Вступительная часть к интервью: «Борис Колесников начинает на «Обозе» с чистого листа»
«По сравнению с некоторыми «оранжевыми» - по части мании величия - мы вообще пионерский отряд»
На какой стадии, по вашей информации, находятся сейчас коалиционные переговоры между ПР и НУ?
Я лично ни с кем никаких переговоров не веду. У нас есть официальная переговорная группа, спрашивайте у ее участников, в частности – Николая Азарова.
Вы в этом процессе вообще никак не задействованы?
Нет.
Даже с Верой Ульянченко не общаетесь?
А с чего вы взяли, что я с ней общаюсь? С Ульянченко я едва знаком: так, пару раз виделись.
Возможно, вы поддерживаете тех, кто считает, что коалиция с «оранжевыми» ПР не так уж необходима, а оппозиционность на данном этапе даже более выгодна?
Коалиция должна создаваться по результатам выборов. Во многих странах коалиция обсуждает только кандидатуру премьер-министра, а затем он самостоятельно формирует команду. От успешности их взаимодействия зависит слишком многое.
Представьте, что главный редактор «Обозревателя» не сам подбирает сотрудников, а по указке спонсоров, допустим. Смогут ли потом вместе они эффективно работать? Тут, в принципе, то же самое.
Но если с потенциальными партнерами коалиция не получится, мы, конечно, останемся в оппозиции. Хотя говорить об этом, я считаю, рано.
Разве вас не смущают заявления Президента о том, что союзу ПР и НУ не бывать?
Лично меня - нет, не смущают.
И даже аналогичное решение политсовета НСНУ?
Коалиция возможна со всеми, кто заинтересован в благополучии страны.
Именно для этого, наверное, ПР, кроме официального проекта коалиционного соглашения, написала еще один, пока неофициальный, специально для «регионалов» и «нашеукраинцев»?
Я об этом ничего не слышал. Утвержденный руководящими органами партии, проект коалиционного договора размещен на нашем сайте. Он вынесен на широкое обсуждение, и мы не исключаем корректирования некоторых положений, в случае, если поступят разумные предложения.
Где грань допустимых компромиссов? Насколько я знаю, в «неофициальном» документе, в частности, сглажены ваши с НУ противоречия относительно НАТО, русского языка и т.д.
Давайте сначала уясним, в чем расхождения. Разве вопросы движения в НАТО решаются коалиционными соглашениями? Или их все-таки выносят на референдум, голосуют в зале Верховной Рады?
Они поднимаются не для того, чтобы кому-то угодить, особенно в предвыборный период и уж, тем более, не для того, чтобы набрать на полпроцента больше. Нет, решение этих вопросов для страны, особенно для юго-востока, жизненно необходимо.
Но прописывать их в проекте коалиционного договора неразумно, тем более, что большинства в триста голосов, необходимого для внесения изменения в Конституцию, у ПР и НУ, в случае нашего союзничества, все равно не будет.
Есть ли у вас какие-то альтернативные кандидатуры на пост Премьер-министра, кроме Виктора Януковича?
Для того, чтобы говорить о премьере, надо сначала создать коалицию. Премьерство Януковича как лидера партии-победителя парламентских выборов логично. Это нормальная общеевропейская практика.
Распределение остальных должностей – внутреннее дело коалиции. В любом случае, права оппозиции, кто бы в ней не оказался, должны быть четко прописаны.
Блокирование НУ и ПР вам на руку еще и потому, что неизбежно завершиться расколом «Нашей Украины».
Мы никогда не были злопыхателями, не радовались чужим поражениям. Тут, как в футболе: от чужих неудач своих очков не прибавляется. А ведь очки все равно надо набирать, так же? Если бы киевское «Динамо» стало слабее, нас бы это только расстроило. Здоровая конкуренция всегда подстегивает.
Свидетельствует ли состав избирательного списка ПР, в котором «внезапно» обнаружилось очень много «людей Ахметова-Колесникова», о смещении центров влияния в партии?
Единственное, о чем это свидетельствует – об экономической мощи юго-востока страны. Ни более, но и ни менее. Никаких внутренних «центров» в партии не существует, как бы этого кому-то не хотелось.
Но некую «манию величия», в том числе ввиду многочисленности вашей фракции, «регионалы» уже нажили.
