19 февраля Украина будет отмечать важную веху в своей истории и темы соборности страны. Именно в этот день в 1954 году Президиум ВС РСФСР и УССР решил передать Крымскую область в состав Украины. Я уже писал, что передача Крыма Украине была, по сути, его воссоединением с Украиной, то есть возвращением земель, которые во времена Киевской Руси более двухсот лет принадлежали Киеву (https://www.obozrevatel.com/news/2006/1/18/80348.htm).
Когда с принадлежностью Крыма Украине даже для матерых империалистов все более-менее понятно, то присутствие в Севастополе Черноморского флота России провоцирует некоторых из них на мечты о присоединении отдельно взятого города к России. Именно поэтому до сих пор культивируются мифы о Севастополе как о городе «русской воинской славы».
Следует сказать, что историческая реальность имеет мало общего с этими мифами. Историческая и мифологическая проблема Севастополя как «оплота России на Юге» состоит в том, что город до сих пор не выдержал ни одной осады.
В истории имперского мифотворчества о Севастополе огромную роль сыграла неудачная защита города в Крымскую войну 1853-55 гг., которая окончилась его капитуляцией. Россия мечтала о взятии «Второго Рима» - Константинополя и захвате Черноморских проливов, и из-за этого напала на Турцию. За слабеющую Оттоманскую империю вступились Англия и Франция. К ним вскоре присоединилось и такое экзотическое государство, как королевство Сардиния.
Главным театром военных действий стал Крым. Высадившийся близ Евпатории - Сак противник нанес крупное поражение русским войскам на реке Альме и обошел Севастополь с востока. Англичане овладели Балаклавой и расположили там свой флот, французы разбили лагерь в Камышовой бухте. Организовав, таким образом, базы для снабжения своих войск, союзники стали готовиться к штурму Севастополя. 5 октября 1854 г. они предприняли первую бомбардировку города. 24 октября русская армия потерпела поражение под Инкерманом. Русская армия последовательно потеряла обоих командующих – во время бомбардировки погибли адмиралы Корнилов и Нахимов. В мае 1855 года англичане захватили Керчь. 4 августа 1855 г. русские войска потерпели поражение в сражении на Черной речке, а 27 августа пал Малахов курган. В ночь на 28 августа русские оставили город. 18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия лишилась права иметь на Черном море флот, строить крепости и военно-морские базы.
Такова вкратце история Крымской войны. Следует признать, что во время войны действительно была продемонстрирована и стойкость солдат в обороне. Для украинцев лестно, что не менее половины «народных» (не офицерских) героев обороны Севастополя – украинцы: Петро Кишка, Гнат Шевченко (оба родом из современного Гайсинского района на Виннитчине), боцман Буденко и другие. Кишка прославился тем, что почти каждую ночь в одиночку захватывал в плен вражеских солдат и офицеров, добывал оружие. Во время своих отчаянных вылазок разведчик был неоднократно ранен.
Однако, несмотря на все это, оборона Севастополя была чередой поражений армии и страны, основанной на рабовладельческом крепостническом принципе. Страна имела все преимущества, однако не выдержала боя с экспедиционным корпусом на своей собственной территории, имея в своем распоряжении все средства коммуникации. Именно поражение в Крымской войне вынудило царя отменить крепостнический строй и завести реформы.
Второе поражение под Севастополем произошло в период Второй Мировой войны. Оно было еще более тяжелым по количеству жертв. До прорыва немцев в начале 1942 года Москва запрещала эвакуацию Севастополя, приказывая стоять до конца. Однако контроль немцев над Крымом сделал присутствие советских войск в Севастополе бессмысленным и пагубным для войск.
В июне 1942 года, после наступления немцев в Крыму, Кремлем было принято решение об эвакуации партийного руководства кораблями из Севастополя. 4 июля 1942 года «Совинформбюро» сообщило, что советские войска покинули Севастополь. Однако это была ложь. Город покинуло только командование Черноморского флота и Севастопольского оборонительного района. Солдат, матросов и младших офицеров, фактически, бросили на гибель. Остатки войск Севастопольского оборонного района стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес, где без воды и патронов гибли десятками тысяч под огнем немцев еще целую неделю. Общие потери Красной Армии составили около 200 тысяч.
Во время второй обороны Севастополя украинцы, как и во время обороны 1854-55 годов также проявили себя наилучшим образом. Среди них те, чьими именами названы улицы – герои Советского Союза Иван Богатырь, Мария Байда, Василий Цыбулько, Николай Фильченков и др. Примечательно, что вывезенное из Севастополя руководство армии и флота во время дальнейшей войны ничем себя не проявило.
По сути, вторая оборона Севастополя во время Второй мировой войны была не столько героическим деянием, сколько трагедией сотен тысяч солдат и матросов, покинутых командованием и страной, которых они считали своими, и предельного цинизма партийного, военного и флотского руководства, которое, по сути, позорно бежало вопреки всем военным традициям, да еще и попыталось это скрыть.
Таким образом, город и его жители и защитники дважды стали жертвой удивительно неэффективной и безжалостной по отношению к своим же гражданам имперской государственной машины.
Следует отметить, что гораздо более щадящей к городу оказалась Украинская земля. Первая в истории успешно проведенная осада города была проведена Киевским князем и воинами с украинских земель. Киевляне, в отличие от большинства завоевателей, не разрушали, а строили. Киевский князь Владимир, который покорил город в 988 году, выстроил в Корсуне (бывшее название Севастополя) церковь святого Иоанна Предтечи на горе, которую насыпали жители города во время осады, и палаты для себя.
Владимир взял город осадой. Сначала войско Киевского князя начало насыпать против стен неприступной крепости исполинскую гору, однако корсуньские греки ночью через подкоп выкапывали землю и делали из нее насыпь в центре города.
Действуя по совету лояльного к Киеву корсунянина, Владимир перекопал путь, по котрому к городу шла вода. Уже на следующий день город – одна из наиболее неприступних крепостей Византии – капитулировал. Таким образом, князь Владимир Великий впервые убедительно продемонстрировал потомкам вес воды как рычага киевского влияния в регионе.
После Владимир сказал Византийским императорам (тогда их правило сразу двое): "Вот я взял ваш знаменитый город. Чул я, что имеете сестру, девушку. Если не отдадите за меня замуж, то сделаю вашей столице то же, что и этому городу сделал". Императоры испугались и отдали царевну "варвару", таким образом небывало укрепив международный престиж Киева. Фактически, именно победой над Корсунем знаменуется эпоха международного великоджержавия Руси (так в VIII-XVII веке называлась Центральная Украина, а с 13 – и Западная. Первые попытки Московии притязать на наследие, а позже и имя Киевской Руси начались только в 15 веке, и увенчались временным успехом лишь к началу 18 века).
Таким образом, Великий Киевский князь Владимир первым в истории покорил Корсунь. При этом он не разрушил город. Потому и по праву первого завоевателя, и по праву конструктивного отношения, город, который размещен на месте Корсуня, может и должен принадлежать только Украине.
Александр Палий, историк, для «Обозревателя»