Заполитизированность. Это культура или болезнь?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В нашем обществе есть множество людей, говорящих о политике, идущих в политику, сбивающихся на политику. В передвыборную кампанию все это несется мутными потоками. Потом ил оседает, смрад испаряется, улицы подметают. Что же остается от небывалой политической активности? Остаются, как минимум, скверные привычки…
Но вернемся к началам. И у Аристотеля, и у Платона есть книги о политике. Политика была наукой о разумном устройстве жизни. И законы Моисея, и законы Солона, и хартии, и конституции создавали фундамент общества, для которого общественное благо было высшей ценностью.
Людей, не интересующихся политикой, древние греки называли «идиотес». Но если бы они чудом посетили наш мир и проникли в наш парламент, вероятно, они применили бы к нему это самое слово…
«Позвольте, почему?» – спросил бы наш спикер. «Во-первых, трудно понять, почему вас называют спикером. Во-вторых, законодатели у вас лоббируют свои личные интересы и называют это заботой об общественном благе. И, наконец, они принимают законы для других, а для себя обеспечивают неприкосновенность…» В обществе дифференцированного разделения труда каждый должен хорошо делать свое дело и не заплывать на мели, где можно имитировать плавание. Политика, к сожалению, стала местом для безопасного плавания. Ее начали называть делом нечистым. Хотя давно известно, что всякое дело становится нечистым, если в нем замешаны нечестивцы. В действительности, политика – это великое слово, спрофанированное мелкими дельцами и большими авантюристами.
Как известно, революцию в области слов и их переосмысливания названо «октябрьской». Эта революция была настолько политической, что уже на протяжении года ввергла все население Российской империи в политику.
Парадокс в том, что, на самом деле, на протяжении свыше 70 лет политику вершила кучка людей в Кремле, а все остальные единогласно одобряли – на радио и в газетах, на лекциях и конференциях, на политзанятиях и политинформациях. И никто не смел уклоняться от «участия в политической жизни страны». При этом предполагалось абсолютное отсутствие критической мысли и опасной углубленности при бодром шуме одобрения. И, разумеется, никакой ответственности за слово: за все решения отвечает партия… Эту безответственность можно сравнить с безответственностью уголовного мира, который беззаботно паразитирует на ответственности других.
Самое тяжелое, что нам осталось после банкротства коммунизма – это тип человека безответственного, поверхностного и заполитизированного. Он легко обо всем рассуждает, все в корне критикует и готов баллотироваться в депутаты.
На телевидении его программа насквозь проникнута не философией, не религией и не моралью, а политикой. Из его публикаций прет чувство собственного превосходства, ирония по поводу религиозно, национально и культурно «озабоченных» и спокойное равнодушие на счет конечных результатов своей деятельности. Его мышление – политическое, будь то на тему религии, права или морали. То есть, он может легко рассуждать обо всем, не вникая в суть. Это и было заложено «в старые добрые времена» принципом идейности и партийности, по которому предполагалось подгонять текст под готовые «единственно правильные» выводы.
Отсутствие честных убеждений позволило ему легко перейти от борьбы против частной собственности к наглой «прихватизации» народного имущества, сохранив при этом патриотическую фразеологию.
На базе «коммунистической убежденности» образовалось множество политических партий, которые накануне выборов обещали все, что взбредет в голову. Некоторые считают достойными уважения коммунистов: они не изменили своим принципам… Однако, присмотритесь!
Нет разницы между коммунистом, который всю жизнь обещал «прекрасное будущее» и вчерашним коммунистом, а ныне православным или консерватором, обещающим прекрасную жизнь сразу после выборов.
Все они против кого-то, все агрессивно настроены к образу «врага», и речи их полны бахвальства и самоуверенности. Заполитизированность привела некоторых бывших коммунистов к мотивам патриотизма. Эта смена риторики не коснулась основного: скрытого равнодушия к идее, взятой на вооружение.
Как известно, на Западе не принято говорить о вере, о патриотизме, о доходах. Бизнес строится на доверии, и только в этом смысле могут поинтересоваться вашей религией. Наш патриот иногда обижается, когда ему напоминают, что у него нет внутренней потребности в защите национальных интересов. Он привык подменять их личными.
Корыстолюбие сводит все «измы» к одному общему знаменателю. Политика на этой почве всегда только дешевая маска. И если скажут, что это грязная маска – крыть нечем. И если скажут: старая маска – возразить нечего.
А вот политика как творчество и утверждение положительных начал в жизни – это призвание. Высокое призвание.
Евген Сверстюк
Анонсы 15-го выпуска журнала «Час.ua» от 15.04.2006г.
- Депутатская неприкосновенность : мировой опыт и украинские реалии. Автор: Виталий Слушаенко, кандитит филосовских наук.
- Ядерный Иран : Америка не исключает силового решения вопроса.
- Куба станет огромным элитным курортом, если все поверят, что Фидель Кастро…умер.
- Заполитизированность:Это культура или болезнь? Рассуждает Евген Сверстюк.
- Почасовая зарплата в УКРАИНЕ – кому это выгодно?
- «Укрспецюст» ликвидируют из-за несговорчивости Министра юстиции?
- «Я не сдамся без бою» или об украино-российских войнушках в статье «Один в поле воин»
- Апетиты нардепов растут! Каков пакет прилагаемых к мандату народного депутата социальных благ, в статье «Они себя не обделили!»
- ВНИМАНИЕ покупающих автомобили! Если Вы решили купить машину, будьте готовы ждать техпаспорт и техталонов…очень долго. О сегодняшней ситуации на авторынке, в статье «Полцарства за коня. Железного».
- Киевский ипподром хотят убрать! Подробности в статье «Электороток в поилках или Ипподром по-киевски»
- В Крыму существует единственная в СНГ ферма , предлагающая экзотические прогулочные маршруты на…. Читайте в журнале.
Читайте также о событиях в культуре, спорте, моде, и о путешествиях!
Серьезно и просто про жизнь.
Журнал «Час.ua»