Такого количества телефонных звонков редакция просто не помнит! Узнав, что на «Прямой линии» – Николай Томенко, к нам звонила вся Украина, причем, телефоны начали разрываться еще задолго до заявленного «сеанса общения». Впрочем, сам Николай Владимирович тоже прибыл заранее – и, несмотря на массу дел, задержался дольше запланированного. Общение же наше началось с того, что гуманитарный вице-премьер правительства Ю.Тимошенко подарил редакции копию автопортрета Т.Г.Шевченко. И поделился секретом:
- Молодого Шевченка вернуть в школы предложили ривненские журналисты. Кто-то из специалистов, кстати, утверждал, что во время украинизации привычные портреты «старого» Шевченко по приказу Скрыпника заменили как раз на такие. «Свой» портрет мы, конечно, не навязываем. Но в Ривненской области эксперимент, определенно, удался: школы и детские садики с удовольствием и добровольно берут репродукцию. Может, и во всей Украине удастся заменить старика-Шевченко с усталым взглядом из-под смушковой шапки – на молодого, харизматичного европейца Тараса Григорьевича?.. Ой, кажется, звонят читатели!..
- - Здравствуйте, Вас беспокоит адвокат Майко Светлана Ивановна. Наша семья – все за Юлию Владимировну. Но не подскажете ли, за кого от вашей партии голосовать на пост мэра? И кто от «Батькивщины» баллотируется в Киевсовет?
- - Список в Киевраду возглавляю я. Наша команда договорилась таким образом: должен быть куратор столичной власти в парламенте (как раз эти функции буду выполнять я.) У нас – хороший, подобранный киевский список, который состоит из профессионалов разных сфер жизни. В нем - юристы, ученые, хозяйственники, деятели культуры и искусства, и им всем небезразлично будущее Киева. А вот что касается мэра Киева – то в БЮТ было принято решение не выдвигать своей кандидатуры на этот пост. Наша партия с уважением относится к мнениям всех наших сограждан, и мы уверены, что до выборов каждый киевлянин сам определится с наиболее оптимальной для него кандидатурой. Мы уважаем выбор киевлян. И нашим заданием будет – контроль над деятельностью любого мэра.
- - Звоню из Павлограда Днепропетровской обл. Я работаю главврачом частной клиники «Отикон». Мы – первая частная клиника в городе. Скажите, что вы планируете предложить в сфере взаимоотношений частной и госмедицины?
- - Наш ключевой тезис на сегодня - забрать «теневую экономику» из медицинских кабинетов, чтобы она стала публичной! От этого выиграют и медики, и их пациенты. Мы предлагаем определить единый государственный норматив лечения человека, составляющий в месяц определенную сумму. И исходя из него, назначать госпомощь, которую государство реально может выплачивать медучреждениям. Мы в любом случае обречены переходить к страховой медицине. И вот вышеназванный норматив будет полностью компенсировать государство. Плюс, категории среднеобеспеченных страховку будут доплачивать предприятия. Состоятельные люди смогут пользоваться отдельной страховкой или полностью оплачивать дополнительные услуги. Главное, что это правило будет распространяться на медучреждения всех форм собственности.
- - Здравствуйте! Правда ли, что вся земля в Киеве продана? Если Вы станете мэром – что будете делать?
- - В мэры я не баллотируюсь. Но большинство в Киевсовете мы создадим и будем решать накопившиеся проблемы. Да, вы, скорее всего, правы, говоря, что земля в центре Киева распродана. Логика наших действий такова. Первое: мы проведем инвентаризацию земли и для начала составим реальную земельную и строительную карты города. Благодаря им станет понятно, что собственно, происходит со столичным рынком земли и что уже произошло. Хотя и сейчас довольно ясно, в чем дело. Например, лидер «Европейской столицы» Лев Парцхаладзе, который в долгосрочную аренду получил 0,83 га возле Лавры на лондонской бирже ищет инвесторов для постройки гостиничного комплекса с подземным паркингом. Он свои деньги вкладывать в строительство не хочет, а хочет заработать на посредничестве! Таким образом, мы хотим сначала составить земельную карту Киева, а потом уже выдавать разрешения на аренду подобных исторических мест. Запретить подобное строительство можно будет и благодаря утверждению Плана генеральной застройки Киева, который будет рассчитан минимум на 10 лет. Если по «карте» видно, а историки и археологи подтверждают, что земли под торговлю или офисы выделены в «невозможном» месте – мы планируем возвратить коммерческим структурам деньги, заплаченные ими за аренду. Деньги это, в принципе, небольшие. Зато мы освободим «захваченную» историческую часть города. Исходя из Плана, мы проведем земельный аукцион, на котором доступные для застройки участки будут выставлены уже по реальным ценам, а не по заниженным для «братского» бизнеса, как сейчас. Таким образом, Киев получит реальный доход в несколько десятков миллионов гривен. Еще одна важная деталь – мы планируем заимствовать опыт Москвы. Там составили реестр строительных компаний, и разрешение на строительные работы выдали только тем из них, которые имеют реальную строительную инфраструктуру. То есть, от «кормушки» отсекли посредников, которые зарабатывают деньги на перепродажах. Выбив монополию у близких к киевской горадминистрации структур, которые не строят, а просто получают за бесценок землю (и зарабатывают, перепродавая их), создав конкурентную среду, и наконец, обеспечив публичную процедуру получения земли за реальные деньги, - мне кажется, еще можно спасти город от хаотической застройки.
