Единства с РПЦ не хочет даже ее зарубежная ветвь

Единства с РПЦ не хочет даже ее зарубежная ветвь

Руководство Русской православной церкви за рубежом, скорее всего, притормозит процесс воссоединения с Русской православной церковью (РПЦ), начавшийся при содействии президента Владимира Путина. Этот вопрос стал главным в повестке дня IV Всезарубежного собора Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), который сегодня примет резолюцию о дальнейших взаимоотношениях с РПЦ. В Московском патриархате до последнего надеялись, что зарубежная церковь официально объявит об интеграции с Русской православной церковью, финалом которой станет признание РПЦЗ неотъемлемой частью русской церкви, возглавляемой патриархом Алексием II. Около 150 клириков и мирян прибыли в минувшие выходные в Сан-Франциско, чтобы соборно решить единственный вопрос – о дальнейших взаимоотношениях с Русской православной церковью. После раскола, который произошел сразу после установления в России советской власти, и вплоть до недавнего времени обе части единой некогда церкви отказывались даже признавать друг друга. Тем не менее по своему уставу РПЦЗ является неразрывной частью РПЦ, временно самоуправляющейся, до упразднения в России "безбожной власти".

Обсуждение вопроса об объединении обещает стать бурным. "Часть паствы наотрез отказывается от любого сближения",– признался епископ Манхэттенский Гавриил. При этом, по его словам, существуют еще две влиятельные группировки – сторонников немедленного объединения и тех, кто предлагает ограничиться "молитвенным общением". "Собор должен принять взвешенное решение, чтобы не произошло раскола,– убежден делегат Собора иерей Николай Савченко.– Надо найти приемлемые формы, которые бы устроили всех".

Напомним, инициатором интеграции расколовшихся частей русской церкви выступил патриарх Алексий II, по просьбе которого в сентябре 2003 года президент Владимир Путин пригласил главу зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию. Уже через два месяца в Москву прибыла делегация РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским Марком, которая договорилась о создании совместных комиссий по преодолению разногласий между РПЦ и РПЦЗ. В мае 2004 года впервые за 80-летнюю историю разделения в Москве прошли переговоры Алексия II с митрополитом Лавром.

За два года переговоров сторонам удалось сблизить позиции по отношению к сергианству (поддержка государственной власти) и экуменизму (движение за единство христианской церкви). Но самым главным достижением стали договоренность о сохранении за РПЦЗ статуса самостоятельной церкви и полный отказ от обоюдных имущественных притязаний.

Всезарубежный собор должен обсудить результаты переговоров и, по сути, санкционировать те или иные варианты объединения. Владыка Лавр, понимая, что встретит в этом вопросе серьезное противодействие, месяц назад написал письмо "к чадам Русской зарубежной церкви", в котором попытался успокоить непримиримое крыло РПЦЗ. "Призываю вас к спокойному обсуждению этих вопросов (об объединении.– Ъ),– говорится в письме.– Хотелось бы напомнить всем, что в данный момент речь не идет о 'присоединении', 'слиянии' или 'унии' с Московским патриархатом, а о примирении обеих частей Русской православной церкви". Он пояснил, что имеет в виду "совместное служение, но два совершенно отдельных церковно-административных управления".

Это, по сути, противоречит первоначальным планам РПЦ, которая надеялась, что процесс интеграции пройдет по другому сценарию – когда зарубежная церковь признает себя неотъемлемой частью русской церкви, возглавляемой патриархом. В 2004 году иерархи РПЦ на Архиерейском соборе предполагали, что воссоединение произойдет уже в ближайшие четыре года. "Есть надежда, что до очередного собора, который будет через четыре года, этот вопрос будет решен",– предположил тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

"Я боюсь предсказывать, но вижу, что наша паства пока не готова к объединению, я думаю, будет принято решение продолжить диалог, то есть работу совместных комиссий",– заявил Ъ член собора секретарь синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил. Иными словами РПЦЗ не пойдет на административное слияние с РПЦ, а в резолюции, которая будет принята на Соборе, в лучшем случае ограничится евхаристическим общением. При этом владыка отметил, что еще не все вопросы, разделяющие церковь, до конца разрешены. "Нашу паству пугает и то, что при слиянии Московский патриархат может поглотит РПЦЗ,– признался он.– Даже самые ярые сторонники объединения понимают, что сейчас нельзя допустить административного объединения". По его мнению, полная интеграция может произойти не раньше чем через пять–десять лет. "Патриарх (Алексий II.– Ъ) не станет нашим начальником, потому что к этому многие еще не готовы, пока мы будем общаться на равных",– подтвердил Ъ член собора иерей Николай Савченко.

"Мы со вниманием наблюдаем за происходящим в РПЦЗ,– сообщил Ъ зампред отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк.– Делегаты сделают тот выбор, к которому они готовы. В любом случае собор будет иметь историческое значение. Его решение определит будущее зарубежной церкви".

ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