Многие депутаты перед окончанием каникул утверждали, что Виктор Андреевич вообще не появится на парламентской трибуне до выборов.
Тем не менее, Президент пришел в парламент. И сказал, в принципе, то, что и должен был сказать. В целом выступление Виктора Андреевича было многословным, пестрящим выражениями типа “консолидация ресурсов” и “общественный контроль”. Короче, химерами, которые более подходили бы для спича предвыборного, чем президентского. Многие тезисы и многие планы, озвученные Ющенко, кочуют из выступления в выступление уже на протяжении нескольких лет. Без каких-либо существенных проявлений в реальной жизни. И, естественно, не информацию про увеличение валютных запасов Национального банка и не про успехи в борьбе с коррупцией желали слышать депутаты. Даже когда половина зала гудела во время одного из любимых тезисов Виктора Андреевича про единую православную церковь в Украине - нет, это было не то. Все ждали, начнет ли Виктор Андреевич атаку на политическую реформу. И он оправдал доверие. Казалось бы, речь Президента уже плавно катится к своему завершению, когда Виктор Андреевич выразил озабоченность ситуацией с политреформой и предложил ряд мероприятий, завершающихся всеукраинским референдумом.
Опять же, такой сценарий был предсказуем. Качество политреформы, безусловно, не устраивает Президента и его окружение. Устраивают ли изменения страну и общество? Наверное, это в каком-то виде может и проявить референдум. Однако стоит напомнить, что именно договоренность по политреформе была тем самым компромиссом, который не только позволил Ющенко победить на президентских выборах, но и не привел страну в состояние если не гражданской войны, то гражданских потрясений. Сейчас абсолютно ясно, что безусловно волевое решение Ющенко по озвучиванию референдума окончательно ставит крест на довыборной коалиции всех политических сил Майдана, поскольку отрицательное отношение к такому шагу было заранее декларировано и социалистами, и Блоком Юлии Тимошенко. С одной стороны, это окончательно снимает тезис о возможной консолидации демократических сил. С другой - четко обозначает позицию Президента и его политической силы.
Единственным смягчением позиции Ющенко стало его обещание не инициировать подобных процессов до парламентских выборов. Однако эта ложка меда вряд ли подсластит бочку дегтя, прописанную Президентом своим бывшим соратникам. Приходится признать, что ожидаемого сближения позиций двух центров власти - Президента и парламента - не произошло. Наверное, даже наоборот. Теперь критики действий “Нашей Украины” получили мощнейший агитационный аргумент. Ющенко не хочет отдавать свои полномочия в том виде, в котором это было прописано конституционной реформой. Теперь от каждой отдельной политической партии зависит, какую окраску она этому придаст: от усиления тоталитарных тенденций до, скажем, желания не разбазаривать властный ресурс.
В чем видится, на первый взгляд, основная проблема предложенного Президентом плана? Естественно, в практически полном отсутствии союзников в этом вопросе. Не были очерчены и механизмы исполнения отдельных этапов подготовки референдума. Осталось за кадром, на каких принципах будет формироваться конституционная комиссия, которая и сформулирует вопросы референдума. Абсолютно незаметной выглядит и роль парламента в этом процессе. Что, естественно, не устроит ни депутатов, ни руководство парламента. Так что вроде бы добрая воля Президента по поводу моратория на обсуждение референдума до выборов очень легко расшифровывается. Понятно, что с этим составом парламента и с этим руководством Рады политреформе, что называется, не светит. Естественно, что Виктор Андреевич надеется на качественные изменения парламента после выборов. Однако тенденции избирательного процесса вряд ли на сегодняшний день позволяют говорить о возможной сокрушительной победе пропрезидентских сил и серьезной переконфигурации парламента. И хотя рейтинг “Нашей Украины” в последнее время растет и к моменту выборов сторонники Президента вполне могут стать лидерами гонки, ни о каком подавляющем преимуществе речь пока не идет. Да и оценка обществом предложений Ющенко станет ясна через несколько дней в свежих исследованиях социологов. Предложение обоюдоострое и может, что называется, не зайти. Поэтому говорить о том, что Виктор Андреевич сегодня однозначно приобрел, пока преждевременно.