- - А что – с «Элит-Центром»?
- - Решение, принятое Киеврадой, я считаю неверным. Они бесплатно выделили участки для строительства жилья пострадавшим от этой аферы. Но на практике, бесплатно – это означает, за счет остальных киевлян. Более того, строить будут коммунальные предприятия – значит, преступление полностью оплатит город. По-христиански, это, наверное, правильно. Но с другой стороны – почему миллионную кражу из своего кармана должны компенсировать пенсионеры с домохозяйками? Кроме того, деньги «пирамиды» не попали окончательно – где-то, на каких-то счетах, они лежат… В общем, просто так произошедшее мы не оставим – и к этой истории обязательно еще вернемся.
- - Галина Геннадиевна, г.Вишневый Киевской обл. Вы – известный политолог, а теперь – известный политик. Насколько реальная политика расходится с теоретическими политологическими схемами?
- - Расхождение между теорией и практикой действительно серьезное. В силу разных обстоятельств, на сегодня инструментарий политологических наук не в состоянии реально оценить украинскую политику. При этом, вузовская политология ушла в одну крайность: они пишут учебники, имеющие, как известно, максимально общее содержание. А практикующие политологи ушли в другую крайность - стали работать на конкретные политические партии. Система, при которой политические науки представляют незаангажированные люди, не имеющие отношения к реальной политике, у нас, увы, не сложилась. Отсутствие мощного независимого взгляда на украинскую политику – это, наверное, самое плохое, что у нас сегодня происходит. Если бы я вернулся в политологию, то обязательно возобновил бы попытки создать независимый институт политической аналитики.
- - Семен Иванович из Киева. Я – сторонник БЮТ, но мне кажется, что вы не всегда выдерживаете свою политическую линию, меняете ее в угоду ситуации. Может, БЮТу, все-таки, четче пописать свой курс?
- - Сейчас мы, фактически, на этапе построения серьезной европейской политической партии. Когда партия имела статус радикально-оппозиционной, логика наших действий была одной. Теперь же требования к БЮТ изменились. Мы тоже учимся. Сегодня мы пытаемся более жестко формализировать программные установки своей партии и жестче прописать партийную ответственность. На данный момент, мы – единственная политическая сила, которая с каждым из кандидатов в народные депутаты подписала соглашение по 5-ти позициям. Четыре из них оговаривают разные корпоративные самоограничения - депутатскую неприкосновенность в ВР и местные советы, отказ от пожизненного пользования депутатами служебного жилья. А последний пункт касается ответственности за решения, голосования и действия каждого члена партии. Мы предполагаем очень жесткую ответственность, если депутат отойдет от общего курса партии. Фракция БЮТ будет очень большой – и без жестких мер мы просто не выдержим линии партии, о которой вы говорите.
- - Здравствуйте! О будущей коалиции в Парламенте ходят разные слухи. Вчера даже прозвучало мнение Белковского, мол, что украинский народ – за коалицию НУ, Партии Регионов и социалистов. Что вы на это скажете?
- - Складывается впечатление, что нынешняя ситуация просто-таки «зеркальная» по сравнению с президентскими выборами-2004! Тогда на власть работали российские политтехнологи, а к оппозиции понемногу пытались примкнуть американцы, поляки…А теперь – парадокс! – россияне начали помогать «НУ», а американцы – Партии Регионов и еще кому-то. Зарубежные дипломаты и эксперты советуют нашей нынешней власти, с кем ей нужно создавать коалицию. Позже и посол США Хербст заявляет, что оптимальным будет сотрудничество НУ, ПР и БЮТ. И вот теперь – гражданин России Белковский. Честно говоря, сказанное им меня несколько встревожило. Если настолько разные политтехнологи так хотят такой коалиции, то что-то здесь нечисто! Кстати, ЦИК следовало бы принципиальнее реагировать на все подобные заявления. Я – один из тех, кто инициировал более четкое прописание в законодетельстве нормы о недопустимости вмешательства в украинские выборы иностранных граждан - начиная от певцов и заканчивая всех мастей «технологами». Так где соблюдение этой нормы? Что же касается коалиции – совершенно очевидно, что по заказу американских или российских технологов мы ее строить не будем. У нас есть собственные программные документы и своя идеология – ею и будем руководствоваться. Если будет создана коалиция между НУ, ПР и социалистами, то мы в таком случае будем в оппозиции.
