«Внебрачный сын» Януковича ответил на вопросы «Обоза»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Именно этот человек внес немалую лепту в формирование публичного образа Виктора Януковича. Такого, каким он известен всей стране.
Еще в 2004-ом году, во время частых визитов в Вашингтон, Эдуард Прутник ставил на службу украинской родине и донецкому правительству американские лоббистские компании. Именно он находил иностранных пиарщиков, которые всеми силами пытались «очеловечить» облик непубличного лидера.
«Внебрачный сын» Виктора Януковича
В узких кругах Прутник известен как бессменный советник Януковича. Как человек, находящийся к Виктору Федоровичу едва ли не ближе остальных и, несомненно, имеющий на него влияние. В ногу с Януковичем Прутник шагает уже довольно давно – с середины девяностых. Ввиду поразительного внешнего сходства с лидером, Эдуарда Анатольевича частенько в шутку называют его «внебрачным сыном».
Впрочем, размолвки «отцов и детей» у них тоже бывают. Последняя крупная случилась около года назад, когда Партия регионов осталась в оппозиции и у разбитого корыта. Весной 2005-го, когда личностный рейтинг Виктора Федоровича таял, как сливочное масло на солнцепеке, Прутник был одним из первых, настаивавших на радикализации партии, ужесточении оппозиционной риторики. На этом фоне – конфликтовал с «почтенными старцами» калибра Рыбака и Азарова. Еще ранее он предлагал переименовать ПР в Республиканскую партию регионов. Рокировка с ПР не удалась, но «Республика» Юлия Йоффе, превратившаяся вскоре в Республиканскую партию Юрия Бойко – разработка, во многом, Прутника.
На этом фоне поговаривали о его противоречиях с Виктором Федоровичем. Апогеем стало исключение Прутника из политсовета ПР на съезде в начале марта. Он тогда, однако, не сильно расстроился, переключившись на отстаивание телеканала НТН (скандал с легитимностью лицензии этого СМИ был в самом разгаре), фактическим собственником которого является. Позже – создал Экспертно-аналитический фонд "Социум". Структуру, которая, по его же собственным словам, занимается: «конструированием новой украинской эпохи. Это увлекательное, хотя и дорогостоящее занятие» (из интервью «Комсомольской правде в Украине» от 2 апреля 2005-го).
Эта компания оказывала некую пиар-поддержку (особенно на первых порах) избирательному проекту Владимира Литвина. Со спикером и его командой Прутник контактировал по линии старинного своего приятеля Сергея Левочкина. Они дружны еще со старых, «донецких» времен. Их дуэт некогда был трио, включающим еще колоритную личность Павла Борулько. В период премьерства Януковича эта троица материализовалась в составе наблюдательного совета «Ощадбанка», окончательно отвоевав его у эсдеков. Сейчас еще Прутник дружит с парламентским лидером НП Игорем Еремеевым.
Спустя полгода после «битья горшков» экс-советник экс-премьера обнаружился на 55-й позиции избирательного списка Партии регионов. В нынешние 32% он вложил немало сил. Хотя год назад те же Рыбак и Азаров прочили партии 30%, а Прутник – всего 20%.
«Господи, как же мы могли так попалиться!?»
Прутник – один из немногих приближенных Януковича, кому (в отличие от тех же братьев Клюевых, Олега Царева и проч.) удалось выйти из мясорубки 2004-го с относительно незапятнанной репутацией.
Но в хрониках махинаций теневого штаба «единого кандидата» - знаменитых «пленках Рыбачука», свой след он все-таки оставил. На записях разговоров о «печенье», «празднике демократии», переданных журналистам тогдашним нардепом Олегом Рыбачуком, есть и его, Прутника голос. От которого Эдуард Анатольевич, естественно, упорно открещивается. Год назад на расспросы о пленках он утверждал, будто не только их не слышал, но и сомневается в подлинности существования оных, поскольку все его попытки найти записи в Интернете успехом не увенчались. Когда же, стараниями автора этих строк, диск с записями Прутнику был доставлен и передан прямо в руки, слушая их, он почему-то искреннее веселился. Диалоги коллег-штабистов типа: «надо дать хлопцу бабок» (предположительно «хлопец» - Сергей Катков, главный «компьютерщик» ЦИКа – авт.) или: «У меня все на руках. Но ЦИК по моей команде семь протоколов отложило. Я сейчас должен понять, срывать их или не срывать (признавать результаты выборов по данным участкам или нет – авт.) - провоцировали заразительный хохот и радостные причитания в стиле: «Господи, как же мы могли так попалиться!?». Те, кто хоть раз общался с Прутником дольше одной минуты, знают: в отменном чувстве юмора ему не откажешь.
