Секретарь СНБУ Анатолий Кинах: «Некоторые украинские политики чересчур увлеклись выборами»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Глава Партии промышленников и предпринимателей, секретарь СНБО Анатолий Кинах занимает вторую позицию в списке избирательного Блока «Наша Украина». Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспондента.
– Уже год команда Президента Виктора Ющенко находится у власти. Что за это время удалось сделать?
– Во-первых, власть смогла наладить с гражданским обществом прозрачный и честный диалог (другой вопрос, что он должен быть более эффективным). Во-вторых, она работает открыто. В-третьих, команде Ющенко удалось отказаться от пожарных методов работы и перейти к системному решению накопившихся проблем.
Несмотря на определенные трудности, власть формирует новое качество взаимоотношений с партнерами. «Безгалстучная» дипломатия канула в прошлое, ей на смену пришел государственный прагматизм и рационализм, умение современно, цивилизованно защищать национальные экономические и государственные интересы. Несомненный позитив президентской команды – способность признавать свои ошибки. Лишь та власть, которая не боится говорить о своих недостатках, умеет их публично анализировать и находить решение проблем, является по-настоящему сильной, мудрой и уверенной в себе.
Считаю огромным достижением прошедшего года изменения, произошедшие в общественном сознании. Народ стал более ответственным и мудрым. Даже определенная доля разочарования (а оно имеет место, поскольку реалии нашей жизни пока не соответствуют ожиданиям людей) несет в себе значительный позитив: люди научились более глубоко оценивать ситуацию, видеть за событиями истинные причины, за популистской риторикой – подлинное лицо каждого политика. Такому народу не удастся заморочить голову, и я уверен: абсолютное большинство украинцев будет голосовать на выборах ответственно и сознательно.
Что касается достижений Украины как государства, то напомню о получении статуса страны с рыночной экономикой. Мы не допустили разгула инфляции, обеспечили высокие темпы роста реальных доходов и пенсий граждан, добились повышения социальных стандартов населения. Определенный резерв в этом смысле сформирован и на будущее.
Если говорить о потерях... Не все участники «оранжевой» команды выдержали испытание властью. Было бы легче, если бы речь шла только об отдельных личностях. Но проблема обернулась недостаточной консолидацией общества в целом, определенными разочарованиями людей, углублением политических рисков, которые и без того появляются перед выборами.
Требуют качественного усовершенствования государственный менеджмент, кадровая политика. В сфере управления не может быть случайных людей – лишь профессионалы с высокой моральной планкой, готовые к открытому и честному общению с людьми, налаживанию эффективной обратной связи.
По-прежнему острыми остаются системные проблемы экономики, предпринимательства. Большинство из них требуют не эволюционных, а прорывных стратегий решения. Но это предмет отдельного разговора.
– Сейчас идут разговоры о политическом кризисе в Украине. Как вы считаете, он на самом деле существует?
–Я бы не стал употреблять слово «кризис», но политическая ситуация действительно очень сложная, и, к сожалению, некоторые политические силы сознательно ее обостряют.
Отставка Кабинета Министров не является отстаиванием национальных интересов в газовом вопросе. Это попытка определенных политических сил использовать полномочия высшего законодательного органа страны, вступившие в силу с началом действия конституционной реформы, для разбалансирования исполнительной власти.
Еще год назад я предупреждал: из-за отсутствия необходимой структуризации политической системы страны, механизмов ответственности власти перед народом конституционная реформа в Украине может иметь дестабилизирующий характер. Жаль, что мои опасения подтвердились.
Посмотрите, что происходит сейчас. Правительству нужно немедленно завершить «газовые» переговоры, тем более учитывая нынешние арктические холода. Необходимо срочно решить вопросы усиления энергетической безопасности, интеграции Украины в мировое сообщество и вступления в ВТО, повышения социальных стандартов жизни людей, создания комплексных стимулов для развития отечественной экономики и т.п. Парламент же «играет» полномочиями высших должностных лиц, не учитывая, что уровень доверия международного сообщества к исполняющему обязанности правительству несоизмеримо ниже, чем к действующему.
