Сторонники объединения «Нашей Украины» с Партией Регионов рассматривают его через призму прагматизма. Все менее вероятный союз НУ с БЮТ обосновывают популизмом, а иногда даже радикальным. Если мы уже начали говорить о таких серьезных понятиях, то давайте идти до конца.
Широкая коалиция - это, конечно, прагматично. Таким образом, мы объединяем восток и запад. Обеспечиваем целостность, соборность и единство державы. Мирим Донецк со Львовом. Ставим интересы страны на первое место, отказываемся от личных амбиций. Очевидных преимуществ – масса, но их, почему-то, поддерживает до 10%, а по некоторым данным – и до 5% общества.
С точки зрения политологии существует несколько государственных политических стратегий. Действительно, среди них есть популизм, который представляет собой максимальную ориентацию на настроения и требования масс. Предполагает прямую апелляцию к мнению народа, обращение к нему за поддержкой. Обычно популистская стратегия используется лидерами для получения (удержания) власти, но с точки зрения управления государством не может быть использована в течение долгого периода, поскольку появляются такие явления, как упрощение сути значимых, общественных проблем, нереальные иллюзии, развитие утопических идей, основанных на каких-то общих идеалах.
Следующее понятие, которое хотелось бы рассмотреть – демократизм. Это когда у людей не только спрашивают их мнение, но и привлекают к реальному участию в решениях государственных проблем, в том числе – непопулярных. Еще есть консерватизм. Ориентируется на сохранение существующих политических институтов, уважение традиций, почитаемых в обществе ценностей, характеризуется осторожностью при рассмотрении нововведений. Противоположность консерватизму – радикализм. Эта стратегия настроена на быстрые и глубокие политические перемены. Наиболее явно выраженной формой радикализма является так называемая революция – быстрое и качественное изменение характера власти.
Открыв любой учебник по политологии, мы увидим, что для рассмотрения осталась только одна политическая стратегия. Но не прагматизм – того нет вообще. Есть элитизм. Который представляет собой такую политическую стратегию, в которой процесс подготовки и принятия политических решений превращается в прерогативу политиков и высших чиновников. Народ в этом случае от участия отстраняется. Под видом некомпетентности. И высокой иррациональности.
Как уже говорилось, объединение «Нашей Украины» с Партией Регионов поддерживает очень маленький процент людей. Следовательно, в случае принятия такого решения, мы получаем элитизм чистой воды – никто не может дать гарантии, что «широкая» коалиция и дальше не будет воплощать в жизнь непопулярные решения.
Еще одной особенностью элитизма является то, что он, если все «правильно» и последовательно сделать, по определению служит камуфлированием господства определенных общественных групп. Приводит к отчуждению граждан от политики, подрывая основную базу демократии.
При идеальных обстоятельствах элитизм – лучшее из того, что вообще можно представить для народа. Раз в несколько лет граждане проявляют электоральную активность, а после – напрочь забывают о политике, занимаясь своими делами. Они бы рады. Если бы не некоторые особенности национальной элиты.
Кучму превратили в рыжего козла отпущения – виновника всех бед и горестей украинского народа, а разговоры про так называемый «кучмизм» делают его подобием страшного инфекционного заболевания. Оно и правильно. Причина нужна, а все виноватыми быть не могут. Но не в этом суть.
Мой знакомый, директор журнала, который специализируется на предметах роскоши (соответственно – для элиты) как-то, подвыпив, задал риторический вопрос:
- Валерич, а какая у нас может быть «элита», если все они учились в советской школе?
Принадлежность к советской школе – важная, но не единственная особенность. Хотелось бы рассмотреть и другие.
Получив элитизм, у нас снова появляется правящий класс, который все так же будет характеризироваться следующими вещами.
1. Практически все представители нашей «элиты» имели партбилет КПСС. Не знаю, кто как, а я такое серьезное заблуждение в идеологии готов простить. Дело не в коммунизме. Дело в нравственной дегенерации. Эти люди не верили ни в коммунизм, ни в демократию. Верили в одно – потребительские идеалы запада, показанные по телевизору. К чему и стремились. По данным российских социологов, свыше 75% политической и 61% бизнес-элиты – выходцы из советской номенклатуры.
2. В свою очередь, выходцам из номенклатуры присущи низкие профессиональные и нравственные качества, что особенно хорошо видно при контакте с работниками государственного сектора.
3. Кумовство. Особенность любой элиты состоит в том, что она всегда пытается воспроизводиться из своей среды. Как результат, на многие должности у нас, как и раньше, будут приходить некомпетентные и непрофессиональные, зато очень дорогие, близкие и родные кому-то люди.
4. Элита всеми возможными и невозможными способами пытается ограничить доступ в свою среду извне. Следовательно, много молодых, энергичных и толковых людей останутся вне очковой зоны. Бюрократия есть, и с ней нужно бороться.
5. Даже если новый, принципиальный человек высоких нравов все-таки зачисляется в элиту, то быстро «осваивается» и становится как все.
Безусловно, у нашей, украинской элиты есть еще много важных и не очень особенностей, но достаточно пяти перечисленных, чтобы в полной мере объяснить глубину кризиса украинского общества. Проблему необходимо решать, и выход из сложившейся ситуации состоит в создании механизма новой конкурентной системе рекрутирования элит. Но представители элиты говорят подобного рода инициативам решительное и внушительное «нет».
Получается, что нам, украинцам, остается одно - ждать. Пока представители наших элит «перегрызуться» и таким образом пройдет формирование нормального нового украинского общества и элиты в том числе. А еще будем ждать героя. Настоящего. Недавно был тут один, да не оправдал себя. Нужен новый сэр Уинстон Черчилль – последовательный и принципиальный борец с коррупцией и бюрократией. Параноик с чистым прометеевским огнем внутри.