Тем более, что голос собственной секретарши, также зафиксированной пленкой, он узнал, о чем не преминул сообщить тогда вслух. Чем себя, собственно, и выдал.
Прутник, можно сказать, легко отделался. У вашей покорной слуги есть один знакомый (пока еще – народный депутат), который, по роду деятельности (на тот момент – член фракции ПР) имел все шансы вляпаться в историю с «сервером», «печеньем» и прочими неприятностями. Избежал он этого буквально чудом. Так вот, упомянутый товарищ до сих пор хранит в своем смартфоне полную версию «пленок», и на досуге их регулярно слушает. Большой нужды в этом нет – он давно знает их на память. И не устает повторять: «Господи, спасибо тебе! Спасибо, что меня здесь (на пленках, в смысле, - авт.) нет».
В доме Порошенко будет жить Янукович
Эдуард Прутник – яркий пример справедливости донецкой народной мудрости: «кто рано встает, тому Бог доллар дает». Он ее, кстати, частенько употребляет. Свои доллары человек, которого называют «самым молодым миллионером в окружении Януковича» зарабатывал потом, но, кажется не кровью. По крайне мере, в известной антологии Бориса Пенчука и Сергея Кузина «Донецкая мафия» о нем нет ни слова.
По информации СМИ, к сфере бизнес-интересов господина Прутника относятся: «Украинский бизнес-банк» (ранее – банк «Донетчина»), ОАО «Центральная обогатительная фабрика «Калининская», ООО «Восток-инвестпром», ООО «Веспром», ООО «Донбассинвестпром» (производит и реализует газовые системы отопления), ассоциация торгово-промышленных предприятий «Донбасский расчетно-финансовый центр», ООО «Востоксельхозпродукт», две страховые компании и т.д.
Любопытная деталь: одна из прутниковских структур «засветилась» по печально известному в Киеве адресу – Грушевского 9-а.В так называемом «доме Порошенко» «Веспром» (ОКПО 24642536, г. Донецк, ул. Левобережная, 66-б) приобрел квартиру №60, общей площадью 999 квадратных метров, за 6 миллионов 565 тысяч 428 гривен. Фактически это весь 18 этаж. В данный момент там продолжается ремонт, после которого в апартаменты, как ожидается, вселится некто Виктор Федорович Янукович.
Примечательно, что еще год назад, отвечая на вопрос одного всеукраинского печатного СМИ о том, сколько лично он истратил на кампанию 2004-го, Эдуард Анатольевич неожиданно резко отметил: «Зачем мне тратить свои, я не настолько богатый человек».
Впрочем, в печать тот текст так и не вышел. Не имея формальных претензий к содержанию, Прутник заветировал его еще на стадии вычитки. Посчитав, видимо, что излишние откровения на пользу ему не пойдут. Дефицит опыта публичной политики проявил себя в самом скверном виде.
«Эдик, ты кем будешь?» - «Министром обороны СССР»
Никто не расскажет о человеке лучше него самого. На стадии подготовки этого материала, в распоряжение «Обоза» (отдельное спасибо коллегам-журналистам) попал любопытнейший документ – Автобиография заместителя председателя Донецкой областной государственной администрации Эдуарда Прутника. Бумага, названная гордо «Я защищаю свою Родину» датирована 17 сентября 2002 года.
В свое время это чтиво было довольно популярным методом увеселения в среде донецких журналистов. Воздерживаясь от каких-либо комментариев, предлагаем вниманию читателей некоторые наиболее познавательные, на наш взгляд, моменты жизнеописания господина Прутника. Стилистика и грамматика – аутентичные.
«Я родился 11 января 1973 года в городе Селидово. Отца своего я не помню. Знаю лишь, что он ушел из семьи, едва мне исполнилось четыре года. Мама работала в детском саду, на 70 рублей воспитывала меня и мою старшую сестру Тамару. Жили мы очень дружно. Помню, когда я заболел желтухой, и меня положили в инфекционное отделение, мама целую ночь просидела под окнами больницы. А как она волновалась, когда ей сказали, что я едва не утонул в бассейне, показывая на первой тренировке свое умение плавать.
Когда мне было 11 лет, мамы не стало. Она умерла от тяжелой болезни, умерла у меня на руках. Похоронили ее на кладбище за городом. Томка после смерти матери уехала учиться в полтавское медучилище, а меня прямо с похорон увели к себе баба Юля и дед Василий.
