Изнанка ТНК-3. Боссам – VIP-бар, остальным – вода в кулере
Продолжение. Предыдущие части:
Внутренности компаний. ТНК в Украине: как закаляется нефть?
Изнанка ТНК-2. Тотальная прослушка и дозоры на дорогах
«Обозреватель» продолжает публиковать материалы о крупнейших отечественных корпорациях. После успешных материалов об изнанке банка «Правэкс» и подноготной мобильного оператора UMC предлагаем вниманию читателей исследование еще одного финансово-промышленного монстра - ТНК-ВР.
Напоминаем, что по окончании серии публикаций об изнанке компании мы разместим на сайте подборку самых интересных комментариев читателей, а так же предоставим слово пиар-отделу компании для комментария авторского исследования.
Гибрид демократичности и иерархичности
Жизнь обычного сотрудника ТНК протекает в офисном помещении «открытого типа», представляющем собой общую комнату, разделенную на блоки. По приблизительным подсчетам, несколько департаментов сидят в офисе площадью 80-90 квадратных метров. Руководителю департамента отведен небольшой кабинет. Ремонт, по мнению разбирающихся людей, весьма средний. В кабинетах руководителей отделка посолиднее, интерьер выдержан на грани демократичного и дорогого. Т.е. красного дерева нет, но и дешевых «побрякушек» тоже. У Александра Городецкого в кабинете был довольно крутой аквариум, Сергей Лизунов отдает предпочтение картинам.
Интереснее другое: несмотря на показную демократичность и тщательно культивируемую атмосферу «корпоративной семьи», в ТНК существует четкая иерархия, проявляющаяся даже в мелочах. Например, несколько лет назад была введена доплата на питание в зависимости от должности. Наиболее высокопоставленные персоны (президент, вице-президенты, члены правления) имеют право пользоваться VIP-кафе. Остальные сами выбирают, где перекусить. В межобеденное время можно бесплатно попить водичку из кулера.
Аналогичная ситуация и с транспортом. Общей системы развозки сотрудников нет. Да она и не нужна. Простые работники компании пользуются общественным транспортом. Более высокопоставленные (начиная, примерно, от замдиректора департамента) ежемесячно получают специальные доплаты на такси. Причем, достаточно щедрые – несколько сотен долларов в месяц на человека. Для самого высокого начальства машины покупают или нанимают.
Мобильные телефоны оплачивают централизованно. К слову, за счет того, что мобильная корпорация ТНК довольно многочисленна, звонки внутри оператора (не будем уточнять какого, чтобы не делать рекламы) обходятся дешево. Лимиты на «внешние» звонки также немалые, исчисляются часами. Правда, их превышение не поощряется.
Лимит есть и на пользование самолетами. Чартерные рейсы заказывают в основном на завод, гораздо реже летают чартерами в Москву (туда обычно отправляются рейсовыми, в бизнес- или -эконом классе, в зависимости от должности). Посадку совершают в Северодонецке, так как в Лисичанске нет аэропорта. По конфиденциальной информации, предпочтение отдается чартерным услугам «Украинской авиационной компании «Аэростар», которая принадлежит Людмиле Супрун через ООО «Карго Сервис». Возможно, это объясняется тем, что Сергей Лизунов с самого своего появления в Украине в 1999 году, сблизился с тогдашним председателем Верховной Рады Александром Ткаченко, к которому Супрун, как известно, имеет прямое отношение. А, может, дело в качестве услуг. Не берусь судить…
Набор сотрудников в компанию осуществляется двумя путями – напрямую (на сайте размещена анкета соискателя и список вакансий) и через рекрутинговые агентства.
Правда, иногда ценного профессионала «переманивают» из другой компании. При приеме на работу, он, в отличие от прочих соискателей, не проходит обязательного собеседования, а лишь заполняет анкету и исследуется департаментом безопасности. Тех, кто со скандалом ушел с предыдущего места работы или был замечен в сомнительных делах, не берут. Даже если человек полностью подходит. Репутационный момент имеет большое значение.
Как и во всех компаниях, перед тем, как влиться в коллектив, «абитуриент» проходит несколько стадий собеседования (в том числе, в том департаменте, который заказал кадровое пополнение), и попадает на испытательный срок. Обычно это три месяца. Тем, то прошел испытательный срок, полагается медицинская страховка. Также в зависимости от должности. Страховка позволяет в умеренных размерах пользоваться всеми преимуществами платной медицины, включая стоматолога. В общем, нормальная страховка, коллектив не жалуется.
Что касается карьерного роста, то, работая в ТНК, скорее, можно ждать повышения зарплаты, чем повышения в должности. Хотя бывает по-разному. Зарплаты определяются
методом высчитывания «средней по рынку». Сравнивают с аналогичными по численности и масштабу компаниям (не обязательно нефтяными). В принципе, оплата пристойная, хотя и не «сдобренная» премиями. Премии даже за ратный сверхурочный труд здесь платят неохотно, система материальных поощрений сугубо индивидуальна и страшно засекречена. Любопытство жестко пресекается (и камеры слежения тут верный помощник). Есть некоторые общие надбавки, они зависят от стажа и представляют собой нечто вроде 13-й зарплаты. Отдел кадров периодически играет в «бюрократические игрушки» типа коэффициента трудового участия, когда один департамент оценивает деятельности другого. Сотрудники называют это полной дурью, потому что почвы для объективности в таких оценках нет, а обижать коллег не хочется.
Что тут проводят регулярно, так это тренинги для сотрудников и всевозможные объединительные мероприятия. Специализированные компании обучают на семинарах, которые нередко совмещают с отдыхом. В частности, под это используется база отдыха НРБ в Глебовке: деревянные евро-домики в сосновые бору арендуют иногда на несколько суток, чтобы люди могли там переночевать. Бюджет такого рода мероприятий не мал, но денег на это в ТНК не жалеют.
Точно также не экономят на подарках и корпоративных праздниках. Корпоративные вечеринки, наряду с бэйджами, нагрудными значками, собственным журналом и прочими «отличительными особенностями», задумываются как способ сплочения коллектива. Для организации мероприятий на высоком уровне приглашаются специализированные агентства. И если раньше «праздничная программа» держалась на «трех китах» - Новый год, пикник, День рождения компании и Корпоративный пикник, то сейчас добавились и конкурсы красоты, и спортивные соревнования, и многое другое. Вообще, о «внеофисной работе» в ТНК следует рассказать отдельно.