Маркиян Лубкивский: «Нельзя допускать вовлечения украинского общества в провокационные дискуссии»
Маркиян Лубкивский принадлежит к тем дипломатам, которые одними из первых поддержали Оранжевую революцию. Теперь он решил из дипломатии перейти в публичную политику. И баллотируется в парламент по списку Блока «ПОРА» – ПРП».
– В этом году Украина отмечает 15-летие независимости. У нас есть все атрибуты государства. Мы заслуженно признаны во всем мире. Этого достаточно или чего-то все-таки не хватает?
– По моему глубокому убеждению, сегодня Украина нуждается в системе общественных ценностей, которая стала бы единой для всех людей, проживающих в Украине. Понятно, что для создания такой системы, которая, будучи самобытной, базировалась бы на системе европейских ценностей, нужно определенное время. Для этого необходимо сделать ряд шагов. Первый шаг в этом направлении предпринял Президент Украины, который в своем послании к Верховной Раде предложил обществу приступить к совместной работе по формированию такой ценностной системы. Сегодня в Украине, к сожалению, такой целостной системы нет. Иногда создается впечатление, что наша страна все еще живет советским прошлым. И при этом мы пытаемся заложить и развить собственные традиции.
– Ну хорошо, это как бы вводная. А есть ли какая-то конкретика? Скажем, первая пятилетка по созданию и внедрению такой системы...
– Думаю, что говорить о каких-то сроках очень сложно. Речь может идти о временном отрезке от пяти до десяти лет. Этого срока при определенной и целевой работе вполне бы хватило, чтобы приблизиться к созданию такой ценностной системы. Многие вещи делаются уже сейчас, но они пока не объединены единой государственной политикой. Государство должно, прежде всего самому себе, ответить на целый ряд вопросов, касающихся, скажем, трактовки истории, государственных праздников, языкового вопроса и т. д. Во-вторых, нужно навести порядок в теле- и радиопространстве Украины. В-третьих, надо очень внимательно отнестись к анализу общественного мнения по многим параметрам, изучению присущих тенденций и на основе этого анализа предложить план действий. Силовое и одномоментное навязывание обществу определенных вещей ни к чему хорошему не приведет.
– Перефразируя Хрущева, можно сказать, что нынешнее поколение еще сможет пожить при новой ценностной системе?
– Я думаю, что не только пожить, но и в полной мере воспользоваться ею. Тем более что речь не о чем-то навязанном сверху, а о некоем продукте, созданном как обществом, так и государством. Этим, кстати, объясняется и достаточно продолжительный срок, о котором я сказал. В вопросах идеологии мелочей не бывает, тем более когда речь идет о такой огромной стране, как наша. Я убежден, что, даже при наличии региональной специфики, в этой сложной мозаике все равно можно найти ту единую систему, которая бы удовлетворяла потребности всех граждан Украины.
– То есть в конце концов прийти, скажем, к тому, что в Штатах называется «великой американской мечтой»?
– Примерно да. Если говорить простым языком, то нам крайне необходимо, чтобы в любом уголке страны было единое восприятие, к примеру, государственных праздников – от Дня независимости до Рождества. Чтобы было единым понимание и трактовка украинской истории, несмотря на то, что советской идеологией нам много лет навязывались ущербность и второсортность. Но я уверен, что если эту работу не начать буквально сегодня, то страна может увязнуть в искусственных межрегиональных ссорах, поддаться влиянию более мощных геополитических сил, оказаться разбалансированной и уязвимой перед угрозами, которым мы еще недавно не придавали значения. А это несет угрозу уже самой независимости государства, борьба за которую не прекратилась.
– Как нынешняя предвыборная ситуация может повлиять на формирование единой системы ценностей?
– Именно в предвыборный период с отдельными политиками и партиями происходят всевозможные метаморфозы. Позиция таких партий сегодня ситуативна. Они удачно играют на чувствах наших граждан, эксплуатируют языковую тему, вопросы интеграции Украины в НАТО и ЕС, другие чувствительные проблемы. Поэтому государству очень важно, оставаясь принципиальным и незыблемым в этих вопросах, не ввязываться самому и не допустить вовлечения украинского общества в провокационные дискуссии. Нам надо спокойно провести выборы, выйдя на более-менее ровный участок развития государства.
