Томенко: «Майдан – собственность общества, а не Андрея Ющенко или Виталия Кличко»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Разговор с номером первым в списке Блока Юлии Тимошенко в Киевсовет мы начали с вопроса, который активно обсуждается киевлянами.
– Николай Владимирович, говорят, в новом Киевсовете бизнесменов будет – хоть отбавляй…
– Будут, никуда они не денутся… Но большой бизнес, который контролирует строительную и торговую сферу, не пройдет. Во всяком случае, не весь. Эти деятели сконцентрированы преимущественно в трех списках – «Нашей Украины», «Едности» и «Европейской столицы». Но на счет последних у меня есть большие сомнения, что они наберут 3 процента – сам проект, само название очень циничное: по списку там идут люди, которые превратили Киев, европейскую столицу, в какой-то арабский город, с огромным подземным базаром в центре, с пестрыми небоскребами… За это персональную ответственность несет Миргородский, зам. главного архитектора Киева Бабушкина, а кроме него в «Европейской столице» еще есть Парцхаладзе, Георгиевский, Задорожний… Кстати, в ресторанах сети «Козырная карта» всех официантов и барменов одевать едва ли не в белье с логотипом «Европейской столицы», - это первый прецедент в Украине, когда произошла политизация ресторанов и баров, осталось только еще сделать стриптиз-бары партийные… У «Едности» и ее бизнесменов-строителей тоже шансов мало. А «Наша Украина», конечно, пройдет, вот там бизнес крупный есть, опять-таки, строительный. Поймите – я не против строительства, но трагедия строительства по-киевски в том, что три-четыре крупных монополиста давно забыли о том, как выглядят кирпич и цемент. Получив право на землю, они тут же его перепродают. Отсюда и цены: дома строят по десять субподрядчиков, каждый имеет свою выгоду, а мы кормим всю эту цепочку. И, кстати, последняя нашумевшая жилищная афера – следствие такой системы.
- А в ваших списках разве исключительно новые люди?
- Большинство кандидатов в депутаты Киевсовета от БЮТ – это экономисты, юристы, гуманитарии, ранее в системе власти не работавшие. В идеале, даже непричастные к махинациям столичной власти депутаты нынешнего созыва не должны бы баллотироваться в Киевсовет. Но городская конференция приняла решение, и несколько человек, которые реально работают, популярны у себя в округах, все же прошли в список кандидатов в горсовет от БЮТ. Это Бабак, Березников, Карабаев, Евлах. Поэтому наш список – это симбиоз новых людей и части популярных депутатов нынешнего созыва.
– Почему БЮТ своего кандидата в мэры не выставил?
– Нас не интересует должность киевского мэра. Через год после выборов киевляне станут забывать имя городского главы. Во всяком случае, нынешних информационных атак типа «все, что не делается в городе, делается городским главой» больше не будет. Омельченко дарит кому-то квартиру, которая была построена или куплена за наш счет - налоги киевлян, деньги инвесторов жилья – а потом об этом пафосно рассказывают коммунальные СМИ, которые тоже работают за наш счет. А мэр-то тут при чем? И второй шаг – мы через Раду будем менять закон «О статусе города Киева». Я, кстати, лично буду куратором в Верховной Раде нашей киевской фракции. Так вот, мы хотим, чтоб в Киеве мэр был лишь спикером Киевсовета, чтоб помогал решать конфликты между фракциями и договариваться. А делить деньги городской глава уже не будет.
– Вот вы так жестко в адрес Сан Саныча высказываетесь, а Бродский утверждал, что Омельченко – меньшее зло.
– Нет! Мы и сегодня единственная фракция, которая жестко критикует инициативы Омельченко, мы категорически выступили против увеличения численности Киевсовета и за мораторий на застройку. Я вам гарантирую – мы не поддержим ни Омельченко, ни Кличко, ни Черновецкого, никого. По нашему мнению, они не соответствуют тому образу городского главы, за которого мы бы агитировали. Наша стратегия проста: мы работаем в формате уже новой Конституции, если хотите, мы стремимся сделать из Киева парламентскую республику, руководить которой будут киевляне и Киевсовет. Мы хотим, чтобы функции Киевгорадминистрации были сведены к представителю президента, который будет наблюдать за выполнением законов и постановлений, но не будет принимать управленческих решений. Все полномочия должны достаться правительству Киева, которое будет формировать Киевсовет.
– С кем большинство делать будете? С «Порой-ПРП»?
