Интервью «Обозу» бессменный советник Виктора Януковича Эдуард Прутник начал с того, что никакое интервью он давать, собственно, не собирается. Мол, публичные откровения, ему, политику пока непубличному, сейчас «некстати».
фото из личного архива Э. Прутника
«Если хочешь – просто чаю попьем, поболтаем», - говорит Прутник, усаживаясь на кожаный диван в одном из кабинетов Центрального штаба Партии регионовна Липской. Некоторое время тут также присутствует хозяин кабинета – полномочный народный депутат от ПР, периодически вставлявший по ходу нашей беседы весьма уместные реплики. Некоторые из них в тексте сохранены.
В режиме «офф-рекорд» Прутник словоохотлив – любезно разъясняет аспекты функционирования избирательного штаба кандидата Януковича, о которых год назад не упоминали и полушепотом. Такие, например, как наличие в штабе «нескольких центров влияния», а именно – четырех. О фамилиях догадаться несложно и самостоятельно: Медведчук, Пинчук, Кучма, Клюев.
Но вид включенного диктофона производит на речевой аппарат Эдуарда Анатольевича нервно-паралитическое действие. Он тут же наотрез отказывается что-либо комментировать, поясняя: «Мне, слава Богу, не за что оправдываться». И добавляет: «Пиар-стратегия в 2004-м – моя профессиональная тайна. Зачем мне ее раскрывать? И кому вообще это интересно?».
Не помогают ни уговоры, ни беззлобные провокации, ни другие подобные методы вменения. В такие минуты кажется, что проще воскресить Ленина, чем заставить Прутника проронить хоть слово.
К числу «закрытых» тем, в частности, относятся: работа зарубежных политтехнологов в кампанию 2004-го и 2006-го, скандал с «транзитным сервером» и «пленками Рыбачука», подробности знакомства с Виктором Януковичем и то, каким был Янукович десять лет тому назад.
В процессе визирования интервью случайно допущенные откровения Прутник попросту вычеркнул. К вхождению в публичную политику он, как и многие другие «новобранцы» списка ПР, к примеру, - Ринат Ахметов (пиарщиков которого, как утверждает Эдуард Анатольевич, он знать не знает), отнесся весьма серьезно. Он не только взвешивает каждое произнесенное слово, но и учит украинский язык, занимается с профильными экспертами, которые обучают его «правильно выражаться».
К слову, подлинность автобиографии Прутника, выдержки из которой были ранее предложены нашим читателям в материале:
«Внебрачный сын» Януковича ответил на вопросы «Обоза»
, Эдуард Анатольевич категорически опроверг. «Даже дата рождения не моя», - весело рассмеялся он, едва лишь глянув на продемонстрированный ему документ. И тут же отвернулся, давая понять: вопрос исчерпан. А это косвенно указывает на то, что Прутник, как минимум, знаком с полным текстом бумаги. Или просто не хочет ее признавать. Очевидно, человек, ни разу в жизни не видевший «собственной» автобиографии, как минимум, захотел бы с ней ознакомиться.
Впрочем, по ходу беседы, продолжавшейся в «три захода» на протяжении двух с половиной часов, разговорить Прутника «Обозу» все-
таки удалось - главный стратег-пиарщик Виктора Януковича поведал немало интересного. И хотя далеко не на все вопросы получены ответы, для нас, в данном случае, важно то, что они вообще были заданы.
Читайте также: «Внебрачный сын» Януковича ответил на вопросы «Обоза»
«В 2004-м мы не отличались дисциплиной»
- Кто занимался формированием публичного образа Януковича в 2004-ом?
- Штаб. Но он был неоднороден.
(имеется ввиду, что на процесс принятия решений имели влияние несколько «столпов» - формальных и неформальных лидеров партий, сформировавших в 2004-м коалицию в поддержку «единого кандидата» Януковича «Вместе ради будущего», - авт.)
- Иначе говоря, вы обвиняете тогдашних соратников в «подрыве» кампании?
- Во-первых, это не обвинения. Во-вторых, речь идет не о конкретных людях, а об отсутствии единой позиции в штабе. Мнений, разнообразных предложений может и должно быть много, но консолидированное решение всегда одно. Оно-то и обязательно для исполнения всеми. Избирательная кампания требует дисциплины. А в 2004-м мы, наверное, этим не слишком отличались.
Соответственно, в 2006-м старались работать так, чтобы не повторять собственных ошибок. Четко трудились в рамках единой стратегии.
- Насколько эффективную пиар-стратегию выбрали лично для Януковича уже сейчас?
- Достаточно эффективную. Он постоянно ездил по стране – даже самым отдаленным ее уголкам, встречался с людьми, слушал об их бедах и объяснял, насколько в программе Партии регионов и ее «Стратегии экономического развития Украины» «прописаны» решения выхода из кризисных ситуаций. Более действенную технологию придумать сложно. Знаете, как говорят: «Скольким я пожал руку, столько за меня проголосовали».
- «Миллион рукопожатий», Жак Сегела.
- Именно! А вот в 2004-м этого, к сожалению, не было. Янукович слишком многим представлялся как виртуальный телевизионный образ.
- Но если тогда, в 2004-м, видели, что что-то происходило, на ваш взгляд неправильно, почему не говорили об этом Януковичу?