…Баба Оля всю жизнь проработала на железной дороге, но к тому времени, как я поселился у нее в доме, ушла на пенсию. Впрочем, мной ей заниматься было некогда. Она часто уезжала в деревню, где у нее был больная мать. Дед – бригадир на селидовской ЦОФ - был занят работой. Поэтому все тяготы моего воспитания выпали на долю улицы и моих учителей в школе.
Я благодарен моей классной руководительнице, что не махнула на меня непутевого рукой. Забирала меня из милиции. Как я туда попал? Один здоровый бугай здорово обидел мою сестру. Несмотря на то, что он был на четыре года старше меня, я не побоялся вступиться за Тамару. Из боя вышел победителем. Однако в милицию забрали нас обоих. Лишь учительница помогла восстановить справедливость.
После восьмого класса я поехал поступать в Свердловское суворовское училище. Не поступил. Потому что никакого блата не было, и меня обошли генеральские и полковничьи сынки. Вернувшись из Свердловска, я решил, что мой единственный шанс – это 9-10-й классы. Дед с бабкой считали иначе. Им надоело мен кормить. Они не пускали мены в школу, хотели, что поступил в ПТУ. Я сбежал из дому. Вернулся только через два месяца, когда пока перестали принимать документы в ПТУ. И пошел в школу».
Далее так: «Сколько себя помню, я всегда был лидером. Вначале уважали за кулаки, потом за то, что я хорошо учился. Если бы не валял дурака до 8-го класса, окончил школу с золотой медалью.
…После школы я поступил в Донецкое военно-политическое училище. С самого раннего детства я мечтал стать военным. Когда меня еще маленького спрашивали: «Эдик, ты кем будешь?» - я неизменно отвечал: «Министром обороны СССР». Но при этом я был твердо уверен, что служить начну на самом трудном участке в Приморском крае и министерские лампасы примерю лишь пройдя все тяготы гарнизонной службы.
… Я считаю, что защищать Родину – это главная мужская профессия. Я защищаю свою Родину как экономист, как государственный служащий, как депутат. Мечтаю, что мой младший сын Даниил, которому скоро исполнится два года, станет военным. И пройдет путь от командира взвода в самой отдаленной части до министра обороны, тот путь, который мне так и не суждено было пройти».
О тяжких временах, наступивших после развала СССР, Прутник говорит так: «…Параллельно с учебой я начал работать в Селидовском горотделе коммунального хозяйства. Нужно было кормить семью. К тому времени у меня уже был старший сын Кирилл. Денег катастрофически не хватало. Когда я ехал в Москву на сессию, я точно знал, сколько пирожков я съем и сколько раз проеду в метро. Была подсчитана каждая копейка. В своих армейских ботинках я ходил до 1994 года. Потом с друзьями организовал фирму, специализирующуюся на строительстве и предоставлении коммунальных услуг. Начинали с нуля, самим приходилось и раствор мешать, и кирпичи грузить».
И вот что рассказывает о знакомстве с Януковичем: «…Однажды в город приехал тогдашний заместитель председателя обладминистрации Виктор Федорович Янукович. В строй вступал новый газопровод. Большая часть работ по строительству газопровода была выполнена нашей фирмой в максимально сжатые строки и при минимальном бюджетном финансировании. Виктор Федорович в своем выступлении заметил, что мы сделали невозможно, дав людям газ, добавив: «Мы все должны делать невозможное для роста благосостояния жителей области». Через два дня я был назначен помощником заместителя председателя обладминистрации, а вскоре стал советником губернатора».
Ну, и напоследок: «…В 1998 году я был избран депутатом областного совета от Артемовского района. Будучи одним из самых молодых депутатов, я на первой же сессии был избран заместителем председателя постоянной комиссии, занимающейся экономическим развитием области. Через год я возглавил эту комиссию, а еще через два года был избран заместителем председателя областного совета. Уже в качестве зампреда совета мною были разработаны ряд постановлений, направленных на повышение размера пенсий и социальных выплат, привлечение в экономику края, развитие отношений с Россией».
Особенно интересно было бы уточнить у Эдуарда Анатольевича, как ему удалось «разработать ряд постановлений, направленных на повышение размера пенсий и социальных выплат, привлечение в экономику края, развитие отношений с Россией», работая в столь скромной должности. Подобные операции, как известно – прерогатива высших органов власти.
Об этом, а также многом другом «ОБОЗ» разузнал у Прутника в ходе расширенного интервью во вторник. Полный текст («завернуть» который у Эдуарда Анатольевича рука на этот раз, надеемся, не поднимется) читайте в ближайшее время.
Соня КОШКИНА