В Италию возвращается период кризисов

В Италию возвращается период кризисов

Более десятилетия Италия управлялась двухполярной политической системой. Избиратели могли выбирать между коалициями левого или правого крыла. Разочарованные действующим правительством могли голосовать за оппозицию. А наличие жизнеспособной альтернативы оказывало дисциплинирующее воздействие на политиков: не случайно правительство Сильвио Берлускони оставалось у власти в течение всего своего избирательного срока.

Это резко противоречит итальянской политической традиции. В послевоенную эру, до начала 90-х годов ХХ века, итальянские правительства могли продержаться у власти в среднем не более года. Избиратели не могли выбрать между действующей коалицией и оппозицией, т.к. у власти все время находились одни и те же центристские партии. Правительственные кризисы были всего лишь предлогом для того, чтобы сделать перестановки в ключевом кабинете или выбрать премьер- министра из другой фракции.

Однако сейчас существует высокий риск того, что итальянские политики вернутся к своим старым привычкам. Это может показаться странным, если принять во внимание антагонизм между Романо Проди и Сильвио Берлускони во время избирательной кампании. Но этот антагонизм стал отражением персонификации политики, достигнутой Берлускони, а также характеристики институционального устройства власти, которую он отменил. Один из последних актов его правительства должен был заменить мажоритарную избирательную систему, введенную в 1993 году, пропорциональной. Новая избирательная система изменяет средства поощрения политиков и может стать причиной возврата к чередующимся коалициям и нестабильному правительству. Данный исход ускорится, если Берлускони, что вероятно, отойдет от политики на предстоящий избирательный срок.

Согласно новым избирательным правилам, партиям выделяется количество мест, пропорциональное количеству полученных голосов, но одно особое положение вынуждает партии заключать предвыборные соглашения: предвыборная коалиция, получившая наибольшее количество голосов, получает дополнительные места, которые обеспечивают ей весомое большинство в Палате представителей (нижняя палата парламента). К сожалению, новый закон, поспешно принятый в последнюю минуту срока предыдущего парламента, обладает глупой формулировкой, которая не гарантирует такое же надежное большинство в Сенате. В результате Проди получил большое преимущество в нижней палате, но в Сенате у него только незначительный перевес в несколько голосов. Принимая во внимания то, что в Италии существует система «совершенного» двухпалатного парламента, это означает, что новому правительству будет очень трудно функционировать даже в идеальных условиях.

Но условия в Италии совсем не идеальные. Новое правительство столкнется с серьезными проблемами. Дефицит бюджета снова вышел из-под контроля и значительно превышает потолок в 3% от ВВП, установленный Маастрихтскими соглашениями. Стареющее население стало непомерным грузом для государственной пенсионной системы и системы здравоохранения. Производственный сектор, находящийся в трудном положении из-за застоя продуктивности и конкуренции со стороны китайских и других дешевых продуктов, уже не конкурентоспособен. Многие службы остаются неэффективными, т.к. либо находятся в подчинении архаической системы государственного регулирования, либо пользуются монопольной рентой, созданной регулирующими барьерами.

Бездействие — не выход для нового правительства. А между тем будет очень трудно достигать согласия практически по всем более или менее важным вопросам. Левая коалиция Проди «l’Unione» («Союз») состоит из мешанины партий всего политического спектра, начиная ярыми коммунистами и заканчивая бывшими либералами (коммунисты на этот раз сильней, чем на прошлых выборах). Согласно новой избирательной системе, все эти партии будут соперничать друг с другом за одни и те же голоса, и каждый будет отстаивать интересы своих избирателей и присваивать себе заслуги за любые возможные достижения. Учитывая ничтожно малое преимущество «l’Unione» («Союз») в верхней палате парламента, наиболее вероятным исходом будет паралич власти.

Помимо всего прочего, Проди столкнется еще с одной проблемой. Непосредственно перед уходом правительство Берлускони одобрило также реформу конституции, которая, помимо всего остального, вводит логическое дополнение к новой избирательной системе. В частности, новая конституция увеличивает возможности премьер-министра и позволяет ему назначать досрочные выборы в парламент в случае правительственного кризиса. Данное положение будет важным оружием в руках Проди. Но поддерживающие его партии левого крыла уже заявили о том, что заблокируют реформу конституции, которой они противостояли по другим причинам. Отсюда следует, что Проди почти наверняка будет лишен своего главного инструмента, способного дисциплинировать его неуправляемую коалицию.

Каков наиболее вероятный сценарий развития событий, когда широкая и неоднородная коалиция с незначительным парламентским большинством должна управлять страной в постоянно ухудшающейся экономической ситуации? Ответ почти очевиден: либо правительство постигнет неудача, либо оно станет искать поддержки со стороны оппозиционных партий. Какой из этих вариантов материализуется, зависит и от того, что произойдет в лагере Берлускони, а это предсказать гораздо труднее.

Но в любом случае, двухполярная политическая система, к которой итальянцы начали было привыкать, вряд ли останется неизменной. Политикам-оппортунистам станет легче переходить грань между левыми и правыми, и, возможно, появится новая центристская партия. В результате Италия вскоре вернется к своей старой традиции короткоживущих правительств и нестабильных коалиций.

Конечно, Проди может сохранить двухполярную политическую систему и увеличить, таким образом, долголетие своего правительства. Но сделать он это может, либо восстановив мажоритарную избирательную систему, либо внося другие поправки в конституцию, направленные на сохранение правительства и поддержание стабильности коалиции. Но навязать подобные изменения своим партнерам по коалиции может быть для Проди так же трудно, как справиться с серьезными экономическими проблемами Италии.

Гвидо ТАБЕЛЛИНИ — профессор экономики Университета Боккони в Милане

"День"

www.day.kiev.ua