Лилия Григорович: "Шесть-семь процентов голосов добавилось БЮТ только за счет оппозиционности"

Лилия Григорович: 'Шесть-семь процентов голосов добавилось БЮТ только за счет оппозиционности'

Парламентские выборы 2006 года уже вошли в историю, и украинский народ замер в ожидании официальных результатов. Но даже предварительные данные для партии власти неутешительны, она проигрывает Партии регионов и БЮТ, причем с большим отрывом. Сложившуюся ситуацию прокомментировала член «Нашей Украины» Лилия ГРИГОРОВИЧ

Украинские избиратели в воскресенье сделали свой выбор, и уже можно подвести предварительные итоги парламентских выборов...

— Прежде всего, мне кажется, это наибольшая победа новой власти и народного Президента и все это благодаря выбору, который мы сделали около года назад.

Но ведь были проблемы, нарушения?

— Естественно. Я, например, могу прокомментировать три вещи. Во-первых, к парламентско-президентской республике мы еще не готовы. Во-вторых, надо было развести выборы во времени. В-третьих, я уверена, если был хотя бы четырехпроцентный барьер, в бюллетенях было бы гораздо меньше партий, и избирателям легче было бы разобраться. И это, безусловно, наложило отпечаток — людям много времени пришлось провести на избирательных участках... К тому же местная власть должна более ответственно относиться к своим избирателям. А ее заботу о гражданах мы увидели на многих участках... Кстати, хочу подчеркнуть, что местная власть у нас была старая, избранная еще в 2002 году... Далее — списки избирателей. А где же их составляли как не на местах?!

Голоса пока не подсчитаны, но, по предварительным данным ЦИК и результатам экзит-полов, «Наша Украина» занимает третье место после Партии регионов и БЮТ...

— Относительно результатов... С одной стороны, когда партия приходит к власти, сразу теряет проценты. Только за счет оппозиционности БЮТ добавилось шесть-семь процентов. Это элемент такой, знаете, обиженности, который получила Юлия Владимировна после отставки. Хотя она сама отставила правительство Юрия Еханурова и утратила несколько процентов, но она эффектно нагнала их, прежде всего методами, которые, как правило, используют в бизнесе, а не в политике — любой ценой подняться над конкурентами. Любая цена — это когда выдвигались всякие версии о неком сервере, которого нет. Второе, о чем говорилось, — это о каком-то соглашении с Януковичем. Третье — о ядерном могильнике, хотя, если я не ошибаюсь, именно премьер-министр Тимошенко визировала документ, который касается вопросов захоронения ядерных отходов и т. д. Все эти приемы — шахматная игра, когда белые начинают и выиграют, в особенности, если белые оскорблены и режут правду-матку... Плюс ее оппозиционное трудолюбие, а Юлия Владимировна в оппозиционности просто безупречна, уникальный политик. Тем более если прибавить то, что сегодня имеет или будут иметь «Пора» — ПРП» и Блок Костенко — Плюща, это, по сути, оранжевый электорат, который больше склонен к «Нашей Украине», так как на президентских выборах они позиционировались исключительно как проющенковские силы. Поэтому такой результат абсолютно логичный. Но цыплят по осени считают. После официального сообщения Центризбиркома результат может отличаться от того, что мы сейчас слышим. Думаю, что определенные тенденции, которые объявляет экзит-пол, сохранятся. Я могу отметить, что наши колоссальные достижения — демократические выборы, как и шанс создать оранжевую коалицию. Так сказать, это второй мирный этап оранжевой революции. Ведь кроме народного Президента нам крайне необходимо народное демократическое парламентское большинство, которого мы не имели все 15 лет независимости. Вспомните события годичной давности, когда миллион человек стояли возле Верховной Рады, а 226 твердых голосов для объявления «третьего» тура президентских выборов не было. Так что для Украины сейчас наибольший дефицит — это даже не народный премьер. Только народная демократическая оранжевая коалиция может дать народного премьера. Если тот или иной соискатель должности премьера выйдет из лона недемократического парламентского большинства, это уже, извините, будет ненародный премьер. И все-таки главным является народная демократическая оранжевая коалиция. Учитывая это, я горжусь, что мы, в конце концов, подходим к этой демократической парламентской коалиции. После народного Президента мы получим народное демократическое парламентское большинство.

«Наша Украина» готова пойти на условия Юлии Владимировны относительно ее премьерства?

— Вчера уже прозвучало заявление Безсмертного, который сказал, что в формате демократической парламентской коалиции предлагает премьера та политическая сила, которая набрала больше всего голосов. Бог все видит и все слышит, и пусть наши избиратели убедятся в том, что не все так правдиво было в словах Юлии Владимировны. Хочу подчеркнуть, что мы люди очень серьезные и на экзит-половских результатах никто коалиции не подписывал. Посмотрите, как было в Германии: пока не обнародовали легитимные результаты, никто ничего не подписывал. Поэтому мы ждем официальных сообщений Центральной избирательной комиссии и после этого, естественно, без проблем сформируем коалицию. Более того, считаю, что это прерогатива народного Президента: дать шанс каждой политической силе поработать в демократическом большинстве.

Вы очень уверенно говорите о создании оранжевой коалиции. А как вы оцениваете то, что Янукович уже поблагодарил людей за поддержку и заявил о победе Партия регионов?

— Если смотреть на отдельно взятый результат, то они, конечно, впереди. Но в этом же весь смысл парламентаризма, когда партия, которая имела наибольшее количество голосов, но не сформировала коалицию, будет оппозиционной. А то, что каждый блок, каждая политическая сила будет благодарить своих избирателей за поддержку, — естественно. Я думаю, что все силы, которые объединятся в оранжевую коалицию, обязательно поблагодарят своих избирателей. Ведь благодаря их выбору украинский парламент становится лучше.

Евгения КОВАЛЕНКО, «Столичные Новости»

http://cn.com.ua