Такого мир еще не видел. Политологический ликбез о парламентаризме в Украине
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В Украине, заменившей с начала 2006 года президентско-парламентскую мантию государственного правления на парламентско-президентскую, состоялись первые пропорциональные выборы в Раду. Многим гражданам будет наверняка интересно и полезно разобраться в особенностях сегодняшней украинской политической палитры.
Партии бывают разные: Зеленые, синие, красные
Классифицировать политические структуры можно по нескольким признакам.
В зависимости от отношения к идеологии партии разделяют на прагматические и доктринальные.
Прагматические партии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. К этому типу принадлежат все ведущие партии США, Великобритании, Канады и других стран. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, скажем, социалистической, религиозной или националистической.
Из вошедших в новый украинский парламент доктринальными являются КПУ и СПУ. К блоку «Наша Украина» данный термин подходит частично, так как в его составе есть партии с националистической окраской – Конгресс Украинских националистов и Народный Рух Украины. Партия регионов и БЮТ – прагматические политобъединения.
По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.
В этом плане «Нашу Украину», БЮТ и Партию регионов можно отнести к консервативным, социалистическую партию – скорее к реформистским, чем к реакционным, а коммунистическую – к реакционным.
По шкале политического спектра партии размещаются слева направо. Коммунисты всегда, конечно, левых взглядов. СПУ же однозначно к левым партиям причислять было бы неправильно. Она со значительным креном к центру. Оценить БЮТ по данной классификации довольно непросто. Если принимать во внимание некоторые программные положения и предвыборные заявления лидеров блока – то просматривается даже левая направленность. Однако состав депутатского корпуса от БЮТ говорит о явно правом спектре интересов. Предположим серединку – центристская политическая сила. «Нашеукраинцы» причисляют себя к правоцентристам. К правым можно отнести «регионалов».
Партии в независимой Украине
Существуют и другие классификации партий. По отношению к режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По организационному принципу - на кадровые и массовые. В зависимости от характера политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.
При тоталитарном режиме в СССР, как и в нацистской Германии, Албании, Румынии существовала однопартийная система. В настоящее время такая же ситуация в КНДР и на Кубе. После распада Советского Союза картина изменилась. На сегодняшний день в Украине сложилась квазимногопартийность. Это – де-юре. На самом же деле в нашей стране, как и в большинстве постсоветских государств после 1991 года возникла особая партийная система. Не имеющая мировых исторических аналогов.
На Западе партии выросли в результате естественного развития, в Украине же своим появлением они во многом обязаны авторитарно-олигархической системе. Большинство партий в нашей стране возникло на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы, и поддерживались властью скорее не ради содействия зарождавшемуся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом.
Украинские партии эпохи кучмизма не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися представить интересы самых широких слоев населения. Они не сделались также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах, каковыми являются, например, Демократическая и Республиканская партии США.
В Украине выстроилась сервилистская партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, чтобы использовать их в качестве лоббистов своих интересов.
Такую оценку партийной сфере в Украине можно было дать до 2005 года, если отталкиваться только от внешних, видимых лишь невооруженным взглядом, факторов. В действительности все было настолько сложнее, что применение стандартных канонов политологии вряд ли представляется возможным вообще.
Партийное противоборство в Украине сегодня
Президентские выборы 2004 года принесли радикальные перемены во всей государственной жизни Украины. В том числе и в партийной сфере.
Все предшествующие годы в нашей стране существовала, по сути, авторитарная партийная система. Когда различными способами, в том числе при помощи грубого давления, в парламенте складывалось пропрезидентское большинство. Именно президентская форма правления, а также относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества стали важнейшими факторами, негативным образом воздействовавшими на партийное строительство в Украине.
Смена правящего режима обнажила и обострила в нашем государстве огромнейшую проблему. Которая не является в чистом виде политической, но вовлекла в процесс своего разрешения и политические силы. Мы говорим о таком уникальном украинском прецеденте, как массовая коррупция и организованный криминал на общегосударственном уровне. За 14 лет независимости криминал пронзил все ветви государственной власти. Благословлял такое явление своими действиями сам глава государства. Для личного обогащения правящей элиты принимались законы и иные нормативные акты. Кроме того, приближенные к трону оберегались государственными институтами от преследования за нарушение действующего законодательства. За бесценок под видом приватизации присваивалось государственное имущество, совершались массовые злоупотребления по неуплате налогов и разворовыванию государственного бюджета, отсутствовали свобода слова и независимость судей, фальсифицировались выборы и референдумы, и т.п.
Именно под знаменем борьбы с данным явлением и стала возможной победа оппозиционных партий на президентских выборах 2004 года. Сейчас все крупнейшие украинские партии можно условно разделить по этому вопросу на две группы. Одни не признают обвинений и мечтают возродить былой режим, другие добиваются восстановления справедливости и возрождения демократии.
К сожалению, высказывания некоторых политиков из европейских стран и США говорят о том, что они не очень хорошо владеют сегодняшней ситуацией в Украине. Их можно понять – для западной демократии просто уму непостижимо такое положение дел, как в нашей стране. На протяжении уже более 60 лет – с момента окончания Второй мировой войны – ведущие партии всех стран Запада пришли к единому идеологическому консенсусу. Либерализм теперь для них даже не идеология, а образ жизни; не теорема – а аксиома. Найти, к примеру, идеологические различия между республиканской и демократической партией в США - задача не из легких.
И для многих из западных политологов просто трудно себе представить, что в государстве на территории Европы, да еще и в 21 веке, может существовать такой извращенный бипартизм. Где руководящее ядро одной из партий (бывшее парламентское большинство), стремящейся быть правящей, имеет своей главной целью использование государственной власти для собственного обогащения. А государственная машина во время правления этой партии работает на обман народа. Другая партия (в прошлом - оппозиционный блок) пытается отстранить или не допустить первую до власти.
Все это происходит сейчас в Украине. В роли реакционной, хотя и умеренной, выступает Партия регионов, как бывшая правящая. Ее задача: возглавить парламентскую коалицию, создать подконтрольное правительство и вернуть старые порядки, окрещенные в народе эпохой кучмизма. Противостоят открыто этой реакционной структуре БЮТ и СПУ. Колеблется «Наша Украина» и Президент.
Очень скоро станет ясно, удалось ли в Украине переломить хребет коррупционно-олигархического монстра. Или в 2004 году политико-криминальное украинское чудовище получило лишь серьезное ранение, но через полтора года полностью восстановило свои силы. Что означает необходимость готовиться к новому бою. Только полная победа позволит украинскому обществу заняться партийным строительством на цивилизованных, европейских принципах.