УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Пробный шар спецоперации «Путин-3»

Пробный шар спецоперации «Путин-3»

Российским парламентариям предложено вынести на референдум вопрос о том, можетли Владимир Путин трижды избираться президентом

Видео дня

Обе палаты Федерального собрания, и Госдума, и Совет Федерации, получили соответственно оформленную инициативу одновременно — 17 апреля.

КАВКАЗ ПРЕДЛАГАЕТ

Как и положено в таких случаях, инициатива поступила снизу, или, точнее, не просто снизу, а с кавказских низов. Автором идеи стало североосетинское общественное движение «Согласие и стабильность», которое никак нельзя отнести к известным и самостоятельным структурам. По свидетельству российской прессы, две тысячи членов организации причисляют себя к сторонникам партии «Единая Россия», однако не устают повторять, что «никем не ангажированы».

Президент Северной Осетии, лидер республиканского отделения партии Таймураз Мамсуров назвал идею референдума о третьем сроке «признаком проявления зрелости гражданского общества в Северной Осетии и повышения его политического сознания». Дозрела ли вся Россия до подобной постановки проблемы, насколько удачно выбрано время для очередного витка операции «Путин-3» и по какому варианту пойдет ее реализация, как отреагирует Федеральное собрание на инициативу — все эти вопросы пока остаются без ответов. Вместе с тем известные политологи России уверены: «проблема 2008 года» реальна, и в настоящее время нет еще единого мнения о способах ее решения. Отсюда и «пробные камни» в виде региональных инициатив, которые, вероятно, следует рассматривать как зондаж общественного мнения. Более того, отметил бывший глава ЦИК России Александр Иванченко, «в оставшиеся два года мы столкнемся с массой инициатив подобного рода, это будет подготовка общественного мнения к какому-то нестандартному способу решения данного вопроса».

ВАРИАНТЫ И СЦЕНАРИИ

В этой связи наиболее часто называют два подхода: «лобовой» белорусский вариант, то есть проведение референдума о третьем сроке (говорят еще о возможности возглавить союзное государство России и Белоруссии, хотя подобная опция не только нарушает «чистоту эксперимента», но со временем становится все менее вероятной), и «обходной» — через инициирование досрочных выборов.

Дело в том, что еще в июле прошлого года по инициативе думцев от «Единой России»

Комитет по конституционному законодательству одобрил поправку, разрешающую ушедшему в отставку чиновнику (президенту или губернатору) баллотироваться еще раз, если досрочные выборы признаны несостоявшимися. Ранее законодательство о гарантиях избирательных прав запрещало политику, досрочно ушедшему в отставку, баллотироваться на досрочных выборах. Поэтому аналитики отреагировали на изменение законодательства однозначно: «Единая Россия» создает лазейку для третьего путинского президентства. И даже предложили примерную схему ее реализации. Незадолго до окончания срока полномочий Владимир Путин уходит в отставку, досрочные выборы признают несостоявшимися, после чего ВВП на белом коне въезжает в Кремль.

Однако в этой схеме много «но». Во-первых, Владимир Владимирович, предпочитающий лично держать все под контролем, вряд ли согласится стать объектом манипуляций. По меньшей мере, чтобы не быть никому обязанным. Во-вторых, создание искусственного положения вне игры потребует каких-то пояснений. Если не для своих граждан, то для мирового сообщества. О проблемах Бориса Ельцина знал весь мир — и его решение покинуть пост досрочно было воспринято с пониманием. Однако обладатель «черного пояса» по дзюдо до сих пор на здоровье не жаловался. Но если и предположить, что обоснование решения об отставке окажется приемлемым, возникнут вопросы о мотивации возвращения во власть. И, наконец, третья причина: по данным независимого «Левада-центра», если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье и в них принял участие Путин, он получил бы не более 31% голосов.

В этой связи более приемлемыми кажутся иные данные, полученные в рамках того же опроса общественного мнения: почти половина россиян (45%) готовы поддержать изменение Конституции страны ради третьего президентского срока Владимира Путина. Более того, при определенных чрезвычайных условиях (кризис, война, теракты) на новые четыре года президентства ВВП согласны 66% опрошенных. Опосредовано в пользу внесения конституционных изменений через референдум свидетельствует и довольно невнятная реакция Москвы на результаты народного волеизъявления в Белоруссии. Директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин полагает, что политика невмешательства Кремля в белорусскую историю связана с тем, что Россия через некоторое время сама окажется перед такой же проблемой.