– Да, но начиная с 1991 года Украина – страна вечных выборов...
– Это и пугает. Что самое страшное – мы в новых политических реалиях опять оказались в той же ловушке, которая существовала во времена Кучмы. Мы вновь живем от выборов к выборам. Нас оценивают от выборов к выборам. Международное сообщество не хочет принимать в отношении Украины никаких серьезных решений. Все ждут: а как покажет себя Украина на следующих выборах. Это очень опасная тенденция. И она тормозит процесс развития нашей страны. С одной стороны, мы пытаемся убедить наших зарубежных коллег в том, что не нужно останавливать, скажем, интеграционные процессы в отношении Украины, но, с другой стороны, мы должны разделять и их опасения. У них нет окончательного понимания, куда Украина будет двигаться после того, как сменится политический истеблишмент.
– Ведь предвыборные программы 45 партий и блоков в вопросах единства, общих ценностей и т. д. практически едины. Есть ли какие-то политические силы или отдельные политики, которые в состоянии доказать, что они действительно отличаются от остальных?
– Мне кажется, что на звание такой силы может претендовать Гражданская партия «ПОРА» и избирательный Блок «ПОРА» – ПРП», который я имею честь представлять.
– Ну естественно. Было бы странно, если бы вы сейчас пропиарили конкурентов...
– «ПОРА» – это новая и здоровая политическая сила, не обремененная ни политическими неудачами в прошлом, ни обвинениями в коррупции, ни нереализованными обещаниями. Партия «Реформы и порядок», с которой «ПОРА» идет на выборы, является опытной политической силой, представители которой уже побывали во власти, и не без успеха. Но основа нашего блока – молодежь. Это новое поколение украинских политиков, которое сегодня впервые пробует себя на большой политической сцене. И для страны прямая выгода не только в том, что эти люди придут во власть, но и в том, что они приведут за собой себе подобных. В этом и кроется то преимущество, которое несем с собой мы.
– В одной из последних программ «Свобода слова» речь шла о влиянии России на ситуацию в Украине. Гости студии достаточно убедительно доказали, что Россия активно вмешивается в наши внутренние дела. Но многие из тех, кто был в зале (особенно молодые ребята из Донецка), все равно заявляли о том, что Россия – это наше все. Как вы это объясните?
– Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, не надо забывать об историческом прошлом. И о недавнем в том числе.
Во-вторых, предыдущая власть намеренно заморозила большинство проблем в украинско-российских отношениях, не утруждая себя их решением. Поэтому многие наши соотечественники тяжело воспринимают переход украинско-российского сотрудничества на прагматичную основу. И Россия им в этом «помогает». Кроме того, как мне кажется, мы проигрываем информационно-идеологические войны. Всякий раз, когда возникают проблемы, будь то газовая, мясо-молочная, или вокруг маяков, Россия пускает в ход очень серьезные информационные рычаги. Включаются мощные силы, которые играют на чувствах украинцев, особенно в восточной и южной части страны, где к России питают традиционно теплые чувства. В этой ситуации прежде всего нужно иметь собственную сильную позицию в переговорном процессе.
– Хорошо, а дипломатия?
– Роль дипломатии как раз и состоит в том, чтобы решать проблемы такого плана, желательно на этапе их возникновения. На основе диалога, с участием экспертов, без излишней публичности.
– Не ходить на прямые телевизионные эфиры, а работать в кабинетах?
– Я считаю, что излишняя публичность не всегда оправданна. Тем более когда речь идет о больных для общества вопросах, которые могут быть использованы определенными силами с целью его дестабилизации. Кстати, наша политическая сила разрабатывает концепцию, суть которой заключается в инициативном урегулировании всех потенциально конфликтных вопросов с соседними с Украиной странами. Мы хотим представить ее на рассмотрение Президенту Украины.
– Это что, работа на опережение?
– Именно. Это то, чего нам часто не хватает и от чего мы страдаем. Мы убеждены, что необходимо предложить нашим соседям концепцию урегулирования всех конфликтных ситуаций в наших взаимоотношениях.
– То есть вы предлагаете некую форму превентивной конфликтологии?
– Да, это превентивная дипломатия, или превентивная конфликтология. Причем речь идет не только о конфликтах, но и о неурегулированных вопросах, которые могут перерасти в конфликт.