Еще одним интересным моментом в президентском выступлении стал тезис о пересмотре экономической стратегии Украины в сторону наукоемких и энергосберегающих технологий. В унисон с мантрой последних дней в исполнении премьера Еханурова о том, что стране надо резко сократить количество потребляемых энергоресурсов, это звучит как продолжение той серьезной атаки на гигантов украинской промышленности, которая ведется правительством Еханурова с момента начала работы.
Давайте обратим внимание на такой момент. Виктору Ющенко и “Нашей Украине” за год, проведенный у власти, не удалось решить стратегическую политическую задачу - нейтрализовать политически, называйте их как хотите, украинских олигархов, или, скажем, крупных национальных промышленников. Финансово-экономические группы, владеющие крупными предприятиями Украины, хотя и получили сильные удары от правительства Еханурова и особенно Тимошенко, - не только остались на плаву, но и демонстрируют завидную крепость. Продолжается открытое финансирование антипрезидентских политических проектов, и оппозиция сейчас отнюдь не беднее, а, скорее, намного богаче власти. Все попытки маргинализовать “восточную” элиту силовыми и идеологическими методами к успеху не привели.
В этом контексте газовое противостояние с Россией и последующее подписание ряда документов в газовой сфере, которые практически уводят государство Украина из сферы заботы о цене на газ для крупных предприятий, представляется чуть ли не самым удачным стратегическим шагом Виктора Ющенко и Юрия Еханурова. Теперь, когда монстры украинской промышленности - металлургические и химические комбинаты - лишились одного из своих двух главных козырей - энергоносителей по льготным ценам, - их продукция на мировом рынке, естественно, потеряла свою ценовую привлекательность. В перспективе это ведет не только к значительному ослаблению позиций промышленных олигархов и как следствие - к ослаблению их позиции по финансированию политических проектов, но и к серьезному перераспределению самих украинских промышленных активов. Олигархический менеджмент никогда не был готов к условиям настоящей конкурентной борьбы на мировом рынке. Следовательно, в ближайшее время их ожидает серьезная схватка по сохранению промышленных активов в собственных руках.
Обратите внимание на тот факт, что в общем хоре украинских промышленников, жалующихся на новые условия на газовом рынке, абсолютно не слышен голос руководителей бывшей “Криворожстали”, а ныне “Миттал Стил”. Я далек от мысли, что господину Митталу и его менеджерам так уж нравятся новые цены на газ. Однако западная компания в таких случаях вовсю демонстрирует понимание позиции правительства и спокойно рапортует о своих планах по перестройке мощностей предприятия под новые технологии.
В такой ситуации становится понятным торможение процессов реприватизации. Наверняка в ближайшие годы украинские олигархи вынуждены будут либо расстаться со своими активами в пользу более эффективных инвесторов Запада и Востока, либо декларировать свою полную приверженность “генеральной линии партии”. Тем самым власть Ющенко реализует ту программу, которая оказалась неподъемной для административно-командных действий. И к следующим президентским и парламентским выборам участие крупного бизнеса в политических процессах либо станет подконтрольным, либо вообще сведется до минимума. Тем самым осуществится фиксация современной ситуации политической системы Украины, и Виктор Ющенко обезопасит себя от поражения на будущих президентских выборах.