Последние заявления и инициативы могут свидетельствовать о существовании некоего консенсуса российских элит по поводу продления срока правления нынешнего президента. А вот согласия относительно алгоритма, похоже, нет. Для иллюстрации достаточно вспомнить недавнее выступление лояльного к Путину спикера Госдумы Бориса Грызлова, заявившего, что фракция «Единой России», имеющая большинство в нижней палате, не допустит проведения изменений в Конституцию. Возможно, он разделяет прозвучавшее почти год назад заявление «коллеги по цеху» — спикера Совета Федерации Сергея Миронова, считающего более эффективным пятилетний, а не четырехлетний цикл президентской каденции. По его мнению, это изменение не влечет за собой необходимости менять Основной закон.

Если предположить, что подобное произойдет, вполне вероятно, стоит ожидать так называемого украинского варианта. Конституционный суд попросту истолкует второй путинский срок как первый, что имело место в период правления Леонида Кучмы.

ПУТИН МОЛЧИТ

Реакция самого «виновника торжества» на свежую североосетинскую инициативу пока неизвестна. Однако, принимая во внимание прежнюю профессию президента Российской Федерации, не стоит ожидать от него высказываний четких и определенных.

Иногда он сетует на Конституцию. «Может быть, я и хотел бы, но Конституция страны не позволяет это сделать», — уклончиво заявил Путин в Финляндии, подтвердив ранее озвученный тезис.

Напомним, что во время прямой линии с россиянами 27 сентября 2005 года президент России заявил: он считает, что свое место в строю найдет и без резкого изменения законов, в том числе и Конституции. Акцент, надо полагать, на слове «резкого».

Тем не менее Путин иногда демонстрирует, что вполне философски относится к третьему сроку. На встрече в Ганновере (Германия) с руководителями российских и немецких СМИ он отметил, что избираться в третий раз Конституция не запрещает. И объяснил, что может баллотироваться в 2012 году, поскольку это не противоречит Основному закону. Правда, с небольшой оговоркой: «Не уверен, что я захочу избираться».

Список мнений будет неполным, если обойти вниманием так называемые шутки российского президента по поводу бремени власти. В целом они непротиворечивы: от заявления «останусь до 2012-го, если народ попросит» во время пресс-конференции в начале 2004-го до высказывания, что отвечать за всю страну три срока подряд никаких человеческих сил не хватит.

Таким образом, напрашивается предположение: возможности переизбрания ВВП не исключает, и она зависит не столько от воли народа, сколько от собственного желания.

Народ же просит, не уставая. Региональный прессинг нарастает. За сравнительно короткий промежуток времени с 10 августа прошлого года до наших дней зафиксировано не менее девяти инициатив, предлагающих различные подходы реализации проекта «Путин-3». Самым, пожалуй, знаковым в этом ряду можно считать доклад аналитика Альфа-банка Кристофа Уифера об инвестиционном климате в России. Автор делает вывод о необходимости появления механизма, позволяющего Путину остаться у руля после 2008 года, поскольку не видит других способов сохранения инвестиционной привлекательности России.

Международная, и прежде всего американская, реакция несколько иная. Госсекретарь США Кондолиза Райе во время своего прошлогоднего визита в Москву довела позицию Вашингтона весьма жестко. По ее мнению, Путин должен выполнить свое обещание и не пытаться остаться у власти на новый срок. «Очевидно, вряд ли какие-либо изменения в этой сфере (конституционной. — «к:») станут позитивным развитием событий. Я не жду таких изменений. Мы ловим президента Путина на слове», — цитировали ее заявления информационные агентства.

Изменений, скорее всего, не будет. Во всяком случае, до июля, когда в Санкт-Петербурге пройдет саммит «большой восьмерки». При этом не стоит отбрасывать вариант, что именно там, в неформальной обстановке, будет предпринят «мозговой штурм» с целью уточнения деталей спецоперации «Путин-3». Ведь стабильность и предсказуемость России — проблема общая.

Михаил Омелях http://comments.com.ua/