Или НАК, или пропал: банкротство московского заложника
Одной из первых тревогу забила СБУ. В преддверии Международного женского дня на стол президенту легла докладная записка, в которой глава этого ведомства, Игорь Дрижчаный констатировал весьма неутешительные факты. А именно: «финансово-экономическое состояние НАК «Нефтегаз» является кризисным и оценивается как нестабильное». «Созданы предпосылки для признания ее банкротом и стяжательства активов в пользу заемщиков или других кредиторов». Причина – сознательное получение компанией кредитов туманного предназначения, погасить которые она теперь практически не в состоянии.
Самобичевание
Учитывая, что НАК является государственной монополией, его крах отразится не только на экономике страны, но и на ее глобальной безопасности, и на международном имидже. Скандальчик, словом, будет еще тот - похлеще, чем после крушения банка «Украина».
Особенно с учетом вдохновенного вранья, исходящего от высших государственных чинов, которые о неумолимо надвигающейся катастрофе знают, но общественности в этом признаваться не хотят. «Это все предвыборная пропаганда. «Нафтогаз» не может быть банкротом исходя из того, что это высокорентабельное предприятие, оно имеет собственную добычу 27 млн. кубов газа. Из-за того, что за счет украинского газа дотировались все наши беды, «Нафтогаз» работал с определенной рентабельностью. Утверждал рентабельность всегда Кабмин, и если возникнет опасность, что «Нафтогаз» становится убыточным, будут пересмотрены определенные параметры, и он выровняется. Поэтому такой опасности не существует», - заявил намедни Давид Жвания в интервью одному деловому СМИ.
На самом деле опасность существует, и она более чем реальна. Иначе с чего бы глава СБУ стал беспокоить президента по «пустякам»? И не только беспокоить, но и рекомендовать:
- уполномочить НАК согласовывать все свои кредитные поползновения с Минфином, Минэкономики и Минюстом;
- Минтопэнерго – срочно разработать комплекс мер по финансовому оздоровлению НАКа;
- обязать руководство НАКа не превышать, в привлечении дополнительных ресурсов, показателей соответствующего финансового плана, а также приложить максимум усилий для безболезненной ликвидации кредиторской задолженности.
Президент отреагировал оперативно – 13 марта выдал Юрию Еханурову санкцию в ситуации разобраться и разработать программу финансового оздоровления НАКа. На все про все времени – 30 дней, то есть до 13 апреля.
НАК «Нефтегаз» - заложник «Газпрома»
Возникает логичный вопрос: куда ранее смотрели банки, и почему выдавали заемы компании, платежеспособность которой сомнительна? Ответ прост: вплоть до начала нынешнего года НАК, худо-бедно, но концы с концами все-таки сводил. Прежде всего – за счет экспорта, «живые деньги» от которого «гасили» недостачу от заниженных сборов с населения. По оценкам независимых аналитиков, прежнее руководство оставило госмонополию в достаточно недурственном состоянии.
Соотношение доход (около 35 миллиардов) – оборот (около 50 миллиардов) – кредитная нагрузка (20 млрд. с копейками) особой тревоги ни у кого не вызывало. Но после 4 января ситуация кардинально переменилась. Теперь валовой доход снизится до 10 миллиардов и сравняется с кредитной задолженностью.
В своем стремлении заполучить украинскую трубу россияне непоколебимы, а в поиске средств – изобретательны. По информации наших источников, значительная часть банков, выдававших кредиты НАКу ранее, прямо или косвенно связана с «Газпромбанком» и, собственно, самим «Газпромом», на что указывает совокупность множества факторов.
Получается, «Газпром» «обложил» НАК со всех сторон, взяв его в заложники. По некоторым данным к числу этих кредиторов принадлежит и «Standard Bank London Limited», последним предоставивший НАКу краткосрочный заем в размере, ни много ни мало, 500 миллионов долларов США. Для «Нефтегаза» этот годичный кредит – отчаянная попытка залатать финансовую брешь, - обзавестись еще одним долгом для того, чтобы рассчитаться с долгами предыдущими. По меткому выражению нашего источника «потушить пожар бензином».
Примечательно, что солидные финучреждения, к примеру, тот же Дойчебанк, осознав суть происходящего, свои кредитные лавочки для НАКа оперативно прикрыли.
Свести дебет с кредитом
Оптимисты напоминают, что выход есть даже из самого безнадежного тупика, а пессимисты уверяют, что жить НАКу осталось недолго. Реалисты же называют ориентировочный срок его кончины – декабрь нынешнего года. Проблема еще и в том, что банкротство грозит НАКу сразу с нескольких сторон: во-первых, газовые договоренности от четвертого января делают практически невозможной успешную финансовую деятельность компании, да и кредиты нависли дамокловым мечом. Хоть круть, хоть верть, а картина получается скверная.
В настоящий момент, выполняя поручение Банковой, Кабмин трудится над разработкой плана по «финансовому оздоровлению» «Нефтегаза». Некоторые наши источники предполагают, что, в сложившейся ситуации выход может быть только один – санация. Правда, с юридической точки зрения целесообразность принятия именного такого решения несколько сомнительна. Хотя бы потому, что публичного признания колоссальных затруднений, возникших в НАКе, тогда не избежать. Но чего уж не избежать точно – так это повышения цен на голубое топливо для населения, промышленных и прочих объектов.
Здоровье государственных монополий у нас принято поправлять, как известно, за счет обывателей-налогоплательщиков. Так что страшилки об увеличении газовой мзды для простых граждан, озвученные на последнем съезде Партии регионов, – отнюдь не плод больной донецкой фантазии.
Хотя гораздо более логичным шагом Кабмина стала бы радикальная кадровая рокировка в НАКе – смена его топ-менеджмента. Возможно, новые руководители сумели бы минимизировать последствия от создания НАКом, совместно с «РосУкрЕнерго», компании «УкрГазЕнерго» - еще одного шага на пути к неизбежному банкротсву. В сложившейся ситуации это, пожалуй, едино верное решение.
Но если припарки полумертвому НАКу не помогут, то на улице «Газпрома» наступит праздник, сравнимый по масштабу разве что с бразильским карнавалом. Тогда не только банкирам, но и всем «маленькім українцям» станет известно значение термина «бланковый кредит». В отличие от кредита обычного, выдаваемого под залог чего-либо (зачастую – имущества компании), по бланковому - кредитор вправе потребовать у компании что угодно. А что угодно структурам, связанным с «Газпромом»? Правильно – газотранспортная система Украины! И «на сдачу» - 50% доли в «УкрГазЕнерго», вторую половину которого они уже контролируют. Вуаля! Круг замыкается, и контроль над внутренним украинским рынком газа окончательно и бесповоротно переходит в руки россиян!
P.S. О проектах планов первоочередных мероприятий по оздоровлению НАКа, разрабатываемых в недрах Кабмина, а также о рекомендациях профильных экспертов «Обоз» расскажет в следующем материале из тематического цикла. Следите за публикациями на нашем сайте.