- У каждого свой сектор ответственности. Если то, о чем вы говорите, в сферу моей компетентности не входит – я ведь был советником по экономическим вопросам, - почему должен об этом докладывать?
(в ответ на реплику: могли, мол, чисто по-человечески подсказать, Прутник еще раз корректно напоминает о неоднородной структуре штаба, - авт.)
- Значит, у вас обида на Кучму за то, что он не «задавил» Майдан?
- «Давить» Майдан, я считаю, вообще было бы неправильной позицией.
- Но ведь Янукович предлагал применить силовой вариант?
- Это неправда.
(присутствующий при разговоре хозяин кабинета напоминает известную историю о том, как Янукович, якобы в узком кругу, в присутствии своих сыновей, сказал буквально так: «Если прольется хоть одна капля крови, мне такая власть не нужна». По словам народного депутата, он слышал это лично, - авт.)
- Кто из пиарщиков работал в ту кампанию?
- Сборная специалистов.
- Кто в 2004-м привел в штаб Януковича россиян Гельмана и Павловского?
- Не я.
- Хорошо, давайте иначе: откуда появились плакаты с изображением Виктора Ющенко-дяди Сэма, Украина, разделенная на три сорта?
- Повторяю: я не занимался тогда идеологией. И не хочу говорить о том, к чему не имею ни малейшего отношения. Мне оправдываться, слава Богу, не за что. И вообще, давайте не будем обсуждать 2004-ый, зачем копаться в прошлом?
«В Штаты я ездил к своим друзьям»
- Чем лично вы занимались в кампанию в 2006 году?
- Скажем так: на мне был сектор коммуникаций.
- Чем конкретно?
- Всем, что входит в понятие «коммуникация».
- То есть вы обеспечивали публичный имидж лидера?
- Не только лидера – партии.
- А в 2006-м зарубежных экспертов привлекали?
- Привлекали не просто желающих, а тех, кто имеет опыт. Чтобы не повторять ошибок 2004-го. Характеризуя выборы в целом, скажу, что полученный нами результат говорит сам за себя. Если бы проще была технология голосования, не было бы очередей на участках, ошибок в списках и т.д., к нему добавилось бы еще 4-5%. Вообще мы рассчитывали на 36-37%.
- Верно ли, что на президентских выборах именно вы занимались формированием имиджа Януковича за рубежом, в том числе в США?
- То, что я в тот период несколько раз был в Соединенных Штатах, еще ни о чем не свидетельствует. Во время одного из визитов возникла необходимость встретиться с журналистами – я сделал это, была пресс-конференция.
- Вы ездили туда в статусе советника Премьер-министра?
- Я приезжал туда к своим друзьям. А для друзей, как вы понимаете, статус неважен.
- Недавно был обнародован отчет Минюста США, в котором упомянут целый ряд лоббистских компаний, которые вы тогда якобы наняли работать на украинское правительство в целом и на Янковича в частности.
- Я не могу комментировать отчет Минюста США.
- Но там фигурирует ваша фамилия!
- Я никого не нанимал. И денег никому не платил. И документов никаких не подписывал! (говорит это довольно резко, четко расставляя акценты и делая выразительные паузы, - авт.).
Просто в США тоже есть симпатики Януковича, и они, вопреки доминировавшей позиции наших тогдашних оппонентов, открыто об этом говорили, пытались донести свои мысли до широких масс.
- За бесплатно? Слабо верится!
- Задайте этот вопрос им.
- Хорошо, но отчет – это официальный документ, в котором зафиксировано, что посредством господина Прутника для лоббирования украинского правительства и лично премьера Януковича наняты следующие компании: DB Communications (бюджет - $99.9 тыс.), JWI ($195.4 тыс.), Aleksei Kiselev и Venable.
- Я бред не комментирую.
- Хорошо, а с пиарщиками господина Ахметова вы знакомы!?
- Выключи диктофон – расскажу.
В режиме офф-рекорд ничего сенсационного Прутник, к сожалению, не сообщил. Только добродушно разъяснил необходимость размежевывать пиарщиков партии в целом и ее отдельных членов.
- По нашей информации, в конце ноября прошлого года у некоторых представителей вашей партии, а именно – господ Азарова, Клюева и Януковича, состоялась встреча с американскими дипломатами, на которой «регионалы» пообещали не педалировать больше тем русского языка, второго гражданства, вступления в НАТО. Взамен американцы посулили ПР помощь в создании единой коалиции «с оранжевыми». Сразу после этого публичная риторика Виктора Януковича, особенно во всем, что касается внешней политики, резко изменилась. Источники в ПР подтверждают взаимосвязь между этими двумя событиями. Имели ли вы какое-то отношение к той встрече, говорят, именно вы ее организовали?
- Я об этом вообще впервые слышу.
Во второй части интервью читайте о том как:
- Прутник «ушел» из ПР «чтобы вернуться»;
- компания «Вестпром», якобы принадлежавшая Прутнику, купила Януковичу квартиру в тысячу(!) квадратных метров в знаменитом «доме Порошенко» по улице Грушевского 9-а;
- Янукович не позволил Прутнику «споткнуться в ранней молодости»;
- о личностных метаморфозах Виктора Януковича за последние десять лет;
- о перспективах коалиционной дружбы ПР с «группой в полосатых купальниках» из НУ.