Куда исчезли 250 боеголовок?
Перед новым годом, когда Украина и Россия готовились к газовой войне, в Верховной раде были доложены результаты работы комиссии по проверке фактов незаконной торговли оружием. Сергей Синченко из блока Юлии Тимошенко, в частности, заявил, что не только с 92-го куда-то сгинуло на 32 млрд долл. вооружения, но и обнаружена существенная разница (в 250 штук) между количеством ядерных боеприпасов, переданных по бумагам Украиной и официально принятых Россией.
Никаких внятных объяснений недостачи не последовало. Где конкретно находятся пропавшие боезаряды общей справочной мощностью более 20 мегатонн — непонятно. Всего в Украине к моменту распада СССР было, в соответствии с меморандумом к советско-американскому договору СНВ-1, 1564 стратегических боезаряда. В 94-м Пентагон объявил, что стратегических ядерных боеголовок в Украине существенно больше — 1734. Кроме того, к началу 92-го года там было, по заявлениям украинской стороны, 2883 тактических и оперативно-тактических боезаряда.
За тактические боеголовки, что были вроде бы все вывезены в 92-м году, Москва выплатила Киеву примерно 0,5 млрд долл. В обмен на стратегические боеголовки, которые стали вывозить в 94-м, в Украину поставлялось бесплатно ядерное горючее для АЭС. Украинских парламентариев при этом, похоже, больше всего волнует то, что москали хохлов опять объегорили, что мало заплатили, что 250 боезарядов как-то заныкали, что одно лишь тактическое оружие должно было стоить, по словам Синченко, 1,5 млрд долл.
Но какова «справедливая цена» ядерного боезаряда, если это нерыночный товар? Или он уже стал рыночным, а мы не заметили? Пропавшие на украинско-российской границе 250 ядерных зарядов вполне могли стать заначкой какой-нибудь совместной структуры для дальнейшей перепродажи на черном рынке.
Официальная позиция нашего военного ведомства состоит в том, что все ядерные боезаряды — изделия строгой отчетности, все до одного были вывезены в Россию и ни один никогда не пропадал. Но можно ли доверять публичным заявлениям?
Например, 14 декабря вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, публично комментируя появившуюся в СМИ информацию «о якобы существующих планах по ликвидации военных округов и их замене стратегическими территориальными направлениями», заявил, что «никаких планов по ликвидации округов, флотов нет и не будет, равно как и увеличения численности или появления новых структур». Через три месяца, 21 марта, Иванов признал, что планы, оказывается, есть и что «создание региональных командований — это стратегически нужный и полезный шаг… такие командования необходимы».
Тошно слушать путаные опровержения вконец запутавшихся людей. Неделю назад Пентагон опубликовал доклад, из которого следовало, что в 2003-м в американском региональном штабе в Дохе (Катар) российский агент получил доступ к телефонным переговорам западных военных и политических начальников. По показаниям бывших иракских военных, эти сведения вместе с данными спутниковой разведки наши через посольство в Багдаде будто бы передавали Саддаму Хусейну по ходу войны с США. Понятно, что последовал шквал опровержений из Москвы, в том числе со стороны МИД и СВР, которые прямого отношения к делу, скорее всего, не имели. Иванов назвал американские обвинения полной ерундой, употребив, правда, более сильное выражение.
Между тем еще в апреле 2003-го «Новая газета» писала о появившихся тогда в интернете «оперативных сводках» некоего таинственного источника Рамзай (Ramzaj), которые отличались необычайной осведомленностью о подробностях передвижения войск, о ходе боестолкновений, о потерях и возможных видах сторон на будущее и использовали, как утверждалось, данные, полученные от ГРУ ГШ и от спутников-шпионов. 8 апреля 2003-го публикация сводок внезапно прекратилась «в связи с выездом некоторых российских дипломатов и журналистов из Багдада».
Информация в сводках нередко была вполне аутентичной (агент в Дохе не зря работал!), но общая оценка хода боевых действий оказалась совершенно ложной. К тем же выводам, что и «Новая газета» в 2003-м, пришел на прошлой неделе Пентагон: развединформация, тайно переданная иракцам, которые, впрочем, могли совершенно бесплатно прочесть выжимки в Интернете от источника Рамзай, только сбила с толку Саддама и помогла американцам с ходу взять Багдад. Российское руководство было также совершенно дезориентировано.
Пентагон объявил, что дальше всерьез расследовать историю с передачей российских разведданных иракцам не намерен. Действительно, если наши добровольно и бесплатно снабжают врагов Америки и собственное руководство убийственной дезинформацией, зачем мешать?
Известный ветеран нашей разведки, прослуживший в ГРУ ГШ более 30 лет, заявил «Новой газете»: «Корень писаний Рамзая и сводок, что шли руководству, может быть один. Оголтелый антиамериканизм, распространенный в спецслужбах и военных кругах, искажает результаты анализа объективных разведданных. Вдобавок везде после распада Союза, в том числе и в спецслужбах, нарастают деградация, продажность и некомпетентность».
Не так давно стало известно, что еще в 2000-м при перевозке из Украины в Россию (как следовало из документов) пропало до 20 бывших советских стратегических крылатых ракет большой дальности Х-55. Как в истории с ядерными боезарядами, большая часть этих изделий строгой отчетности была вывезена в Россию, а сколько-то было уведено на черный рынок и тайно продано в Китай и в Иран вместе с комплексом наземного обслуживания и со специалистами для подготовки местного персонала.
Так, может, Иран (и/или Китай) получил Х-55 в дополнение к украденным штатным 200-килотонным боезарядам? В Украине были сотни подобных зарядов, и, по словам Синченко, поспешно вывезенное ядерное оружие могло бы находиться в боеготовом состоянии на складах до 2010 года, по меньшей мере. Специалистов по обслуживанию ядерных боезарядов из числа бывших служащих 12-го Главного управления Минобороны можно нанять в Украине, как, впрочем, и в России.
Многих дипломатов и специалистов в России и на Западе сегодня изумляет совершенно непонятное, вызывающее поведение Ирана. Тегеран отказывается от всяких европейских и российских компромиссных предложений, грозит стереть с лица земли Израиль и нанести Америке сокрушающий удар, причем заявления исходят от самого высшего руководства. Может, эта на первый взгляд необъяснимая самоуверенность есть материальное отражение уже имеющегося, а не планируемого иранского ядерного потенциала?
Для того чтобы стереть с лица земли Израиль, вправду нужно лишь несколько Х-55 с 200-килотонными боезарядами. Иранская же ядерная программа, о которой столько шума, может, пока носит по большей части мирный, исследовательский характер, и понадобится она всерьез только после 2010 года не для создания ядерного оружия, а для поддержания и развития уже имеющихся возможностей.
Страшно представить, что еще, кроме газа, Х-55, ядерных зарядов, могло исчезнуть при пересечении российско-украинской границы за прошедшие 15 лет. И, главное, где все это добро в конечном итоге вынырнет.
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель «Новой»