– С «Порой-ПРП» ситуация сложная, там же в списке вообще идет лишь один человек от «Поры», так что «Поры» как таковой в Киевсовете не будет. Да и непонятны мне заявления Кличко – то он говорит, что Омельченко его друг, то обещает бороться с коррупцией. Как же это он бороться-то будет с такими друзьями? Умозрительно ближе всего нам концепция «Гражданского актива Киева», мы ведем с ними консультации по программам «Справедливые пенсии», и другим. Еще на нас выходят некоторые представители Соцпартии, они тоже близки к нашим убеждениям, но необходимо проанализировать и их список. В общем, проблемы формирования большинства в Киевсовете не будет. И, кстати, мы готовим большой сюрприз для Омельченко, или того, кто станет мэром: большинство будет формироваться не вокруг мэра, а вокруг программы. Если мэр программу поддерживает, ему будет легко работать, если нет – ему придется тяжело. Если он совсем не поддерживает – большинство инициирует его отставку. Мне вообще эта позиция формирования большинства под кого-то, вокруг какой-то личности, непонятна – это же кучмовские принципы! Вот сейчас мы и по парламентскому большинству ведем переговоры с НУ, предлагаем формировать большинство вокруг программы Кабмина, а Зварич уверен, что лидер всех времен и народов – Ющенко, предлагает объединиться вокруг него, согласовывать с ним кандидатуры. Бред какой-то! Если так, и Омельченко большинство сформирует: сделает себе сорок заместителей, и каждая партия получит своих представителей среди замов главы КГГА. В городе уже сейчас сложилась уникальная властная коалиция из Партии регионов, блока Литвина, «Нашей Украины» и «Европейской столицы». В Киеве, в «антиянуковичевском» городе, у Омельченко два зама от Партии регионов, два - от блока Литвина, один от «Нашей Украины», один – от «Европейской столицы», начальники управлений – от СДПУ (О).
– С Киевом понятно, а на какие еще города БЮТ рассчитывает?
– Центральная и Северная Украина – все области, у нас там лучший рейтинг. Западная Украина, там мы на втором месте после НУ с небольшим отставанием, на втором месте БЮТ и на Юге. А на Востоке победить не получится, но мы рассчитываем на достаточное число голосов, чтоб сформировать мощную оппозицию. В Крыму тоже у нас неплохие шансы на конструктивную оппозиционную работу.
– Сейчас электорат поделен на оранжевый и бело-голубой секторы. Беда в том, что оранжевые партии перетягивают избирателей друг у друга, а не борются с «регионами». Зачем?
– Можно назвать три категории избирателей – убежденные оранжевые, убежденные бело-голубые и не определившиеся – разочарованные и коммунистами, и Януковичем, и новой властью люди. Вот мы концентрируемся на дискуссии и убеждениях последних. Плохо, что сейчас спекулируют оранжевой революцией, это дискредитирует Майдан. Нельзя приватизировать его идеологию. Да тот же оранжевый Кличко – когда они с братом пришли на Майдан, мне пришлось рассказывать им о том, что вообще происходит в стране, чтоб они смогли выступить… В общем, Майдан – это собственность всего украинского общества, а не Андрея Ющенко или Виталия Кличко. И нельзя дважды предлагать обществу то же самое, надо придумывать, как выходить из ситуации по-новому, как исправить ошибки, которые допустила новая власть. Надо повернуть голову вперед, и не вспоминать о том, как Порошенко на Майдане мучился и мерз, занимаясь в перерывах бизнесом. Или Червоненко, который охранял Ющенко, а в свободное время выпрашивал у Кучмы последний орден из набора «За заслуги». И таки выпросил… Когда Порошенко, Третьяков и Червоненко говорят: «Не предай Майдан!», то это уже даже не смешно.
– Есть ли способ переубедить убежденных бело-голубых?
– К сожалению, пока нереально. Я как вице-премьер был четыре раза в Донецкой и Луганской областях. Там агитационная машина Медведчука–Януковича настолько хорошо сработала, что люди не понимают, что необязательно голосовать за «донецких», чтоб отстоять свои интересы. Мы реально возвратили шахтерам больше 300 миллионов гривень задолженности по зарплатам, накопившейся за годы президентства Кучмы – люди плакали, когда им возвращали по 15-20 тыс. грн. Они не верили, что им когда-нибудь это вернут… Но они не поверят в то, что их интересы может отстаивать кто-либо, кроме «донецких». На этих выборах революции в сознании Донецка и вообще Востока не произойдет. Это можно делать лишь к следующей кампании.
Михаил ГАННИЦКИЙ, http://www.pk.kiev.ua/