Важен секс, а не дети
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Недавно немецкое общество было шокировано, узнав, что 30% женщин в Германии не имеют детей – это самый высокий показатель в мире. И это не трагедия бесплодия – это сознательная бездетность.
Демографы заинтригованы. Немецкие националисты ошеломлены. Религиозные фундаменталисты сокрушаются, что огромное количество женщин использует средства контрацепции.
А биологов-эволюционистов не устают спрашивать: "Как такое возможно?" Если продолжение рода является фундаментальным императивом естественного отбора, нашего генетического наследия, то не любопытно ли, что люди в таких количествах предпочитают уклоняться от участия в самой насущной деятельности человечества?
А ответ таков: намеренная бездетность действительно любопытный феномен, но отнюдь не удивительный. И весьма познавательный, потому что проливает свет на, вероятно, самую яркую отличительную особенность человека как вида: способность говорить "нет" не только в ответ на плохое предложение или незаконное требование, но и своим собственным генам.
Если говорить о человеческом поведении, по сути, на него влияет не так уж много генетических "предписаний". Наше сердце должно стучать, легкие – дышать, почки – фильтровать и так далее, но эти функции внутренних органов вряд ли можно назвать "поведением" в полном смысле слова. Что касается более сложных действий, то эволюция нам лишь нашептывает, а не выкрикивает приказы.
Люди склонны есть, когда голодны, спать, когда устали, и заниматься сексом, когда возбуждены. Но в большинстве случаев мы сохраняем способность к отказу, ибо в нас сидит старая заноза – свободная воля. Более того, для удовлетворения биологически обусловленных потребностей люди почти всегда удовлетворяют некий острый зуд – именно его существование является эволюционировавшей стратегией, приводящей к естественно отобранному воздаянию. Человек обычно ест не с целью удовлетворить свои метаболические потребности, а чтобы насытиться, и это великодушный эволюционный трюк, который заставляет голодного помогать метаболизму в своем организме.