Уйти? Что вы – остаться!
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
После решения Политсовета «Нашей Украины» наиболее вероятным вариантом осталось создание так называемой оранжевой коалиции. В нее войдут парламентские фракции НСНУ, БЮТ и СПУ. Таким образом, это парламентское объединение будет насчитывать более 240 депутатов: пусть и зыбкое, но большинство, которое получит право называть себя коалицией и формировать новый состав Кабмина. На кресло премьер-министра в таком случае претендует, понятное дело, Юлия Тимошенко. Она уже неоднократно заявляла о претензиях на премьерское кресло, мотивируя свое право тем, что БЮТ набрал на выборах больше голосов, чем другие партнеры по коалиции, а потому и должен предлагать свою кандидатуру на пост премьера.
Самый простой способ оставить Тимошенко без премьерского портфеля – союз НСНУ с бывшими соперниками по выборам – Партией регионов. На первый взгляд, идея сомнительная, поскольку регионалы до сих пор считались непримиримыми оппонентами. Они неоднократно обвиняли действующую власть в злоупотреблениях, некомпетентности и прочих политических и экономических грехах. Однако в свете озвученных деклараций об объединении востока и запада, такой союз выглядел достаточно реальным.
К тому же, обе политические силы в своих комментариях и прогнозах допускали подобное развитие событий. Например, один из лидеров Партии регионов Тарас Чорновил заявил: «Сейчас все идет к коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов. Мы четко показали, что готовы к работе в коалиции, готовы к серьезным переговорам и компромиссам». В свою очередь, министр внутренних дел Юрий Луценко выразил готовность работать с некоторыми представителями Партии регионов, признав таким образом, что в команде идеологических оппонентов есть профессионалы. «С Кушнаревым я никогда не сел бы за один стол. А, к примеру, с Раисой Богатыревой – почему бы и нет», – сказал Луценко на одной из пресс-конференций.
Если НСНУ и Партия регионов объединятся, Юлии Тимошенко уготовано место в оппозиции, а действующий глава Правительства Юрий Ехануров имеет большие шансы остаться на своем посту. Эту возможность допускают, например, известные в Украине политологи Станислав Белковский, Виктор Небоженко и Андрей Ермолаев.
Ехануров снова может стать компромиссной фигурой, устраивающей большинство политических сил. Так было, например, в сентябре, во время его первого назначения на эту должность. Тогда кандидатуру Юрия Ивановича поддержали 289 народных депутатов. Фракция Партии регионов согласилась поддержать Еханурова и проголосовала за его кандидатуру в полном составе – пятьдесят человек. Полностью поддержали его и социалисты, в обмен на сохранение своего присутствия в правительстве.
Если участники помаранчевой коалиции все же достигнут принципиального согласия, вариантов премьерства будет два – Тимошенко и Ехануров. Несмотря на то, что оба претендента на премьерский пост, вроде бы, поддерживают Президента и обязуются исполнять его программу развития страны, Ющенко не скрывал, что для него второй вариант все же выглядит более привлекательным. Разница заключается в подходах и методах, которыми руководствуются эти лидеры.
Юлия Тимошенко склонна к радикализму и эмоциональности в принятии решений. Это качество она ярко проявила в первые недели пребывания на посту премьера. Леди Ю. упрекают в том, что она больше занималась самопиаром и пиаром своих отдельных министров, причем доходила в этом до излишних крайностей. Вспомним, например, коллективные походы с министрами на ледовый каток или в театр. Она часто появлялась на телеканалах с различными громкими заявлениями относительно вступления в ВТО, реприватизации, валютной политики, регулирования внутренних цен и преодоления различных кризисов. Многие заявления тогдашнего премьера вызывали настороженность у мирового сообщества, которое, при всей своей лояльности к новой украинской власти, олицетворяющей демократию, очень бережно относится к рыночным основам экономики и неприкосновенности частной собственности.
Много нареканий вызвали действия Юлии Тимошенко у предпринимателей, особенно когда было приостановлено действие льгот в свободных экономических зонах. Это позволило значительно увеличить поступления в бюджет, однако привело к значительным убыткам в сфере бизнеса. Попытки Юлии Тимошенко административно повлиять на топливный рынок, когда на нем возникли проблемы, привели лишь к неконтролируемому повышению цен. Уже после отставки Тимошенко Антимонопольный комитет разглядел в бензиновом и сахарном кризисах картельные сговоры.
Неоднородность правительства Тимошенко привела к тому, что его деятельность сопровождалась постоянными скандалами и «перебранками» между отдельными членами ее Кабинета Министров, которые обвиняли друг друга в коррупции и предательстве идеалов Майдана. Первое время такую публичную «разговорчивость» политиков еще можно было считать одним из достижений оранжевой революции, а именно - свободы СМИ. Но очень скоро стало понятно, что это есть не что иное, как хроническая болезнь, поразившая большую часть Кабмина. В команде не было духовного, идейного единства.
Юрий Ехануров – видимо, в силу особенностей своего характера – исповедует другой подход в своей работе. В отличие от своей предшественницы, действующий премьер – менее публичная фигура. Многие эксперты считают, что это его недостаток, другие – наоборот, объясняют этот феномен его несамостоятельностью, позволяющей оставаться на плаву при любой власти. Ясно одно: будь Юрий Иванович поярче – возглавляемый им блок получил бы большую поддержку украинцев. Но для этого требовались четкие заявления об официальной позиции Кабмина по тем или иным вопросам, широкому информированию о деятельности Правительства, о его успехах. По сути, Ехануров должен был делать все то, за что сам критиковал Леди Ю.
Перед началом премьериады и нынешний, и прошлый главы правительства пытаются все позитивные показатели приписать себе, а негатив по возможности списать на своего оппонента. Сделать это достаточно просто, ведь работа обоих правительств уместилась в рамки одного календарного года. Теперь оба рапортуют об успешном выполнении программы Президента, о росте реальных доходов населения, о повышении средней зарплаты по стране, о многократном увеличении одноразовой помощи при рождении ребенка, которая составляет восемь с половиной тысяч гривен, об объемах промпродукции, поступлении прямых иностранных инвестиций…
Правительство Еханурова утверждает, что ему удалось вернуть доверие инвесторов после опрометчивых и поспешных шагов своей предшественницы. Особенная гордость Юрия Ивановича – что он смог полностью погасить задолженность перед предприятиями по возврату НДС, о чем все его предшественники только мечтали. А снижение роста ВВП списывают на фиктивные операции по экспорту продукции, которые при Кучме были массовым явлением.
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно с большой долей вероятности предположить, что Ехануров рассчитывает остаться на своем посту. Конечно, многое еще зависит от распределения остальных ключевых постов. Каждая составляющая парламентской коалиции захочет иметь несколько своих министерств. Но случайные люди не будут занимать министерские должности. И это очевидно, ведь у каждой из партий есть в активе настоящие профессионалы своего дела.
Единственное чего стоит опасаться первому номеру списка «Нашей Украины», – так это лидера БЮТ Юлии Тимошенко. Если, конечно, она уйдет в оппозицию. Ничего не поделаешь, такие уж правила современного политического противостояния – оппозиция не только с нетерпением ждет ошибок власти, чтобы обвинить ее во всех грехах и повысить свой рейтинг, но и сама с той же целью может создавать подводные камни. А иметь в оппозиции Тимошенко не пожелаешь ни одному политику.