Борис Березовский: «Я - генерал российской армии»

Борис Березовский: «Я - генерал российской армии»

Легендарный российский миллиардер (говорят, это он был прототипом героя известного фильма «Олигарх»), Березовский для своей страны уже давно – политэмигрант. Из туманного Лондона он критикует Путина и спонсирует – в пику ему и во укрепление молодой восточноевропейской демократии – Украину. При этом дает понять, что не прочь однажды увидеть «оранжевую революцию» на Красной площади.

На какое-то время опальный бизнесмен, без преувеличения, даже стал главным политиком Украины – это когда в сентябре прошлого года появилась информация, что он вкладывал деньги в избирательную кампанию «оранжевых». Верховная Рада после того несколько раз посылала в Великобританию депутатский десант. Но то расследование пока ничем не закончилось, поскольку украинские получатели денег Березовского начисто отрицают все, как партизаны на допросе.

«Комсомолка» созвонилась с БАБом, чтоб поговорить об украинской политике и его участии в ней. Кстати, о «БАБе»: кроме Березовского подобным образом – по первым буквам имени - величают еще одного человека – Владимира Путина. Получается ВВП. Значит, что-то общее у них все-таки есть.

«Хороший мальчик» и «плохая девочка»

- Борис Абрамович, из последних ваших высказываний в СМИ можно сделать вывод, что вы разочаровались в Ющенко и Тимошенко, равно как и во всей «оранжевой» команде…

- У меня нет особых эмоций по этому поводу, я просто вижу, что они обещали сделать и что не сделали. То есть Украина, конечно, сделала в 2004-м важный шаг к построению цивилизованного государства - она освободилась от рабского менталитета. Но те, кто руководил этим процессом, свои личные интересы поставили выше интересов, за которые народ вышел на площадь. И «развод» Тимошенко и Ющенко очень тяжело сказался на всех, кто верил в них.

- А что могли бы сделать сейчас Ющенко и Тимошенко, чтобы у всех разочарованных их разочарование прошло?

- Для этого они просто должны быть теми, какими их видел народ на Майдане. Должны выполнить хотя бы часть из того, что обещали украинцам (понятно, что все они вряд ли выполнят, поскольку лидерам революции свойственно завышать обещания.) От Ющенко и Тимошенко требовалась внятная стратегия развития страны. А они ее не разработали.

Звучало на Майдане и три конкретных обещания: расследовать убийство Гонгадзе, наказать фальсификаторов выборов и расследовать отравление Ющенко. Ничего из перечисленного не выполнено! А если Ющенко не в состоянии защитить себя – то есть расследовать покушение на себя, то как он может защитить свой народ? И еще ему нужна была политическая воля, чтоб предъявить счет представителям старой власти и в то же время сдерживать амбиции своих собственных соратников. Но этой политической воли ему не хватило. Я вижу, тем не менее, что он искренне уверен, что Украина должна избрать для себя демократический путь.

А вот насчет Юлии Тимошенко – мне показалось, что четкой идеологии у нее нет. Однако она волевая женщина. Их с Ющенко союз был органичен, они дополняли друг друга в достоинствах и тем самым компенсировали недостатки.

- То есть, говоря просто, им следовало бы помириться?

- Ну, мириться – ссориться – это все детский сад. Речь идет не о том, чтобы «хороший мальчик» помирился с «плохой девочкой», а о том, чтобы два взрослых политика сумели взять на себя ответственность за сказанное на Майдане.

От рабства к свободе

- Вы часто называете Украину «будущим России». У знакомых россиян сейчас в моде другая точка зрения. Они считают, что нынешняя Украина - это «Россия образца 1993 года». Следуя этой логике, украинцам еще предстоит получить своего «Путина». На ваш взгляд, существует ли такая возможность?