Весьма вероятно, что такой расклад сил может быть существенно изменен после оглашения результатов парламентских выборов. Крупный украинский промышленный капитал, который практически все годы существования независимой Украины находится в более или менее напряженном состоянии войны с украинским финансовым центром - Киевом, бросит все силы на приближающиеся парламентские выборы с целью получить столь необходимое им большинство в парламенте и как следствие - поставит в качестве премьер-министра фигуру из своего лагеря, будь то Азаров, Ахметов или Янукович. Также не стоит отбрасывать возможности любой, на первый взгляд, противоестественной коалиции типа “Наша Украина” плюс Регионы или БЮТ плюс Регионы. Обе основные “оранжевые” политические силы уже ярко демонстрировали друг другу возможность совместных действий с идеологическими противниками. Ющенко - во время подписания меморандума с Януковичем, а Тимошенко - во время голосования по правительству Еханурова. Стоит ли добавлять, что в обоих случаях приверженцы демократических идей в Украине крайне негативно встречали такое поведение своих лидеров и в электоральных показателях “Нашей Украины” и БЮТ сразу же появлялись тенденции к уменьшению?
Тем не менее, до сих пор главным пунктом повестки дня остается вопрос союза “Нашей Украины” и Блока Юлии Тимошенко. По всей вероятности - уже после выборов. Амбиции обоих лидеров - Президента и экс-премьера - делают такой союз на сегодняшний день практически невозможным. Хотя, безусловно, те локальные задачи по противостоянию бывшим кучмистским силам на Востоке и Юге Украины могут сделать сотрудничество более-менее возможным. Однако на сегодняшний день не только в Центре, но и в подавляющем большинстве регионов страны БЮТ и “Наша Украина” не могут выработать даже совместного видения предвыборной ситуации, не консолидируют свои усилия вокруг победы на местных выборах и зачастую занимаются пиар-атаками друг на друга. Не менее странно выглядит и позиция Александра Мороза, который, в отличие от предыдущих лет, снял с себя роль мудрого объединителя и примирителя и вообще подозрительно малоактивен в оценках текущей политической ситуации. Кроме того, понятно, что предложения Ющенко по референдуму не прибавят симпатий социалистов к будущему союзу с “Нашей Украиной” и БЮТ.
В такой ситуации мы можем констатировать факт: противостояния между “оранжевыми” и “голубыми”, в той или иной степени прослеживающегося с 2002 по 2005 год, отныне не существует! И все крупные политические силы Украины на этих выборах пока играют только за себя. Хотя, безусловно, приходится признать, что локальные совместные действия Регионов с блоками “Не так!”, “Мы” и несколькими силами поменьше выглядят более успешными. Оно и немудрено. Для большинства местных элит, сформированных при Кучме, - это решительный бой за свои места под солнцем. Для бывшей элиты, практически потерявшей исполнительную власть, остается одна возможность - как можно плотнее наполнить собой составы парламента и местных советов. Например, показателен тот факт, что мэры всех крупных городов Кировоградщины идут на выборы под знаменами Регионов, хотя область по результатам президентских выборов - совсем уж не вотчина Януковича и К°. Так что еще одно удивительное противостояние местной исполнительной и законодательной власти ждет нас практически на всей территории Украины, исключая западные области...
Вот приблизительно при таком раскладе сил Виктор Андреевич рапортовал парламенту о прожитом Украиной годе. Безусловно, его позиция сегодня наконец-то выглядит сильной и оформленной. Похоже, что “Наша Украина”, не торопящаяся с публикацией своей предвыборной программы, получила ее из рук своего лидера, да и озвучивание этой программы Виктором Ющенко - сильный ход. Жаль только, что большинство президентских обещаний мы уже слышали, а в рапорте о состоянии дел Виктор Андреевич уделил успехам гораздо больше времени, чем неудачам. Поскольку у новой власти появилась плохая привычка отмалчиваться в вопросах системных неудач, заменяя критический анализ собственных действий несколько затасканной риторикой.
Предвыборная кампания входит в свою решающую фазу. Начинается предъявление игроками своих козырей. Чаще своих, иногда чужих. Вот Виктор Янукович недавно критиковал украинскую власть за медленное продвижение в Европу. Тоже научился человек. Но программно первой на этот раз выступила “Наша Украина” в лице своего настоящего лидера. Подождем ответа других знаковых персон украинской политики. Нет никакого сомнения, что они с этими ответами не задержатся.Юрий Смирнов, “УЦ”.