- - В программе Президента «10 шагов навстречу людям» сказано, что деньги от продажи Криворожстали возвращаются вкладчикам Сбербанка. Почему-то, о таком возврате ничего пока не слышала…
- - Я лично призвал возвратить деньги вкладчикам еще на годовщину Майдана. Правда, тогда Президент меня раскритиковал за популизм – видимо, забыл свою же программу. Вчера парламент анализировал, куда делись 23 млрд. от продажи «Криворожстали». Выяснилось, что – растрачены, осталось только 9 млрд. ВР приняла решение эти 9 млрд. полностью направить на компенсацию вкладчикам. Парадоксально, что из всех сил, которые поддерживали на Майдане Ющенко, за это проголосовали в полном составе лишь БЮТ, почти полностью – социалисты и УНП. Остальные – не поддержали, либо «за» высказались отдельные депутаты. Спрашивается: кто же тогда действительно поддерживает президентскую программу?.. Интересно, что публикации списков голосования депутатский корпус тоже не поддержал – видимо, испугался. Поэтому сегодня очень важным представляется услышать от самого Президента: хочет он или нет, выполнять собственную же программу? Впрочем, об этом мы узнаем на протяжении 10 дней. За это время Ющенко либо подпишет, либо ветирует законопроект о возвращении денег вкладчикам.
- Ред. - Как вы охарактеризуете творчество своего бывшего коллеги по БЮТ Дм.Чобита?
- - Не перевелись еще писатели в Украине! Думаю, у нас каждый 100-й кандидат в нардепы имеет еще и писательские амбиции, так что по-человечески я Дмитрия, конечно, понимаю. (Смеется.) Трагедия же этого человека – в том, что невозможно за один день на 180 градусов изменить свою точку зрения. Не так давно он ругал Порошенко и Ко, а теперь, напротив, пишет, что Порошенко – золотой человек. Мне, если честно, просто жаль Дмитрия. А с другой стороны… Наверное, неслучайно книжки Чобита сейчас в централизованном порядке рассылают чуть не в каждую райраду. Это, к слову, тоже денег стоит.
- - Вы моженте провести параллель между творчеством Чобита – и Ю.Рогозы?
- - Я не поклонник Рогозы. Но отличие между ними хотя бы, в том, что в одном случае это – политический поклеп, в другом – политический детектив. К тому же, книги Рогозы порайадминистрациям не рассылают.
- - В одной из «дружественных» БЮТ газет я прочитала, мол, ваш блок в принципе не задумывается о развитии в Украине культуры…
- - Во-первых, мы не собираемся декларировать, что будем «усиливать и углублять». Мы будем действовать! К сожалению, неожиданно для меня у меня обозначился конфликт с Президентом в этой области. Я – сторонник внедрения нормальных правил, в результате чего украинские ценности распространятся и на массовую культуру. Президент же пошел знакомой со времен Кучмы дорогой, сконцентрировав внимание на академической или традиционной культуре. Не думаю, что «Мистецький Арсенал» спасет украинскую культуру! Для меня важнее было – создание отечественных украинских телесериалов, или массовая украинская по духу реклама на ТВ-каналах, или – возвращение на ФМ-радиостанции украинской современной музыки. Музеи Триполья – вещь хорошая и нужная, но вряд ли она катализируют новый этап развития укркультуры! Что же касается театров – то конфликт в той же Русской драме сводился к «разведению» позиций худрука и директора. Я и сегодня считаю, что творчество и менеджмент должны быть разделены. А кроме того, горжусь тем, что моими усилиями были повышены зарплаты тем же библиотекарям, что в стране начал создаваться Реестр художественных и музейных ценностей.
- - Выборы у нас – по партийным спискам. Но в списках – по-прежнему множество «кошельков». Как эти люди могут отстаивать идеалы?
- - Проблема в том, что нет общественного отбора. Я предлагал обеспечить квоту: например, каждый второй депутат выдвигается по спискам региональной организации, а каждый пятый – другого пола. Мои поправки Парламент не проголосовал, увы. Что касается «кошельков» -то наличие денег или их отсутствие не означает, что данный человек непопулярен в народе. Напротив, в той же Волынской области сильно популярен, например, Абдулин - он смог решить множество проблем области.
- - Почему из БЮТ «вычистили» Волкова и почему оставили так много кучмистов?
- - Абдулин, в отличии от Волкова, не приносил миллиионы на выборы Кучме и не имеет от него наград за заслуги. Что касается так званых «кучмистов» – то одно дело - просто голосовать за законопроекты, которые предлагала власть, а другое – например, фальсифицировать результаты референдумов, президентских выборов. Наш блок занял твердую позицию – таких людей не должно быть в наших списках, ими должны заниматься правоохранительные органы. Кстати, если уже говорить о кучмистах, то к такой категории можно отнести прежде всего тех, кто получил от Кучмы за верную ему службу ордена и награды. Кстати, среди таких орденоносцев – Петр Порошенко, Евгений Червоненко, Роман Безсмертный, Станислав Сташевский, Владимир Поляченко, Борис Тарасюк и много других, теперь «ярых» антикучмистов. Кстати, первый номер киевского списка «Нашей Украины» Вячеслав Брюховецкий тоже получил орден от Кучмы в 1997 году… А я горжусь тем, что государственных наград от президентов Кравчука и Кучмы у меня нет!
(Вечерние вести, 23 марта 2006 г.)