- Это говорят те люди, которым выгодно загнать Украину обратно «в стойло». Украина сейчас на шаг впереди России. Ведь переход от рабства к свободе происходит в два этапа. Первый из них – когда люди осознают, что быть независимым – комфортней, чем быть рабом. Этот этап Россия, да и все постсоветские страны, прошли в 90-х годах. Только Россия потом повернула назад, а Украина пошла дальше. Второй этап - когда люди готовы выйти на площадь, чтоб отстоять свои убеждения. Так вот, Россия этот шаг еще не сделала. Так что некорректно, по-моему, сравнивать Украину сегодняшнюю с Россией 1993 года. Тогда всем бывшим республикам СССР свободу Ельцин преподнес на «блюдечке с голубой каемочкой». Украина же отстояла ее.

- Борис Абрамович, вы продаете свои российские бизнес-активы. На что же жить будете? Не собираетесь ли завести бизнес в Украине?

- Знаете, есть такой анекдот. Встречаются два бывших одноклассника. Один на шикарной машине, хорошо одет, другой – пешком, в тряпье каком-то. Бедный спрашивает богатого: ты ж, мол, двоечником был – как же разбогател? А тот отвечает: «Просто покупаю товар за рубль, а продаю за два. Вот на этот один (!) процент и живу!»

Вот так и я. Жить буду на процент от проданного. А на Украине у меня не было никакого бизнеса, кроме газеты «Коммерсант»-Украина».

- Хорошо, тогда не собираетесь ли к нам приехать?

- Никаких юридических препятствий для этого у меня больше нет, так как я выиграл все процессы против меня даже в России. Но для того чтобы я приехал в Украину, нужна политическая воля Ющенко.

- Иными словами, без его личного приглашения вы не станете посещать Украину?

- Это так. Думаю, у Ющенко и так много хлопот, так что не хочу доставлять ему своим приездом еще одно неудобство.

Мельниченко – агент ФСБ

- От приезда на родину майора Мельниченко в Украине ждали сенсаций и громких разоблачений. Но не услышали ничего внятного. Как человек, слышавший пленки, – верите ли вы в их подлинность? Как вам кажется, почему Мельниченко не сказал ничего нового?

- Подлинность этих пленок подтвердили американские эксперты. Поэтому и у меня повода сомневаться в них нет. Что касается Мельниченко, то для меня очевидно, что он агент российских спецслужб, сам он никогда не смог бы организовать прослушивание Кучмы. А не рассказал он ничего, потому что те, на кого он работает, и те, против кого он работает, договорились между собой. Они сейчас повязаны какими-то обязательствами друг перед другом.

- А какое впечатление произвел на вас сам Мельниченко – вам ведь приходилось с ним общаться?

- Вначале мне казалось, что он – жертва интриги. Я помогал ему выживать в Америке, помогал расшифровывать пленки и делать их публичными. А потом оказалось, что наши разговоры он тоже записывал на пленку. Ну, тут я не в обиде – это такая у разведчиков профессиональная привычка, что ли.

Однако в это же время я понял, что он вовсе не хочет, чтобы записи стали достоянием общественности. Он боялся приезжать в Украину, но в то же время свободно ездил в Москву. И я утверждаю – он агент ФСБ. На пленках ведь есть много чего – и не только про Кучму, но и про Путина, про его избирательную кампанию. Но пока нынешней власти это не выгодно, все это не будет обнародовано и расследовано.

КСТАТИ

«23 февраля для меня - праздник»

С Борисом Березовским «Комсомолка» разговаривала 23 февраля. Так что заодно поздравила его с Днем защитника Отечества – тем более что БАБ в свое время прошел курс военной подготовки в институте и получил звание офицера советской армии.

- Для вас 23-е – праздник?

- Я работал заместителем секретаря Совета безопасности России. Знаю, что такое война не по рассказам - проработал в Чечне почти полтора года, поэтому, конечно, для меня этот день - праздник.

- А какое у вас звание?

- В 1998-м мне было присвоено звание действительного государственного советника РФ первого класса. А несколькими годами позже Путин издал Указ о приравнивании государственных и воинских званий. В соответствии с этим я - генерал армии. Если, конечно, Верховный Главнокомандующий Путин не издал какого-либо секретного распоряжения о моем разжаловании…