В Польше создали противоестественную коалицию
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В среду в Польше на смену однопартийному правительству меньшинства пришла двухпартийная коалиция. Она выглядит весьма курьезно, объединяя вчерашних оппонентов: правое движение "Право и справедливость" (ПС) вступило в альянс с левопопулистской партией "Самооборона". Возглавляет "Самооборону" скандально известный политик Анджей Леппер, прославившийся призывом "стрелять либералов", что не помешало ему получить в новом кабинете посты министра труда и вице-премьера. Теперь господину Лепперу до его политических "мишеней" в правительстве в прямом смысле слова рукой подать.
Пойти на столь странный, если не сказать противоестественный союз правых вынудило то, что все неполные шесть месяцев их правления Польша балансировала на грани политического кризиса. Неустойчивая политическая ситуация была обусловлена тем, что победившему в конце прошлого года на выборах движению "Право и справедливость", получившему 156 мест в 460-местном парламенте, за это время так и не удалось прийти к соглашению о формировании правящей коалиции с либералами из движения "Гражданская платформа". В результате нежелательная для правых перспектива проведения досрочных выборов становилась все более реальной. Между тем исход выборов мог оказаться существенно иным, чем в конце 2005 года. Поставленные перед реальной угрозой потери власти, братья Качинские, один из которых осенью был избран президентом Польши, а другой по-прежнему возглавляет движение "Право и справедливость", пошли на неожиданный и вызвавший в Польше весьма неоднозначную реакцию шаг: предложили заключить коалиционное соглашение с "Самообороной", которую многие в самой Польше и за ее пределами считают левопопулистской. Вступившая с ПС в коалицию "Самооборона" имеет 55 мандатов. Коалицию мог бы поддержать и ряд независимых депутатов.
Одними из первых против столь странного альянса выступили два ключевых члена кабинета – министры иностранных дел Стефан Меллер и финансов Зита Гиловская. Но премьер Марцинкевич на их возражения ответил, что насильно в своем кабинете никого не держит. Выдвигая аргументы в пользу союза с "Самообороной", премьер упирал на то, что Польша крайне нуждается в сильном правительстве, располагающем солидной поддержкой в парламенте. Без такого правительства реализовать намеченную программу радикальных социальных реформ невозможно. Примечательно, что, словно подтверждая оценку премьера Марцинкевича, новоиспеченный вице-премьер Леппер говорит о необходимости резко снизить налоги и повысить социальные пособия. Правда, эти популистские заявления произносятся без оглядки на реальное состояние экономики.
Многие наблюдатели бьют тревогу по поводу состава новой правящей коалиции, считая ее антиевропейской и националистической. Кроме того, независимые аналитики опасаются хаоса на финансовых рынках и недоверия к Польше со стороны западных партнеров. Никто не понимает, откуда новое правительство возьмет средства для выполнения своих обещаний резко повысить уровень жизни населения. "Мы можем забыть о реформах в экономике, из-за чего потеряем массу времени и дадим огромную фору другим центральноевропейским странам",– заявил известный польский экономист Ришард Петру.
Детали новой правительственной программы будут обнародованы в ближайшие дни. Тем временем из некоторых западноевропейских столиц уже раздались голоса о том, что странам Евросоюза неплохо было бы вспомнить события шестилетней давности, когда ЕС ввел санкции против одного из своих членов, Австрии, в связи с тем, что в правящую коалицию выигравшая выборы Народная партия пригласила экстремистскую Партию свободы Йорга Хайдера. Однако канцлер Австрии Вольфганг Шюссель не позволил лидеру Партии свободы войти в состав своего кабинета. Пока Брюссель лишь присматривается к развитию ситуации в Варшаве.
АЛЕКСАНДР Ъ-КУРАНОВ, "Коммерсант"