Нет у нас никакой мании величия! По сравнению с некоторыми «оранжевыми» мы в этом плане вообще пионерский отряд.
Если ПР и НУ все-таки удастся создать коалицию, насколько лично вам будет комфортно в ней работать? Ведь именно «оранжевые» год назад засадили вас за решетку.
Самую большую роль в моей «посадке» сыграл Юрий Луценко. Я полагаю, что причин «дела Колесникова» может быть две. Первая – сохранившаяся практика работы «советской милиции», когда каждое резонансное дело продлевало срок пребывания высших милицейских чинов в своих креслах. Вторая – политический заказ. Лично я считаю, что первого было гораздо больше, чем второго.
Ведь как иначе объяснить признания руководителя следственной группы, озвученные позже: господин Москаль лично фабриковал документы дела, господин Корнич – покупал потерпевшему квартиры, устраивал внука в институт?
Так что в «милицейский» сценарий верится больше, чем в «политический», но в коалиционную плоскость это, в любом случае, не переносится.
«Купить «Карла Маркса» мне предлагали еще в 1994-м году»
А какова роль Петра Порошенко?
Ни одного факта, свидетельствующего о его причастности к тем событиям, у меня нет. Я же не Юрий Луценко, чтобы голословно ярлыки наклеивать!
… (после паузы – авт.) Еще в декабре 2004 года, когда обсуждалось, как теперь станет «хорошо» Украине, особенно – юго-востоку, один умный «нашеукраинец» отметил в узком кругу: «Ребята, ничего не получится, менты-то те же остались!». Этот человек очень близок к верхушке НУ, потому фамилию его называть не буду.
Несколько позже, на теледебатах со Зваричем, я сказал ему: «вы ведь жили на Западе, понимаете ту систему ценностей, объясните своим: нельзя стремиться в Европу и одновременно сажать кого-то «по звонку», лишать собственности». С европейским мировоззрением это никак не соотносится.
Говорят, Порошенко посягал на вашу «Киев-Конти».
Мне кажется, это домыслы.
Почему вы значитесь первым гендиректором предприятия, в то время как по-настоящему первым был Сергей Роман, после смерти которого фабрика собственно отошла вам?
«Дегенералы» из МВД - да, именно так и напишите: «дегенералы» - принуждают всяких пенчуков еще не такое рассказывать. Им не хватает ума даже открыть устав фирмы, чтобы сопоставить даты.
Мой товарищ и партнер Сергей Роман никогда не был генеральным директором «Киев-Конти» по той простой причине, что погиб за полгода до ее основания. Его не стало 23 мая 1997 года, а предприятие появилось только 22 ноября 1997 года. Более того, оно не было правопреемником какой-либо структуры, а «поднималось» с «нуля». Так что зря они убеждают, будто бы дела Колесникова пошли вверх только после гибели напарника.
В ноябре 1997 года мы купили Константиновскую фабрику… С фабрикой «имени Карла Маркса» заключили договора о поставках сырья, частичном производстве… Кстати, Петр Алексеевич может подтвердить: именно мне первому, а не ему, еще в 1994 году предлагали купить «Карла Маркса». Я тогда, правда, отказался.
Почему?
На предприятии работало две с половиной тысячи человек, фабрика простаивала, дальнейшие перспективы были очень туманны. Ресурсов для запуска производства нам на тот момент объективно не хватало.
Разве в 1994-м вы уже были настолько состоятельны, что могли себе позволить купить целую фабрику?
Купить – да, но эффективно работать – нет.
Вы все время говорите «мы». Известно, что с Ринатом Ахметовым вы знакомы с детства, но по бизнесу сошлись только в середине 90-х. Это так?
Я не знаю, почему тут, в Киеве, так пишут. У нас всего несколько предприятий, и мой пакет в них совсем не велик. Акциями управляют опытные менеджеры, мы участвуем только на уровне продуцирования идей.
Но это сотрудничество началось не в 90-х, а уже в 2000-х. Вообще для нас с Ринатом Леонидовичем это не есть какие-то глобальные, жизненно важные вещи, я бы не стал на этом внимание акцентировать.
Денежный залог за ваше освобождения вносило именно СКМ, а не «Киев-Конти».
Первые два раза залог, который, впрочем, все равно не взяли, предлагался именно «Киев-конти» и, только потом уже деньги давало СКМ. Ринат оказал мне дружескую поддержку, не вижу в этом ничего зазорного.