Хочу еще раз напомнить некоторым политикам и народным депутатам, которые чересчур увлеклись приближающимися выборами и не гнушаются спекулировать на проблемах национальной стратегии: единственная цель власти и ее представителей – обеспечить безопасность и благосостояние собственного народа, и этот закон действителен при любых политических обстоятельствах.
Есть ли выход из этого противостояния? Его предложил Президент Виктор Ющенко. Он считает необходимым восстановить работу Конституционного Суда, вынести на его рассмотрение вопрос о конституционности отставки правительства и ввести мораторий на взаимные обвинения на период рассмотрения этого вопроса в КС.
Кроме того, я убежден, что изменения в Конституцию должны вноситься прозрачно, на всенародном референдуме. Такой референдум может состояться после парламентских выборов – во второй половине 2006 года. Реформа предусматривает комплексную работу: принятие законов о Кабинете Министров, об оппозиции, о Фонде госимущества, о всенародном референдуме и т. п. Считаю, что лишь параллельно с такими правовыми актами можно вносить изменения в Конституцию.
– Думается, самой сложной для Украины стала газовая проблема...
– Мое мнение таково: Украина достойно вышла из этой непростой ситуации, и это, я уверен, понимают и наши оппоненты.
Украина дала понять, что является независимым государством и не будет принимать решений под политическим или экономическим давлением. И Президент, и правительство проявили настоящую политическую волю, защитили национальные интересы нашей страны.
Украина доказала свою дееспособность как стабильный партнер, который занимает важное место в гарантиях энергетической безопасности для европейского континента. Для нас это имеет принципиальное значение, так как обуславливает дальнейшее привлечение инвестиций в развитие национальной газо– и нефтетранспортной системы.
Понятно, что проблемы, которые мы сегодня решаем, появились не вчера и не позавчера – они копились годами. 50 долларов, которые Украина на протяжении длительного времени платила за тысячу кубометров российского газа, – это не только высокий уровень политической и экономической зависимости. Это и своеобразный экономический наркотик, который очень расслабил систему власти в Украине. Соглашение, подписанное в начале 2006 года, является первым этапом как защиты украинских интересов, так и формирования прозрачных эффективных рыночных условий сотрудничества с топливно-энергетическим комплексом и России, и ЕС.
– Не кажется ли вам, что из-за последних событий и их одиозного политического сопровождения украинско-российские отношения дали трещину?
– Не может быть, чтобы в угоду амбициям отдельных политических групп два братских народа поставили под сомнение свои дружественные отношения. Отношения, основанные на общей истории, родстве семей, братских могилах. Думаю, что время и великая мудрость двух народов расставит все по своим местам.
В то же время нужно понимать: есть два независимых государства, и реалии независимости, стремление реализовать собственные национальные экономические, социальные и политические интересы должны совмещаться с законами партнерства и добрососедства. В нынешней сложной ситуации для меня показательным является тот факт, что в газовом противостоянии мы обошлись без внешних арбитров, без охлаждения взаимной симпатии и доверия между народами-соседями.
Партнерские отношения с Россией продолжают развиваться. Так, в начале февраля в Киеве по инициативе президентов Украины и России и при активном участии представителей бизнеса будет создан инвестиционный совет УСПП и РСПП, который будет содействовать налаживанию эффективной работы между деловыми кругами обеих стран на государственном уровне, привлечению инвестиционных и кредитных ресурсов в экономику стран, углублению доверия между бизнес-партнерами.
– Почему Партия промышленников и предпринимателей вошла в Блок «Наша Украина»?
– Мы работали с нашими партнерами очень прозрачно, чтобы создать максимально эффективный политический блок, и будем так работать в дальнейшем. Наша команда осознает, насколько высокой будет цена результата этих выборов для украинского народа. Она понимает, как важно восстановить высокий моральный политический дух конца 2004 года, и помнит, в каких сложных обстоятельствах мы победили на президентских выборах. Ни в коем случае нельзя допустить реванша тех политических сил, которые навязывали народу фальсификации и двойные стандарты. Это обернется не только потерей динамики развития страны, но и глубоким разочарованием общества. Именно поэтому Партия промышленников и предпринимателей работает на общий блок, на консолидацию украинского общества.