Борис Тарасюк: У нас не может быть компромиссов
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
На днях Россия и Украина провели серию переговоров по наиболее чувствительным вопросам двусторонних отношений -- определению государственных границ и условиям базирования российского Черноморского флота в Крыму. О ходе этих переговоров «Времени новостей» рассказал министр иностранных дел Украины Борис ТАРАСЮК.
-- Как идут дела на переговорах по демаркации, то есть определению на местности линии сухопутной границы между Украиной и Россией?
-- Эта трудоемкая работа займет не один год. Важно, что двусторонняя комиссия впервые собирается, чтобы сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Отсутствие обозначенной на местности границы создало ситуацию правового вакуума. Раз госграница существует только на карте, то при ее нарушении на местности ни контрабандистов, ни наркоторговцев, ни мигрантов из азиатских стран нельзя привлечь к уголовной ответственности даже формально. Это ставит под угрозу безопасность граждан двух стран.
-- Возможны ли серьезные трения между Москвой и Киевом при определении границы на местности, особенно если возникнет соблазн отхватить кусок чужой земли?
-- Международная практика допускает возможность взаимных уступок. Например, чтобы не проводить границу посреди чьего-то огорода. Важно не разрушать общий баланс, исторические связи, целостность каких-то населенных пунктов. Думаю, россияне и украинцы с этим справятся без конфликтов.
-- Делить приходится не только сушу, но и море. Как проходят переговоры по разграничению морских пространств между Украиной и Россией в Азово-Керченской акватории и Черном море? 15 февраля состоялся очередной раунд переговоров относительно делимитации, то есть нанесения на карту этих границ...
-- Переговоры проходят сложно, это уже 23-й раунд. Основной спор в отношении Керченского пролива связан с разной интерпретацией Украиной и Россией линии государственной границы. Украина настаивает, что граница давно существует и нет надобности ее пересматривать. Административная граница в Керченском проливе между УССР и РСФСР зафиксирована еще в начале 1940-х годов, о чем свидетельствуют все советские карты, в том числе Генштаба бывшего СССР. После распада СССР бывшие советские республики в одном из базовых договоров констатировали, что их административные границы получили статус государственных. Граница в Керченском проливе также признана Россией в базовом договоре о дружбе и сотрудничестве от 1997 года. Российская сторона ставит под сомнение границу в Керченском проливе, чем были вызваны маневры возле украинского острова Коса Тузла. Такой подход со стороны России не дает выйти на окончательное урегулирование и делимитацию морских границ. В то же время мы верим в конструктивный подход со стороны наших российских партнеров.
-- Может ли Украина пойти на компромиссы по Керченскому проливу?
-- У нас не может быть компромиссов из-за линии государственной границы, которая существует с момента возобновления государственной независимости Украины и России. Взаимные уступки для достижения текущей договоренности возможны в вопросах делимитации границ в Азовском море, а также черноморского отрезка нашей границы на континентальном шельфе. У Украины четкая позиция, которая базируется на положениях международного морского права. Согласно этим положениям морская граница определяется от линий, равноудаленных от берегов обеих стран. Российская сторона в этом вопросе ставит под сомнение нормы международного права.
-- Базирование Черноморского флота в Крыму стало болевой точкой в диалоге Москвы и Киева. Как вы оцениваете итоги состоявшихся 14 февраля двусторонних переговоров по этой проблеме?
-- Для Украины принципиальным является выполнение российской стороной международных договоров, а также украинского законодательства относительно временного пребывания ЧФ России на украинской территории. Провокационные действия руководства российского Черноморского флота в Украине создают никому не нужное напряжение в двусторонних отношениях. Украина ожидает от российской стороны неукоснительного выполнения двусторонних соглашений 1997 года. С нашей стороны мы остаемся верными своим договорным обязательствам.
-- Что имеет в виду украинская сторона, говоря о «наведении порядка» в вопросе о пребывании российского флота в Крыму?
-- Российские военные не уведомляют украинские власти о передвижении военной техники и своих подразделений вне границ постоянной дислокации, что является нарушением базовых соглашений 1997 года. Дело дошло до рукоприкладства в отношении украинских граждан, даже надругательства над нашим национальным флагом. Черноморский флот получил разрешение на временное пребывание в Крыму на условиях соблюдения украинских законов. Если россиянам не нравится украинское законодательство, то им следует либо поставить вопрос о выводе своего флота, либо научиться жить согласно положениям базовых соглашений.
-- Насколько принципиальным для Украины является процесс инвентаризации объектов и земельных участков, которыми пользуется российский флот в Крыму?
-- Это одна из проблем, требующих немедленного решения. В соглашении 1993 года Россия и Украина договорились, что все объекты на территориях бывших советских стран являются собственностью этих стран. В то же время арендные отношения между украинской властью и Черноморским флотом России еще не оформлены, что нарушает базовые соглашения 1997 года. В связи с этим мы настаиваем на немедленной инвентаризации всех объектов, фиксации их состояния и заключения соглашений аренды на рыночных принципах. Стороны должны исходить из рыночных цен на аренду земельных участков, военных объектов, помещений. Пока же только от незаконной коммерческой деятельности российских военных по сдаче объектов, предназначенных в аренду Черноморскому флоту, бюджет Севастополя потерял миллионы долларов.
-- Секретарь совета по национальной безопасности и обороне Украины Анатолий Кинах заявил, что Украина может установить для Черноморского флота ежегодную плату за аренду земельных участков в размере 1,8 млрд долларов...
-- 1,8 млрд долл. -- это предварительная оценка. Окончательная цифра будет определена после проведения полной инвентаризации земельных участков, пирсов и бухт. Некоторые эксперты называют сумму в 4 млрд долл. в год.
-- Украина требует, чтобы Черноморский флот вернул ей крымские маяки. Российский посол на Украине Виктор Черномырдин предложил в дополнение к базовым соглашениям заключить дополнительные -- о передаче маяков в пользование россиянам до 2017 года. Возможен ли такой вариант решения спора?
-- Согласно украинскому законодательству навигационно-гидрографические объекты, обеспечивающие безопасность судоходства в Черном и Азовском морях, не могут передаваться в аренду. Поэтому все объекты гидрографии, которые находятся под управлением Черноморского флота России и являются собственностью Украины, должны быть в самые краткие строки переданы собственнику. После этого будут заключены соглашения о порядке использования российским флотом системы навигационно-гидрографических объектов безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев , "Время новостей"