1989 гг. — старший инженер, прораб, начальник хозрасчетного участка треста «Киевбытремстрой».
1989-1991 гг. — исполняющий обязанности заместителя начальника управления производственно-технической комплектации производственно-жилищного ремонтного объединения Киевского горисполкома.
1991-1994 гг. — директор малого государственного предприятия «Томпо».
1994-1997 гг. — президент производственно-коммерческого концерна «Денди», вице-президент, президент Гильдии предпринимателей г. Киева, председатель правления ЗАО «Издательство «Киевские ведомости» (газеты «Киевские ведомости» и «Команда», радио «Киевские ведомости»).
1994-1998 гг. — депутат Печерского районного Совета народных депутатов г. Киева.
1998-2002 гг. — народный депутат Верховной Рады Украины 3-го созыва.
С марта 2006 г. — народный депутат Киевского городского совета.
СЕМЬЯ
Женат. Воспитывает двух сыновей, дочь и внучку.
„ВЛАСТЬ ДЕНЕГ”
Бродский первым заявил о коррупционности связки «Леонид Черновецкий — большинство Киевсовета», Бродский первым заговорил о необходимости проведения референдума о недоверии мэру Черновецкому, Бродский первым пришел к публичному выводу, что большинство столичной Рады настолько коррумпировано, что необходимо срочно ставить вопрос и о досрочном роспуске и представительского органа. Прошло не так много времени, и о злоупотреблениях «Лени-космоса» говорят не только оппозиционеры киевского уровня, на защиту киевлян вышли даже Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко. Именно по этой причине „Обозреватель” решил перепечатать итоговое интервью Михаила Бродского...
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