«Съезд «Нашей Украины» срывался по команде из Киева»
Вы склоняетесь к «милицейскому» сценарию «дела Колесникова», а есть ли какие-то предположения, почему «взялись» именно за вас?
Поверьте, еще в текущем году все прояснится: кто заказывал, кто исполнял, кто людей пытал, чтобы давали показания против меня. Их, кстати, позже уже пытали, в декабре, чтобы снова меня «упрятать».
На съезде Партии регионов третьего декабря я не зря говорил: бороться нужно не с милицией, а конкретно – с высшим руководством МВД. Оно столько преступлений совершило, чтобы хоть что-то мне «пришить»!
Зачем «шить»? То же дело фонда «Золотой скиф» - на поверхности.
В октябре 2005 года, когда никаких «админресурсов» у нас и в помине не было, все материальное имущество: печать фонда, документы, проходившие по делу, вернули в собственность облсовета. Вам это ни о чем не говорит? Вы же не пишите про то, что Воробьев в этом деле не свидетель, а обвиняемый! Это я - свидетель, а он – обвиняемый!
Более того, на момент, когда Воробьев тут, в Киеве, возмущение свое высказывал, раздавая многочисленные интервью, он находился в розыске. У нас есть соответствующие документы. Почему об этом не говорят?
А почему вы, даже не будучи членом правления фонда, подписывали протокол правления, отстраняя от дел Воробьева?
Тот протокол все члены правления подписали. Все восемь человек! Среди них и Владимир Рыбак, он может подтвердить.
… (после паузы, - авт.) Мне уже столько приписывали! Где «оторванные ноги», о которых Луценко говорил? Где? В сейфе у него? Где они нашли этого Пенчука и сколько ему заплатили? Почему он теперь ходит в «Бриони» и его видят в кабинете министра МВД? Я тоже буду задавать вопросы, причем не просто так, а с фотографиями и документами!
Вы это еще на пресс-конференции обещали. Меж тем съезд «Нашей Украины» в Донецке был сорван именно в бытность вашего руководства облсоветом.
Я на этот вопрос уже много раз отвечал: весь сценарий тех событий писался в Центре, ведущими политическими фигурами. Более того – в «Нашей Украине» об этом знали. Всех пофамильно знали!
Тогда назовите фамилии.
А почему они сами не называют? Видимо, выгодно на «донецких» спихивать!?
Той власти важно было не допустить союза ПР и НУ, двух самых мощных политических сил. Давайте теперь задумаемся: кому невыгоден такой союз при власти нынешней?
Дворец «Юность» - коммунальная собственность, бесчинствовать там без ведома местных властей возможным не представлялось.
Не коммунальная, а государственная, мы проверяли. Тогда «Юность» находилась на балансе Минобразования Украины.
В конце 2004 года мы действительно инициировали передачу нам в коммунальную собственность ряда государственных объектов, находящихся в совершенно запущенном состоянии. К их числу относятся цирк «Космос», дворец «Юность», стадион «Олимпийский».
И аэропорт, в котором были заварены ворота?
Это ложь и дешевые провокации! У нас есть видеопленки, на которых отлично видно все, что происходило на самом деле.
Давайте я вам наглядно покажу (рисует в блокноте схему Донецкого аэропорта, см. ниже, - авт.).
Вот перрон, вот аэровокзальный комплекс и два выхода для пассажиров, оба были открыты настежь и охранялись милицией. По периметру стояли «встречающие» студенты, которые, мягко говоря, стремились выразить свое мнение. «Нашеукраинцы» не захотели вести Виктора Ющенко через этот живой коридор, решили – в обход.
Вот здесь есть ворота для въезда технических автомобилей, на которых висел огромный замок. Он, собственно, всегда там висел, но Петр Алексеевич, красуясь в кадре «героически» пытался его сбить.
«Нашеукраинцы» сознательно шли на конфронтацию, причем именно в Донецке. Ведь во время визитов Ющенко-оппозиционера в Луганск, Харьков, другие города юго-востока, ничего подобного не случалось. Идеология самого съезда та еще была, их оргкомитет отвратительно работал.
Вторую часть интервью «Футбольный клуб – единственное, что перешло Ахметову от Брагина» читайте завтраСоня КОШКИНА